Подготовка ОУ к введению ФГОС НОО Авторы – разработчики: Богданова Г.А. Полевкова Н.И. Разуминина И.В. Федюнина Г.М. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Advertisements

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Транксрипт:

Подготовка ОУ к введению ФГОС НОО Авторы – разработчики: Богданова Г.А. Полевкова Н.И. Разуминина И.В. Федюнина Г.М. 1

2 Основная цель российского образования 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

3 Стратегия 2020 Новые задачи образования Образование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан 33

Отличие стандартов новый формат стандарта ( рамочный документ ) новое содержание стандарта ( совокупность требований ) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание ( системно - деятельностный подход ) 4

Что такое ФГО C? Федеральные государственные образовательные стандарты ( ФГОС ) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. 5

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать : Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать : 1) единство образовательного пространства Российской Федерации ; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. 6

Требования к структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП ( содержательно и количественно ) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена « неаудиторная занятость » условиям кадровым финансовым материально - техническим иным ( информационно - образовательная среда, учебно - методическое обеспечение ) результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно - деятельностный подход 7

ФГОС НОО Структура основной образовательной программы образовательного учреждения

Закон РФ « Об образовании » Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ ( в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей )

От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения 10 ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно

11 Исполнение стандарта Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщего образования ОУ

Образовательная программа Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. 12

Требования к структуре основной образовательной программы основная образовательная программа – целостный документ пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно - нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов внеурочная деятельность время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов ( учебные занятия : не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)

Содержание основной образовательной программы НОО 1. Пояснительная записка должна раскрывать : цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения ; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования. 14

15 2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания 2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания Духовно-нравственное развитие гражданина России – это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: семейной жизни культурно-регионального сообщества культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий российской гражданской нации мирового сообщества 15

Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура : Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно - нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно - нравственного развития и воспитания Содержание духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно - нравственного развития и воспитания 16

3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты - система обобщенных личностно - ориентированных целей образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно - методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы 17

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования По каждой учебной программе выделяются уровни описания : Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала - « Выпускник научится » ( К каждому разделу учебной программы ) Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета – « Выпускник получит возможность научиться » ( выделяется курсивом ) 18

19 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Формирование универсальных учебных действий

4. Базисный учебный план начального общего образования Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей : обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана : состав учебных предметов ; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам ; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся ; направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы 20

5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования устанавливает ценностные ориентиры начального образования ; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте ; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. 21

6. Программы учебных предметов, курсов 6. Программы учебных предметов, курсов Основой для разработки программ учебных предметов являются требования ФГОС к результатам программы обеспечивают : определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными, выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности, способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно - эстетической и коммуникативной деятельности школьников. 22

23 Описание ценностных ориентиров содержания предмета Общая характеристика предмета Примерная программа по учебному предмету Пояснительная записка Описание места учебного предмета в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета Содержание основного общего образования по учебному предмету Примерное тематическое планирование Рекомендации по материально- техническому обеспечению

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 24

25 Просветительская работа с родителями Создание здоровье- сберегающей инфраструктуры Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся Реализациямодульныхобразовательныхпрограмм

8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются : оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования ; оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования ; оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы 26

27 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. 27 Требования к результатам освоения основной образовательной программы

28 СИСТЕМА обеспечения введения ФГОС ССИСТЕМА обеспечения введения ФГОС ИСТЕМА обеспечения введения ФГОС нормативное финансово- экономическое организационноекадровое информационное материально- техническое

29 Существую щая проблема Регламентирую щий документ Существующие нормативы Предлагаемые изменения Уровень профессионально го образования и квалификации не соответствует требованиям для реализации ФГОС ОО 1. Положение «О лицензировании образовательной деятельности». 2. Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» Учитель начальных классов. Образовательный ценз не установлен Ввести норматив: удельный вес учителей начальных классов с высшим базовым профессиональным образованием не менее 60% Учитель начальных классов. Квалификационные требования к категории не установлены Ввести норматив: удельный вес учителей начальных классов с квалификационным уровнем и категориями не менее 75% Требования к уровню профессионального образования и квалификации

30 Кадровое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации Примерные дополнительные профессиональные образовательные программы по вопросам введения ФГОС Подготовка тьюторов План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно- методические семинары) Обновление должностных инструкции работников учреждения

