Сравнительная характеристика двух литературных героев. Пушкин – «певец самоотвержения, долга, совести…». Ю.Айхенвальд Для Пушкина в «Капитанской дочке»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Advertisements

Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка». «Капитанская дочка» ставшая классикой русской литературы повесть Александра Сергеевича Пушкина, посвящённая.
ТЕСТ (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») 1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими.
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина.
Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент.
Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка» Урок литературы. 8 класс.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Изображение народной войны и ее вождя Цель урока: проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым раскрывает характеры героев, показывает.
Повесть «Капитанская дочка» Литературная игра 2014 год.
Тема чести и милосердия в романе А. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду» (Пословица) (Пословица)
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
…образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна «Размышляем над прочитанным…»
Урок литературы в 8 классе Падение Белогорской крепости (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Автор Рыжкова Наталья Николаевна, учитель русского.
«Береги честь смолоду»(Проблема чести и долга в ис торическом романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкина) «Береги честь смолоду»(Проблема чести и долга в историческом.
А.С. Пушкин ( ). Тема урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Смысл названия. Маша Миронова – нравственный идеал писателя.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Смысл названия романа.
11 класс. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева «Культура и совесть» (часть 3 (С1)) Без культуры в обществе нет и нравственности.
Транксрипт:

Сравнительная характеристика двух литературных героев. Пушкин – «певец самоотвержения, долга, совести…». Ю.Айхенвальд Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. Ю.М.Лотман

Вопросы: Пушкин – «певец самоотвержения, долга, совести…». (Ю.Айхенвальд) С жизненной позицией и поступками каких персонажей можно соотнести этот эпиграф, чтобы доказать справедливость слов литературного критика? Обоснуйте свое мнение. Назовите нравственные проблемы, нашедшие свое отражение в повести. С какой из них связано высказывание Юлия Айхенвальда? (Основные проблемы, раскрываемые в произведении, - это проблема насилия, милосердия, проблема долга и чести. Высказывание критика может быть соотнесено в большей степени со второй проблемой)

«Капитанская дочка» (имеет несколько сюжетных линий) Главная связана с историей духовного становления молодого человека, Петра Гринева Рядом с Гриневым автор изображает другого героя – Алексея Швабрина. Вопрос: Какую цель преследует писатель, показывая двух персонажей в одной и той же сходных ситуациях?

Задача: сравнить поведение Гринёва и Швабрина в одинаковых или сходных ситуациях, выявить мотивы их поступков и авторское отношение к персонажам

«Законы» построения сравнительной характеристики. Сравнивать предметы, явления можно двумя способами: сопоставляя их(устанавливая сходства) или противопоставляя(выявляя различия). Какой нравственный критерий можно выбрать исходной точкой противопоставления Гринева и Швабрина? Соотнесите его с идеей произведения, эпиграфом к нему.

А.С.Пушкин в одной из работ, посвященных размышлениям о дворянстве: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще). Не суть ли сии качества природные? Так; но образ жизни может их развить, усилить – или задушить».

ЧЕСТЬ 1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть. 2. Условное светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. В И.Даль

Сходства? Молодые офицеры Дворяне по происхождению Образование, характерное для людей их круга Имеют определенное понятие о дворянской чести Наделены некоторыми литературными способностями

Перечитайте: 1. Сцену освобождения Пугачевым бедной девушки от притеснений Швабрина (гл. 12, стр. 131) 2. Фрагменты, отражающие динамику чувства Гринева к Маше Мироновой (гл. 4: стр. 82, 87,гл.5: стр. 89, 93, гл.7: стр. 102, гл.8:стр. 106, 108, гл. 9: стр. 115, гл. 11: стр. 128) 3. Сцену «Гринев и Пугачев»(гл. 8: стр. 111)

Критик Ю.М.Лотман о Гриневе и Швабрине: Он(Гринев) русский дворянин, человек ХVIII в., с печатью своей эпохи на челе. Он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью…В этом глубокое отличие Гринева от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства – как друг Пугачева. Он не «пришелся» ни к одному лагерю; Швабрин – к обоим: дворянин, со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачева.

Петр Андреевич Гринев Алексей Иванович Швабрин Отношение героев к любви Герои в период «грозных волнений»

Схема сочинения 1. Вступление (формулировка главной мысли; зачин-цитата, раскрывающий идею текста; зачин – оценка сопоставляемых героев) 2. Основная часть (а) отметить то, что делает возможным сравнение именно этих двух героев, то есть их сходство например, Гринев и Швабрин – люди своей эпохи) б) и в) по схеме 3. Заключение (концовка – подытоживание, в которой выражается отношение автора сочинения к образам героев; характеристика значения анализируемого произведения для современной действительности)

Типы речи(доминирующие): Описание и повествование Тема сочинения: Поступки героев, их оценка и объяснение возможных мотивов этих поступков

Домашнее задание: Составьте письменно речевое высказывание в жанре сравнительной характеристики – противопоставления «Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

ВАЖНО Объем не менее 200 слов План должен быть записан после заголовка Не забывайте про цитаты из текста.