ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ или « О сбережении детей » Заместитель директора по воспитательной работе МАОУ г.Владимира.
Advertisements

Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Психологические механизмы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних Подготовила педагог-психолог СШ 37 г.Бреста Осипук Наталья.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Профессия социальный педагог
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия. Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия. Семинар с классными руководителями.
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Транксрипт:

ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Российская газета: «Любой ребенок из любой семьи, самой благополучной, сегодня находится в зоне риска. Ни громкие имена родителей, ни их немалые семейные состояния не спасают детей от недетских проблем и душевных травм, богатые тоже плачут» Павел Астахов: «Не материальным достатком определяется детское счастье» Российская газета : «А чем?» Павел Астахов: Прежде всего отношением взрослых к ребенку. Не только родителей, а каждого, кто по закону должен обеспечивать его права и благополучие. Начиная с нянечки в детском саду, учителя, медсестры в поликлинике и заканчивая президентом, всем обществом.

В прошлом году в России было 27 миллионов детей. А в начале этого года - уже 26 млн 700 тысяч. По демографическому прогнозу, даже самому оптимистичному, мы и дальше будем терять ежегодно по 300 тысяч детей. И к 2025 году на население в миллионов - эксперты дают разные оценки - у нас будет лишь 22 миллиона детей. То есть через какие-то 15 лет наша страна будет на грани национальной катастрофы. В США сегодня 72 миллиона детей, а у нас почти в три раза меньше. К 2025 году у них будет более 100 миллионов детского населения, а у России уже в пять раз меньше. Какая конкурентоспособность? О чем мы говорим?! Мы будем просто несостоятельны защитить нашу 1/6 часть суши.

Радио «Свобода» « В России в год происходит от нескольких сотен до двух с половиной тысяч самоубийств детей и подростков. В конце мая – начале июня стало известно о нескольких старшеклассниках, покончивших с собой. Психологи связывают это с ажиотажем, поднятым вокруг единого госэкзамена. Но суицид совершают и младшие школьники. Кто или что подводит их к этому? Можно ли предотвратить беду?» «Московский старшеклассник Женя Голобородько в ночь на 2 июня выпрыгнул из окна. Накануне подросток неудачно сдал ЕГЭ» «Ученик 11 класса средней школы в селе Новая Покровка Семилукского района Воронежской области покончил жизнь самоубийством. Как сообщала Генпрокуратура, юноша неудачно сдал пробный ЕГЭ по русскому языку в середине мая, после чего замкнулся в себе и вскоре повесился в гараже»

«Статистика по суицидам в СССР стала открытой в 1987 году. Тогда же был образован детский подростковой-суицидологический кабинет – государственное учреждение при НИИ суицидологии, просуществовавшее десять лет. Затем учреждение закрыли. "Видимо, посчитали ненужным", - сказала корреспонденту Радио Свобода известный детско-подростковый психолог Елена Вроно, бывший руководитель суицидологического кабинета» «По факту суицида любого ребенка (то, что ребенка не убили, а он покончил с собой – выбросился из окна или отравился, выясняет судмедэкспертиза) начинается доследственная проверка по признакам преступления, предусмотренного статьей 110 Уголовного кодекса – доведение до самоубийства» А дальше начинается опрос свидетелей: учителей, одноклассников, родителей. Часто родители жалуются на то, что к ребенку плохо относились учителя или одноклассники.

Поводом для проверки стал последний суицид. 15-летний Александр Фирсов повесился во дворе собственного дома 11 марта 2010 года. По официальной версии следствия, это произошло после разговора с родителями о низкой успеваемости в школе. Школьника отругали за "двойку" по физкультуре, которую тот считал незаслуженной. "Проверка выявила факты применения к учащимся антипедагогических методов воспитания", - сообщила пресс- секретарь Свердловской областной прокуратуры Ольга Тетерина. По ее словам, преподавателю, который несколько раз ударил учебником по голове одного из учеников, было назначено только дисциплинарное взыскание, хотя инцидент требовал уголовно-правовой оценки. "Прямой причинно- следственной связи между действиями учителей и гибелью Фирсова нет. Однако были косвенные причины произошедшего, главная из которых неблагоприятный психологический климат в школе".

