Содержательные линии начального образования Обязательный минимум основных образовательных программ начального общего образования по русскому языку и литературному.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Advertisements

Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Черепанова Семинар для учителей начальной школы « Применение образовательных.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Транксрипт:

Содержательные линии начального образования Обязательный минимум основных образовательных программ начального общего образования по русскому языку и литературному чтению

«Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Стандарты и учебный процесс

стратегическая задача развития школьного образования в обновлении в обновлении содержания образования методов обучения в достижении в достижении нового качества образования 3

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Результаты образования Личностные Мета предметные Предметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная парадигма 5

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника;самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- Символических средств, общих схем решения; выполнение логических Операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты:

самоценность каждого возраста самоценность каждого возраста субъект-субъектные отношения субъект-субъектные отношения взаимное признание прав и ответственности взаимное признание прав и ответственности уважение и доброжелательность уважение и доброжелательность вариативность вариативность системно-деятельностный подход системно-деятельностный подход Идеология стандарта Идеология стандарта Чему учить? и КАК УЧИТЬ? 6

8 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Ф.ГОС.ОБР.СТАНДАРТ гг. «Смена образовательной парадигмы РАЗВИТИЕ личности «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»

Составим план решения проблемы: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) 2. Чему учить? (Содержание) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 3. Как учить? (Технологии, методики)

Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье … Что о цели говорят родители? Что о цели говорят родители?

деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения 1 УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Ожидаемые результаты: преемственность, развитие и коррекция 7

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности («научить учиться»), толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности («научить учиться»), толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Результат в виде универсальных учебных действий Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности

Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей

Функционально грамотная личность «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком! Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!

17 ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий, требует коренной переработки КИМов (умения, а не знания!) умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий, требует коренной переработки КИМов (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач. умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) 12 новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Новое положение об аттестации учителей: 1-я и Высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Базовые образовательные технологии 10

Примеры учебной деятельности: Русский язык 11 Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач Примеры учебной деятельности: Математика 12

ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация Базовые образовательные технологии 13

УРОВНЕВАЯДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней Базовые образовательные технологии 14

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деят-ти, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом Базовые образовательные технологии 15

Проблемно-диалогическое обучение Данная технология предполагает: создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение нового знания, выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т.д. Один из самых эффективных способов введения нового знания Базовые образовательные технологии 16

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Максимально эффективно учит самостоятельному чтению Создает условия для развития важнейших коммуникативных умений Базовые образовательные технологии 17

26 Технология оценивания учебных достижений Традиции оценивани я Традиции оценивани я ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных достижений ЧТО ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТОУченик КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге Оценивание в жизни ЧТО оценка ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО Мы КТО: Мы сами – по итогу деятельности

САМООЦЕНКА Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Традиционные задания Задания в учебниках развивающих систем Что такое имя числительное? Почему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 6 кл.) Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева

Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать ? 18

standart.edu.ru31

Примерная программа по русскому языку Пояснительная записка Познавательная цель Познавательная цель формирование представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира; формирование представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира; ознакамление с основными положениями науки о языке; ознакамление с основными положениями науки о языке; формирование знакаво-символического и логического мышления формирование знакаво-символического и логического мышления Социокультурная цель Социокультурная цель формирование коммуникативной компетенции – развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи; формирование коммуникативной компетенции – развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи; формирование навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека формирование навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека 20

Задачи Развитие речи, мышления, воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения Развитие речи, мышления, воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять монологические устные и письменные высказывания Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять монологические устные и письменные высказывания Воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к родному языку, стремления совершенствовать свою речь Воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к родному языку, стремления совершенствовать свою речь 21

Примерная программа по русскому языку содержание курса Виды речевой деятельности Слушание, говорение, чтение, письмо Слушание, говорение, чтение, письмо 22 Обучение грамоте Фонетика, графика, слово и предложение, орфография, развитие речи Систематический курс Фонетика и орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи

