Защита эссе «Заметки о В.Брюсове». Конец 19-начало 20 веков – время великого перелома в жизни России, время возрождения. Это эпоха, когда встречаются на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пастернак. Темы и мотивы поэзии Бориса Пастернака.
Advertisements

Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
«Война и мир» Л.Н. Толстого и традиции пушкинского романа в стихах Работу выполнили: студенты 1курса Акберов Ашраф Королев Александр Руководитель: Каликина.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
России первая любовь… Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф. И. Тютчев.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа.
Русский художник «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени.
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Тема: Серебряный век в русской поэзии. Духовный кризис или духовный подъём? Каждый день по ложке керосина О, я хочу безумно жить: Пьем отраву тусклых мелочей…
«Образ художника-творца и тема творчества Константина Георгиевича ПАУСТОВСКОГО» Выполнила: студентка III курса «303» группы филологического факультета.
В.Г.Белинский О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
«Сотри случайные черты – «Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен». И ты увидишь: мир прекрасен». А. Блок А. Блок Александр Александрович.
Петербург – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только.
«Василий Яковлевич Ерошенко: трагедия человека, который мечтал, чтобы люди любили друг друга»
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Душевное лекарство. «Художественная литература,- писал литературовед и прозаик Ю.Н. Тынянов, - отличается от истории не выдумкой, а большим, более близким.
Транксрипт:

Защита эссе «Заметки о В.Брюсове». Конец 19-начало 20 веков – время великого перелома в жизни России, время возрождения. Это эпоха, когда встречаются на своем пути два совершенно разных пространства, которые одновременно сливаются друг с другом, образуя новые тенденции и идеи. Это была эпоха общественного застоя, смутное и тревожное безвременье. В те годы дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией Простор совиные крыла, - Писал впоследствии Блок.

Тягостная тень легла на поэзию, в том числе и на русскую, переживавшую упадок, почти болезнь. Именно в это время, как утверждали многие, поэзия утратила свою высоту, былую силу, славу и величественность, она выцветала, блекла и таяла. Но именно в это время и появляются личности, повлиявшие на всю историю русской литературы, люди русского ренессанса, люди труда, светлых знаний и морального здоровья. У них сложились свои оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни. Каждый из них полон новыми мыслями и идеями, каждый из них необычайно талантлив и многогранен.

Валерий Брюсов (1873 – 1924 г.г.) - один из плеяды «ренессансных» личностей конца 19-начала 20 веков. Рассматривая различные взгляды на творчество и жизнь Брюсова, нельзя не увидеть его необычайность и выразительность и как человека, и как великого ученого (главный теоретик символизма, его признанный и неповторимый лидер), и как замечательного поэта. Нельзя не оценить его новаторское искусство, нашедшее непосредственное отражение в русской литературе. ( )

Стих Брюсова чеканный, сжатый, твердый, кованный, в нем присутствует скульптурно-выпуклая четкость образов, краткость фраз. Все это сразу же бросается в глаза читателю, даже прочитавшему стихотворения поэта в первый раз, У поэзии Брюсова будто трубный голос, медное звучание, гневные и одновременные нежные звоны. Как отмечали его современники, Валерий Брюсов – поэт «бронзы и мрамора». Ёмкая характеристика самых сильных сторон поэзии Брюсова принадлежит О.Мандельштаму: «Это мужественный подход к теме, полная власть над ней -умение извлечь из нее все, что она может и должна дать, исчерпать ее до конца, найти для нее правильный и емкий строфический сосуд». Стих Брюсова чеканный, сжатый, твердый, кованный, в нем присутствует скульптурно-выпуклая четкость образов, краткость фраз. Все это сразу же бросается в глаза читателю, даже прочитавшему стихотворения поэта в первый раз, У поэзии Брюсова будто трубный голос, медное звучание, гневные и одновременные нежные звоны. Как отмечали его современники, Валерий Брюсов – поэт «бронзы и мрамора». Ёмкая характеристика самых сильных сторон поэзии Брюсова принадлежит О.Мандельштаму: «Это мужественный подход к теме, полная власть над ней -умение извлечь из нее все, что она может и должна дать, исчерпать ее до конца, найти для нее правильный и емкий строфический сосуд».