Признаки суицидального поведения 1) Необычные высказывания: размышления о малой ценности жизни; высказывание суицидальных фантазий и мыслей; высказывания, фиксированные на кризисной ситуации, состоянии здоровья, неблагоприятном исходе болезни, предстоящей медицинской манипуляции (операции), послеоперационного периода; отрицание объективно существующей актуальной проблемы; наличие просьб о прощении к окружающим; высказывание мыслей, содержание которых прямо или косвенно свидетельствует о «прощании».

2) Необычное поведение: «уход» в себя, замкнутость, склонность к уединению, гиперактивность, неадекватная стрессовой ситуации, ситуации потери (утраты) отказ от предлагаемой помощи; наличие суицидальных угроз (прямых и косвенных); признаки прощания (раздача долгов, личных вещей, подарков, оформление завещания); подготовка или наличие плана суицида; подготовка или наличие средств суицида (накопление или закупка лекарственных средств, сильнодействующих, ядовитых и химических веществ, огнестрельного или холодного оружия, колющих, режущих предметов, шнура, поиск открываемых окон, отдаленных помещений, выходов на крыши зданий, лестничные проемы высоких этажей).

3) Наличие психических расстройств: депрессии: сниженное настроение; самообвинения; чувство вины; нарушение сна (особенно ранние пробуждения) и аппетита; скорбное выражение лица; малоподвижность, адинамия; взгляд в одну точку, избегание контакта глазами. 4) Нарушения поведения: возбуждение, агрессия, страх, тревога, ажитация, импульсивность психоз; бредовые идеи самообвинения, самоуничижения, виновности, преследования

Суицид – крайняя форма проявления девиантного поведения

«Профилактика девиантного поведения подростков» Задачи: - рассмотреть вопросы, касающиеся девиантного поведения и его профилактики; - рассмотреть методы и приемы работы с детьми девиантного поведения; - обсудить возможности проведения профилактики девиантного поведения в гимназии. Референтная группа: классные руководители, родители.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Т.е. этот тип поведения можно назвать анти дисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома, алкоголизм, ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество).

Причины девиантного поведения подростков 1. Биологические факторы : Генетические, которые передаются по наследству: нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.

2. Психологические факторы. Наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

3. Социально-педагогические факторы. Выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; В стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

Важный фактор - неблагополучие семьи. дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; утверждение в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие; нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Морально-этические факторы. проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Виды профилактики первичная - комплекс социальных, образовательно- воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних; эффективность 60-70%; вторичная – комплекс социальных, образовательно- воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым; эффективность 30-40%; третичная – комплекс социальных, образовательно- воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального возвращения; эффективность 3-5%;

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно- профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями (социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; информационно-просветительская работа;

Профилактику можно рассматривать как особый вид социально-педагогической деятельности который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий. Подходы. 1). Информационный подход Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

2). Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, посещение секций, кружков, клубов по интересам. 3). Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам. 4). Социально-профилактический подход, где в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. 5). Социально-педагогический подход, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения: быть хозяином своего слова и дела; тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время; ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения. При построении социально-педагогической программы работы с подростками девиантного поведения в качествебазовых учитываются следующие положения: 1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому свою деятельность.

2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство. 3. Включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка – главные помощники учителю в работе с такими детьми. Основные виды деятельности: - индивидуальное консультирование; - включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; - индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; - обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком. Работа с категорией детей, которые находятся в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка: (зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию) экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий: высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, учителей, социального педагога, психолога, др.специалистов; психолого-педагогической компетентности сотрудников учреждения; координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Российская газета: Вы очень хорошо сказали, - чтобы дети были счастливы, им нужна любовь. Но если такое страшноватое положение в сфере детства, получается, что мы не любим своих детей? Павел Астахов: Нет, мы их любим, но, как сказал поэт, "странною любовью". Мы говорим своему ребенку "Я тебя люблю" и при этом одной рукой его гладим по головке, а другой рукой потихонечку уничтожаем. Потому что не защищаем своих детей. Самым страшным открытием со времени вступления в должность Уполномоченного по правам ребенка для меня стало: мы, общество, не задумываемся, что теряем детей. День прожили и не задумываемся, что за этот день убили несколько ребят. Что столько же погибло в ДТП. Что в это самое время рядом с нами живут почти 700 тысяч сирот... Равнодушие общества - самое страшное.