Планируемые результаты освоения программ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ 23 В процессе обучения учащиеся научатся Примеры учебных ситуаций, в которых учащиеся могут действовать успешно самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых полностью самостоятельно 5. Выделять гласные звуки в словах и вне слова, выделять в слове ударные и безударные гласные, демонстрировать понимание слогообразующей роли гласных в слове, определяя количество слогов в слове Учащиеся, работая в группах, могут обсуждать и предлагать признаки, отличающие гласные звуки от согласных. Учащиеся могут подобрать слова, отвечающие заданным требованиям: количеству слогов, наличию указанной ударной гласной в начале, конце или в середине слова. Учащиеся могут назвать все гласные звуки. Они могут указать количество слогов в словах типа плита, муравейники, золотой, каникулы и выделить ударный слог. Они могут изменить заданное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Модели инструментария для оценки достижений Источники информации: работы учащихся; работы учащихся; деятельность учащихся; деятельность учащихся; статистические данные; статистические данные; результаты тестирования. результаты тестирования.Методы: наблюдение; наблюдение; оценивание процесса выполнения; оценивание процесса выполнения; открытый ответ; открытый ответ; выбор ответа; выбор ответа; краткий свободный ответ. краткий свободный ответ.Критерии: правильность ответа правильность ответа разумность обоснований разумность обоснований 24

Зачем нужно изучать предмет «Русский язык»? Чтобы правильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях Чтобы правильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях 1-я группа линий развития: овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи овладение навыками и умениями понимания и анализа текста овладение навыками и умениями понимания и анализа текста овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма) овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма) Чтобы использовать в общении знания о языке Чтобы использовать в общении знания о языке 2-я группа линий развития: дальнейшее овладение родным языком дальнейшее овладение родным языком систематизация знаний о языке систематизация знаний о языке формирование общелингвистической компетенции формирование общелингвистической компетенции развитие у учащихся языкового чутья развитие у учащихся языкового чутья Чтобы орфографически и пунктуационно грамотно оформлять свою письменную речь Чтобы орфографически и пунктуационно грамотно оформлять свою письменную речь 3-я линия развития: формирование умения писать в соответствии с изученными правилами формирование умения писать в соответствии с изученными правилами 2525

Система орфографических и пунктуационных упражнений Формирование умений видеть орфограммы в словах и между словами (пунктограммы в предложениях) Формирование умений видеть орфограммы в словах и между словами (пунктограммы в предложениях) Формирование умений писать слова с изученными орфограммами (ставить знаки препинания в предложении) Формирование умений писать слова с изученными орфограммами (ставить знаки препинания в предложении) Графически объяснять выбор написания (выбор знака) Графически объяснять выбор написания (выбор знака) Находить и исправлять орфографические (пунктуационные) ошибки Находить и исправлять орфографические (пунктуационные) ошибки 26

Типы упражнений Специальные Специальные (отработка только правописных умений) Неспециальные Неспециальные (отработка правописных и речевых умений) 27

Специальные орфографические упражнения Списывания неосложненное неосложненное осложненное осложненное выборочное выборочное Диктанты без изменения формы без изменения формы с изменением формы с изменением формы выборочные выборочные 28

Виды диктантов по времени предупреждения ошибок по времени предупреждения ошибок предупредительный предупредительный комментированный комментированный объяснительный объяснительный по разным видам подготовки по разным видам подготовки со зрительной подготовкой со зрительной подготовкой со слуховой подготовкой со слуховой подготовкой педагогические диктанты педагогические диктанты самодиктант самодиктант взаимодиктант взаимодиктант словарный диктант словарный диктант 29

Неспециальные орфографические упражнения диктант с продолжением диктант с продолжением свободный диктант свободный диктант конструирование конструирование 30

Примерная программа по литературному чтению пояснительная записка Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации; Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации; Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов России и других стран Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов России и других стран 31

Приоритетная цель Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность: Читательская компетентность: владение техникой чтения; владение техникой чтения; владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знание книг и умение их самостоятельно выбирать; знание книг и умение их самостоятельно выбирать; сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания 32

Примерная программа по литературному чтению Содержание курса Виды речевой и читательской деятельности Виды речевой и читательской деятельности аудирование; чтение (вслух и про себя); работа с разными видами текста; библиографическая культура; анализ художественных, учебных и научно-популярных текстов; говорение (культура речевого общения); письмо (культура письменной речи) Круг детского чтения Круг детского чтения Литературоведческая пропедевтика Литературоведческая пропедевтика Творческая деятельность (на основе литературных произведений) Творческая деятельность (на основе литературных произведений) 33

