25.07.2015 Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психология нации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Признаки больших социальных групп: специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; специфическая.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ »
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ : « ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ » Выполнил : магистр. МС –
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. План темы 1. Сущность и особенности общественного сознания. 2. Структура общественного сознания. 3. Общественная психология и идеология.
Транксрипт:

Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психология нации

Понятие национально-психологических особенностей. 2. Системообразующие компоненты психологии нации.Системообразующие компоненты психологии нации 3. Динамические компоненты психологии нации. 4. Ментальность как интегральный психологический признак этноса. 5. Этническая картина мира. План

Это реально присутствующие в общественном сознании социально-психологические феномены. 2. Они способны детерминировать протекание и функционирование других психологических явлений, и обладают, по сравнению с ними, большей устойчивостью. 3. Психологическая основа целостности нации - социокультурная антитеза (ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность). 4. Феномен психологической защиты - бессознательное и сознательное устранение из национального сознания состояний тревоги и напряженности, любого внутреннего дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с представителями другой нации. 1. Понятие национально-психологических особенностей

Атрибутивные процессы - это приписывание объектам характеристик, не полученных в ходе непосредственного восприятия. §Каузальная атрибуция - интерпретация человеком причин поведения и мотивов деятельности других людей в зависимости от их групповой принадлежности. § Стереотипизация - приписывание представителям другой этнической группы личностных черт и характеристик.

Влияние на адаптацию: способствуют или препятствуют 2. Стабилизация: восполнение недостатков адаптации, выраженность недочетов 3. Стимуляция: динамика активности представителей разных этносов, национально специфичные формы поощрения 3

Системообразующие компоненты психологии нации Национальные традиции и привычки Национальный характер Национальный темперамент Национальные чувства и настроения Национальны й склад ума Концепция базовой и модальной личности Конфигурационный подход Описательно- этнографический подход Социально- исторический подход Это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и образ действий представителей нации по отношению к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Структура национального характера: привычки, типичное поведение и эмоционально-психологические реакции, ценностные ориентации, потребности и вкусы. Темы исследований: норма и патология норма и патология, соотношения природного и культурного

Культурно-специфические нарушения Амок - эпизод внешне неспровоцированного крайне агрессивного и разрушительного поведения. Часто сопровождается убийствами, суицидом. Выход с амнезией и истощением. Паленг - паническая убежденность в том, что холод и ветер вызывают усталость, импотенцию или смерть. Постоянно носят тяжелую, чрезмерно теплую одежду. Пиблокто - сначала - депрессия или спутанность сознания, далее часа психомоторного возбуждения: сдирание с себя одежды, вопли, иногда имитирующие крики животных, катание на земле (в снегу), эхолалия, разрушением имущества, копрофагия. Завершается амнезией. Виндиго, вихтиго - на фоне пониженного питания возникает страх перерождения в гигантского монстра, питающегося человеческим мясом. Возникают мысли об убийстве и самоубийстве, потребность есть человеческое мясо. Как правило, убиваются соплеменниками. Коро - паническое представление о возможном западении гениталий в брюшную полость (у женщин, в т.ч. - молочных желез) с последующей смертью.

Динамические компоненты психологии нации - особенности протекания психических процессов, специфика взаимодействия и общения представителей этнических общностей. 1.Мотивационно-фоновые (специфика мотивации и поведения). 2.Интеллектуально-познавательные (интеллектуальная активность, специфические познавательные характеристики). 3.Эмоционально-волевые (выраженность эмоционально-волевых качеств, от которых зависит результативность деятельности). 4.Коммуникативно-поведенческие (своеобразие общения и взаимоотношений представителей разных этнических общностей и групп).

Ментальность как интегральный психологический признак этноса Когнитивный компонент: - знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, т. е. процессов обучения. Эмоциональный компонент: - эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов; - переживания, связанные с вербальными элементами Поведенческий компонент: служит импульсом актуализации установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей. Ментальность - система образов, которые лежат в основе представлений о мире и о своем месте в нем и, следовательно, определяют поступки и поведение людей (слово mentahte ближе всего оказывается к русскому слову миропонимание). Этническая ментальность проявляется: -в доминирующем настроении человека, - в характерных особенностях мировосприятия, - в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, - в формах межличностных взаимоотношений.

Этническая картина мира - единая когнитивная ориентация, являющаяся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания членами этнической общности «правил жизни», диктуемых социальными, природными и «сверхъестественными» силами. Представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, но направляющих и структурирующих поведение представителей данной общности. В последнее время этническая картина мира исследуется и обозначается через понятие ценностей - ключевых компонентов любой культуры и регуляторов поведения (этническая аксиология). Ценности - это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, определяющее выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия.

наиболее универсальных ценностей (по С. Шварцу): §Самостоятельность (свобода, выбор собственных целей и др.). §Стимуляция (разнообразие жизни, отвага, яркость впечатлений). §Гедонизм (наслаждение, удовольствие). §Достижение (амбиции, успех, способности, влиятельность). §Власть (авторитет, социальная значимость, влияние, благосостояние). §Безопасность (семейная и национальная; здоровье, порядок и др.). §Конформизм (долг, самодисциплина, вежливость и др.). §Традиции (принятие своего места в жизни, благочестие, смирение). §Щедрость (помощь, лояльность, прощение, честность). §Универсализм (равенство, поклонение природе и прекрасному, мудрость, защита окружающей среды и др.).

Уровень духовности/материальности выражается в степени иррациональности культурных норм и теснейшим образом взаимосвязан с ориентацией на тот или иной хронотоп. Монохронные культуры - управляются обычным календарем. Представления о времени: линейный вектор на Западе; непрерывность повторяющихся циклов - на Востоке. Время - ограниченный ресурс и должно быть использовано максимально эффективно. Полихронные культуры - классический пример «русская культура». Время идет в нескольких измерениях (формальный календарь и нечто трансцендентное). Внимание обращено сразу на множество событий, и человек должен быть очень гибок в отношении запланированных дел.

Спасибо за внимание… Желаю вам успеха в учебе!

Распределение заданий §Исследование «Ассоциативная сеть» (ПР 1). §Подбор и проведение в группе упражнений на развитие этнокультурной компетенции (ПР 2). §Исследование особенностей этнической стереотипизации» (ПР 2). §Разработка стратегии повышения толерантности и сокращения культурной дистанции в ситуациях проявления дискриминации в школьном классе (ПР 3). §Доклад «Сопоставление положения исключительных детей с положением этнического или религиозного меньшинства в обществе» (ПР 3). §Анализ школьного (вузовского) учебника «Полиэтнический баланс: Мультикультурная стратегия» (ПР 4). §Проект по поликультурному (либо гражданскому) воспитанию школьников (ПР 5). §Исследование «Социально-экономическое происхождение как фактор образования» (ПР 6). §Проект «Школа (вуз) - территория, свободная от расизма» (ПР 7).