Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психология нации
Понятие национально-психологических особенностей. 2. Системообразующие компоненты психологии нации.Системообразующие компоненты психологии нации 3. Динамические компоненты психологии нации. 4. Ментальность как интегральный психологический признак этноса. 5. Этническая картина мира. План
Это реально присутствующие в общественном сознании социально-психологические феномены. 2. Они способны детерминировать протекание и функционирование других психологических явлений, и обладают, по сравнению с ними, большей устойчивостью. 3. Психологическая основа целостности нации - социокультурная антитеза (ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность). 4. Феномен психологической защиты - бессознательное и сознательное устранение из национального сознания состояний тревоги и напряженности, любого внутреннего дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с представителями другой нации. 1. Понятие национально-психологических особенностей
Атрибутивные процессы - это приписывание объектам характеристик, не полученных в ходе непосредственного восприятия. §Каузальная атрибуция - интерпретация человеком причин поведения и мотивов деятельности других людей в зависимости от их групповой принадлежности. § Стереотипизация - приписывание представителям другой этнической группы личностных черт и характеристик.
Влияние на адаптацию: способствуют или препятствуют 2. Стабилизация: восполнение недостатков адаптации, выраженность недочетов 3. Стимуляция: динамика активности представителей разных этносов, национально специфичные формы поощрения 3
Системообразующие компоненты психологии нации Национальные традиции и привычки Национальный характер Национальный темперамент Национальные чувства и настроения Национальны й склад ума Концепция базовой и модальной личности Конфигурационный подход Описательно- этнографический подход Социально- исторический подход Это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и образ действий представителей нации по отношению к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Структура национального характера: привычки, типичное поведение и эмоционально-психологические реакции, ценностные ориентации, потребности и вкусы. Темы исследований: норма и патология норма и патология, соотношения природного и культурного
Культурно-специфические нарушения Амок - эпизод внешне неспровоцированного крайне агрессивного и разрушительного поведения. Часто сопровождается убийствами, суицидом. Выход с амнезией и истощением. Паленг - паническая убежденность в том, что холод и ветер вызывают усталость, импотенцию или смерть. Постоянно носят тяжелую, чрезмерно теплую одежду. Пиблокто - сначала - депрессия или спутанность сознания, далее часа психомоторного возбуждения: сдирание с себя одежды, вопли, иногда имитирующие крики животных, катание на земле (в снегу), эхолалия, разрушением имущества, копрофагия. Завершается амнезией. Виндиго, вихтиго - на фоне пониженного питания возникает страх перерождения в гигантского монстра, питающегося человеческим мясом. Возникают мысли об убийстве и самоубийстве, потребность есть человеческое мясо. Как правило, убиваются соплеменниками. Коро - паническое представление о возможном западении гениталий в брюшную полость (у женщин, в т.ч. - молочных желез) с последующей смертью.
Динамические компоненты психологии нации - особенности протекания психических процессов, специфика взаимодействия и общения представителей этнических общностей. 1.Мотивационно-фоновые (специфика мотивации и поведения). 2.Интеллектуально-познавательные (интеллектуальная активность, специфические познавательные характеристики). 3.Эмоционально-волевые (выраженность эмоционально-волевых качеств, от которых зависит результативность деятельности). 4.Коммуникативно-поведенческие (своеобразие общения и взаимоотношений представителей разных этнических общностей и групп).
Ментальность как интегральный психологический признак этноса Когнитивный компонент: - знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, т. е. процессов обучения. Эмоциональный компонент: - эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов; - переживания, связанные с вербальными элементами Поведенческий компонент: служит импульсом актуализации установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей. Ментальность - система образов, которые лежат в основе представлений о мире и о своем месте в нем и, следовательно, определяют поступки и поведение людей (слово mentahte ближе всего оказывается к русскому слову миропонимание). Этническая ментальность проявляется: -в доминирующем настроении человека, - в характерных особенностях мировосприятия, - в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, - в формах межличностных взаимоотношений.
Этническая картина мира - единая когнитивная ориентация, являющаяся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания членами этнической общности «правил жизни», диктуемых социальными, природными и «сверхъестественными» силами. Представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, но направляющих и структурирующих поведение представителей данной общности. В последнее время этническая картина мира исследуется и обозначается через понятие ценностей - ключевых компонентов любой культуры и регуляторов поведения (этническая аксиология). Ценности - это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, определяющее выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия.
наиболее универсальных ценностей (по С. Шварцу): §Самостоятельность (свобода, выбор собственных целей и др.). §Стимуляция (разнообразие жизни, отвага, яркость впечатлений). §Гедонизм (наслаждение, удовольствие). §Достижение (амбиции, успех, способности, влиятельность). §Власть (авторитет, социальная значимость, влияние, благосостояние). §Безопасность (семейная и национальная; здоровье, порядок и др.). §Конформизм (долг, самодисциплина, вежливость и др.). §Традиции (принятие своего места в жизни, благочестие, смирение). §Щедрость (помощь, лояльность, прощение, честность). §Универсализм (равенство, поклонение природе и прекрасному, мудрость, защита окружающей среды и др.).
Уровень духовности/материальности выражается в степени иррациональности культурных норм и теснейшим образом взаимосвязан с ориентацией на тот или иной хронотоп. Монохронные культуры - управляются обычным календарем. Представления о времени: линейный вектор на Западе; непрерывность повторяющихся циклов - на Востоке. Время - ограниченный ресурс и должно быть использовано максимально эффективно. Полихронные культуры - классический пример «русская культура». Время идет в нескольких измерениях (формальный календарь и нечто трансцендентное). Внимание обращено сразу на множество событий, и человек должен быть очень гибок в отношении запланированных дел.
Спасибо за внимание… Желаю вам успеха в учебе!
Распределение заданий §Исследование «Ассоциативная сеть» (ПР 1). §Подбор и проведение в группе упражнений на развитие этнокультурной компетенции (ПР 2). §Исследование особенностей этнической стереотипизации» (ПР 2). §Разработка стратегии повышения толерантности и сокращения культурной дистанции в ситуациях проявления дискриминации в школьном классе (ПР 3). §Доклад «Сопоставление положения исключительных детей с положением этнического или религиозного меньшинства в обществе» (ПР 3). §Анализ школьного (вузовского) учебника «Полиэтнический баланс: Мультикультурная стратегия» (ПР 4). §Проект по поликультурному (либо гражданскому) воспитанию школьников (ПР 5). §Исследование «Социально-экономическое происхождение как фактор образования» (ПР 6). §Проект «Школа (вуз) - территория, свободная от расизма» (ПР 7).