Зачем нужно изучать предметы «Литературное чтение» и «Литература»? Чтобы стать человеком Чтобы стать человеком Чтобы приобщиться к читательской культуре Чтобы приобщиться к читательской культуре 1-я и 2-я линии развития: задания на овладение типом правильной читательской деятельности; задания на овладение типом правильной читательской деятельности; задания на выявление авторской позиции в тексте; задания на выявление авторской позиции в тексте; задания на определение своего отношения к прочитанному задания на определение своего отношения к прочитанному Чтобы приобщиться к литературе как к искусству слова Чтобы приобщиться к литературе как к искусству слова 3-я линия развития Чтобы узнавать новое Чтобы узнавать новое 4-я линия развития Чтобы правильно и умело пользоваться речью Чтобы правильно и умело пользоваться речью 5-я линия развития 34

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Максимально эффективно учит самостоятельному чтению Создает условия для развития важнейших коммуникативных умений Базовые образовательные технологии 35

48 3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ ЖИЗНЬ:

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальн. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Анализ текста цель анализа читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и ее корректировка объективным авторским смыслом приемы работы выделение ключевых слов выделение ключевых слов беседа беседа составление плана составление плана построение структурной модели текста построение структурной модели текста наблюдение над системой образов наблюдение над системой образов комментированное чтение комментированное чтение диалог с автором через текст диалог с автором через текст 36

Структура урока литературного чтения I этап Работа с текстом до чтения II этап Работа с текстом во время чтения III этап Работа с текстом после чтения

I этап Работа с текстом до чтения 1. Антиципация чтения Подготовка к чтению текста, прогнозирование его содержания по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям 2. Появление целей урока Постановка (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) целей урока. Готовность к чтению и обсуждению прочитанного

II этап Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста Выбор вида первичного чтения с учетом специфики текста, целей и задач урока, художественной задачи текста. Выявление первичного восприятия. Проверка предположений о содержании текста. 2. Перечитывание текста Медленное «вдумчивое» чтение, диалог с автором, вычитывание подтекста, краткий попутный комментарий и др. Постановка вопросов разной смысловой направленности. 3. Беседа по содержанию в целом Обобщение прочитанного. Определение темы текста.

III этап Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная беседа по тексту Постановка концептуального (проблемного) вопроса к тексту, подведение к решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. 2. Знакомство с писателем Характеристика личности писателя на основании прочитанного, корректировка первоначальных представлений. Работа с дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями Определение смысла заглавия (отражает тему или идею?), соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда со взглядом художника. 4. Творческие задания Дифференциация заданий, выбор организационной формы их выполнения.

56 Пример работы с текстом Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было 4 года. Мама одевала его, кормила с ложечки и водила гулять за ручку. К Однажды мама одела его, поставила на ножки, но Петя упал. В Мама позвала папу, доктора, но никто не мог понять, почему Петя падает. И тут прибежал Петин друг Коля. - А я знаю, почему Петя падает! У него же две ноги в одной штанине. А я сам одеваюсь и со мной такого не случается. П - Я тоже теперь буду сам одеваться, - сказал Петя. И никаких глупых историй с ним больше не произошло. О чем этот текст? (фактуальная информация) Что можете сказать о Пете, о маме, взрослых? (подтекстовая инф.) Что можете сказать о Пете, о маме, взрослых? (подтекстовая инф.) Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ (концептуальная информация Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ (концептуальная информация) «Глупая история» В.М.Зощенко (в сокращении)

Работа с текстом на уроке русского языка Стили речи. Учебно-научный стиль. Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей (В): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь (П). В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности, которые называются стилями (В): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) (П) 2. Какие это 3 цели? Что мы узнали о стилях и для чего они нужны? 3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны? Можем предположить, что такое стиль? 1. О чем будет текст? Как вы понимаете значение этого слова?

58 Работа с текстом на уроке истории О чем будет этот текст? 1). О чем будет этот текст? Что же это за картина? 2). Что же это за картина? В Можем предполо жить, что это такое? В П Получили ответ? Попробуй те объяснять значение слов «Родовая община» ЗАДАНИЕ к тексту: 3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община» Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете?

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке 1. Прочитайте текст, определите его жанр и художественную задачу, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию 2. Сформулируйте тему и цели урока исходя из жанра и художественной задачи текста 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4. Определите вид первичного чтения (вслух, про себя, учителем, комбинированное) 5. Выделите в тексте места остановок во время перечитывания (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 6. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или продуктивные задания к тексту, в том числе домашнее задание)

Сферы читательской деятельности ребенка Эмоциональная Воображения Осмысления содержания Реакция на художестве нную форму

Какие универсальные учебные действия формирует технология работы с текстом ? 1. Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) 2. Познавательные – извлекать информацию из текста 3. Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)