31 Компоненты оснащения административного помещения начальной школы 1. Нормативные документы, программно- методическое обеспечение, локальные акты ФГОСы ОО по предметам базисного учебного плана (БУПа). Образовательные программы по предметам БУПа. Учебные программы по предметам БУПа. Планируемые результаты обучения по предметам БУПа. Авторские учебные программы. План работы образовательного учреждения на квартал, полугодие, учебный год. Расписание учебных занятий по обязательной программе. Расписание работы факультативов. Расписание занятий по программам дополнительного образования. Расписание индивидуальных занятий. Комплекс материалов для диагностики качества обучения по предметам БУПа. Материалы (базы данных) текущей, промежуточной итоговой аттестации учащихся по классам, в том числе в электронном виде. Материалы (базы данных), отражающие динамику личностного развития учащихся по годам обучения. Материалы (базы данных), отражающие динамику профессионально-личностного развития педагогов образовательного учреждения Модель оснащения административного помещения образовательного учреждения начального общего образования

32 2. Учебно-методические материалы (учебно-методический инструментарий) УМК (аннотированные перечни УМК) по предметам БУПа. Аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам БУПа, внеклассному чтению. Аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов (диапозитивов), видеофильмов по содержанию предметов БУПа. Аннотированные перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр. База данных о лучших педагогических практиках в области начального общего образования. База данных о лучших управленческих практиках в области начального общего образования

33 3. Технические средства Компьютер с программным обеспечением, модемом, подключением к Интернету, находящийся в локальной управленческой сети, с ЖК-монитором. Принтер. Сканер. Телевизор. Видеомагнитофон 4. Оборудование (мебель) Комплект офисной мебели. Накопители информации на бумажных носителях. Накопители информации на электронных носителях

34 Информационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Информирование общественности (СМИ, научно-методические издания,официальные сайты www. www. isiorao.ru и др..).ru Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ по введению ФГОС Изучение общественного мнения Публичный отчет Сайт учреждения

35 Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Методика формирования расходов на реализацию ФГОС Методика формирования системы оплаты и стимулирования труда Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников учреждения Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками

36 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Требования к результатам Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно - смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия : Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания 37

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Личностные ( самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно - этическая ориентация и моральное действие ) Коммуникативные ( взаимодействие, кооперация / сотрудничество, интериоризация ) Познавательные ( общеучебные, включая знаково - символические ; логические, постановка и решение проблем ) Регулятивные ( целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция ) 38

39 Личностные результаты (1) Метапредметные результаты Предметные результаты (6) Личностные УУД (2) Регулятив ные УУД (3) Познаватель ные УУД (4) Коммуника тивные УУД (5)

40 Личностные результаты (1) Метапредметные результаты Предметные результаты (6) Личностные УУД (2) Регулятив ные УУД (3) Познаватель ные УУД (4) Коммуника тивные УУД (5) Гражданская идентичность Развитие самостоятельнос ти Патриотизм Знание моральных норм Самоопреде ление Развитие учебных мотивов Составление плана Адекватная самооценка Целеполагание Планирование Поиск необходимой информации Моделирование Формулировани е проблемы Умение строить речевые высказывания Смысловое чтение Выдвижение гипотез Умение учитывать позицию собеседника Разрешение конфликтов Постановка вопросов Знание алфавита Определение авторской позиции Решение текстовых задач Применение правил правописания Анализ устройства изделия Проведение наблюдений Измерение длины отрезка Обработка материалов Выполнение гимнастических упражнений Духовное саморазвитие Исполнение музыкальных произведений

41 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта

Какие же изменения ждут учителя с введением ФГОС ? Во - первых, изменились целевые установки. Раньше главной задачей учителя на уроке было объяснение новых знаний ( важно то, чему учить ). Теперь, когда минимум содержания убран из самого стандарта, важнее становятся результаты обучения, освоение умений ( важно то, чему научить ). 42

Во - вторых, раньше главная задача состояла в том, чтобы добиться хороших предметных результатов. Теперь важнее становятся метапредметные и личностные результаты, т. е. такие результаты учебного процесса, которые легко переносятся на другие условия в школе и в жизни. В - третьих, одной из важнейших задач школы становится воспитание учеников. 43

44