Городской семинар (в рамках школы молодого учителя) МБОУ «Лицей 2» г.о. Нальчик, г учебный год Тема: «Системный подход к самоанализу урока учителем. Совместная аналитическая деятельность учителя и учеников»
Снова в поиске Школа сегодня находится в ситуации поиска новых форм взаимодействия учителя и учащихся. Это обусловлено переходом образования на новый уровень, который отвечает требованиям современности и обеспечивает становление конкурентоспособной, социально зрелой, инициативной, творческой, саморазвивающейся, ответственной личности. Это нашло отражение в национальной инициативе «Наша новая школа», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции новых образовательных стандартов.
Снова в поиске Новая концепция предусматривает переход от классно- урочной системы к совместной обучающей деятельности учителя и ученика. Учитель перестаёт быть передатчиком знаний, а становится помощником учеников в постановке целей, учебных задач и поиска решений. Девиз новой школы изменился. Теперь это не «Слушай и запоминай», а «Поставь проблему и найди её решение». Учитель должен мотивировать учащихся к самообразованию, умению слушать и слышать других; объективно оценивать свои учебные достижения и достижения своих сверстников. Учитель должен научить учащегося «работать в команде».
Самоанализ урока учителем Важной составляющей методической подготовки учителя является его умение анализировать уроки. В учебной литературе по дидактике и методике обучения содержится немало различных вариантов психологического, психолого-педагогического и педагогического анализа и самоанализа урока, рекомендаций, предложений. Вместе с тем, во всех схемах педагогического анализа выделяются следующие инвариантные элементы:
Самоанализ урока учителем правильность и полнота постановки целей и задач урока; место урока в системе занятий по теме; обоснованность отбора содержания; обоснованность структуры урока; эффективность решения задач на каждом из этапов урока на основе выбранных методов и средств обучения; характер деятельности учащихся на уроке и ее продуктивность;
Самоанализ урока учителем способы педагогического руководства и характер отношений (микроклимат) в процессе совместной работы педагогов и учащихся; выявление факторов и условий, способствовавших достижению целей или препятствовавших успешному обучению, воспитанию и развитию; резервы улучшения урока в будущем. Необходимо отметить и специфику преподавания информатики, поэтому не последнее место в самоанализе должно занимать соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, а также готовность средств обучения и кабинета к началу урока.
Особенности анализа урока информатики Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными, бес компьютерных с компьютерными. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Правильность и полнота определения содержания образовательных, развивающих и воспитательных задач урока, а именно: овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютерных технологий. Внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью.
Особенности анализа урока информатики Развитие логического мышления у учащихся и самостоятельности в обучении. Наличие обратной связи «учитель – ученик». Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Использование компьютера для проверки знаний. Объективность оценки знаний. Применение обучающих и контролирующих программных средств, ресурсов Интернет и т.п.
Примерные вопросы для самоанализа урока Была ли достигнута цель урока? Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося? Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали? Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной? Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили? Какие были недостатки в ходе урока и почему? Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?
Есть проблема На сегодняшний момент существует определённая проблема, связанная в тем, что анализ (самоанализ) урока по-прежнему остается «в руках» учителей и руководителей образовательных учреждений. Ученики слабо привлекаются к сотрудничеству, включающему совместную оценку учебного занятия, его проектирование и организацию. Причина этого кроется в отсутствии научных представлений о совместной деятельности учителя и учащихся на основе гуманитарной экспертизы урока.
Совместная деятельность учителя и учащихся является основой совместной организации урока и имеет функции: 1) аналитически-оценочную, связанную с анализом элементов урока на предмет соответствия гуманитарной модели образования; 2) конфликтно-диагностическую, направленную на выявление возникающих противоречий и конфликтов, на поиск оптимального использования ресурсов урока в целях развития самосознания его участников и минимизации отрицательного воздействия на них со стороны друг друга; 3) прогностический-организующую, способствующую расширению границ сложившейся системы отношений между учителем и учащимися, организации новых форм и видов их совместной деятельности; 4) рефлексивно-развивающую, характеризуемую развитием рефлексивной сферы личности, навыков самоконтроля и соуправления.
Этапы совместной деятельности Организация совместной деятельности включает ряд этапов. На первом, индивидуально-рефлексивном этапе, учитель и ученики делятся своими оценками по поводу своей работы на уроке. Учитель, проводя самоанализ урока, открыто делится с детьми смыслами своей профессиональной деятельности и раскрывает причины своих действий. Это создает ситуацию открытости и доверия. На втором этапе, коллективно-рефлексивном этапе, идет анализ совместной деятельности учителя и учащихся на уроке, ее содержания и характера. Это разговор по поводу «вкладов» в пространство совместной деятельности и способов конструктивного взаимодействия. Третий этап, рефлексивно-проектировочный, посвящен поиску новых возможностей совершенствования урока, более эффективного сотрудничества.
Современный урок в «новой» (обновляющейся) школе – это урок, который выходит за рамки учебного предмета и внешней структурированности. Е.Н. Щурокова говорит: «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностный лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы». Совместная аналитическая деятельность способствует рождению уроков, которые влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Литература Белова С.В. Диалог Любви. / С.В. Белова. – Элиста: Изд-во Калмыцкого университета, Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения/ С.Л. Братченко. – Школьные технологии, С 204 – 226. Щуркова Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997.