Валерия Брюсова упрекали и в рационализме, карали за холод, за привкус трудового пота в его поэтических произведениях, что насквозь пронизывали его поэзию. И совершенно понятно, что кого-то могут не затронуть брюсовские стихи, посвященные великой и нелегкой судьбе простого трудового народа. Но нельзя отрицать того, что упорный труд, самоотверженную работу он ставил превыше всего, ведь он считал труд абсолютным и необходимым условием человеческой жизни. Уподобляя себя пахарю – крестьянину, он не без вызова своим противникам писал: Вперед, мечта, мой верный вол! Неволей, если не охотой! Я близ тебя, мой кнут тяжел, Я сам тружусь, и ты работай! «В ответ»

Бесспорно, это убеждение «возрожденного» человека, стремящегося завоевать счастье для народа в борьбе с существующими несправедливыми общественными устоями. А вот еще брюсовские строки из известного стихотворения Работа: Великая радость - работа, В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета, - Все счастье земли - за трудом! Автор своеобразно рассказывает о значении и силе человеческого труда, ведь вся жизнь его - подвиг труда. Таких стихотворений великое множество, и все они подтверждают привязанность Брюсова к простому трудящемуся человеку. Именно поэтому Валерия Брюсова считали народным поэтом.

Как это ни парадоксально, будучи лидером символистов, многими чертами своей натуры, и, конечно же, своими произведениями, Брюсов был им чужд, и впоследствии это становилось все очевиднее. Известно, что символисты стремились к тому, чтобы за их книгами открывался невиданный взору, «потусторонний мир», их стихи были полны намеков, недосказаний. Поэтическое же мышление Брюсова было совсем иным, и в основе своей носило конкретный реалистический характер. Воспитанный на уважении к именам Дарвина, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева, И.А.Некрасова, поклонник трезвого и ясного разума, Валерий Брюсов отказывался считать целью поэзии некий поиск новой, утонченной и подкрашенной религии, наполненной мистическими идеями. Он всегда настаивал на том, что символизм - только искусство и не более. Позже В.Брюсов вспоминал о жестоких спорах со своими коллегами, распекавшими его за «реализм в символизме». Он чувствовал себя «заключенным» в неприятельском лагере среди своих же сотоварищей.

Как и большинство поэтов того времени, Брюсов обладал чуткостью к общественно - политическим переменам. Многие его произведения содержат исторические мотивы, тем самым подчеркивая разносторонние знания поэта. Брюсовский историзм способствовал тому, что он почувствовал катастрофические масштабы свершений, которыми был чреват начавшийся 20 век. Именно в то время он ищет в жизни новое и необычное, героическое и яркое, способное изгнать из жизни все старое и внедрить в нее новое. Революция 1905 года вызвала у Брюсова огромную встряску, духовный переворот и перемены взглядов. В стихотворениях «Кинжал», «Каменщик» и других в глаза читателю бросается искренность и решительность поэта: Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, - затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали. «Кинжал»

Брюсовские стихотворения о городе - художественное открытие поэта. Брюсов, в сущности, является первым поэтом - урбанистом. Именно он впервые ввел в нашу поэзию образ современного большого города с его людской толпой. Брюсов знает о городе многое, он знает его социальные контрасты и противоречия. Вот строки из стихотворения «Городу»: Твоя безмерная утроба Веков добычей не сыта- В ней неумолчно ропщет Злоба, В ней грозно стонет Нищета Ты, хитроумный, ты упрямый, Дворцы из золота воздвиг, Поставил праздничные храмы Для статуй, для картин, для книг.

Брюсову присуще стремление объять в своем творчестве не только прошлое и настоящее, но и будущее. Он хочет проявить в своей поэзии все времена и все страны, все эпохи. Все это подчеркивает индивидуальность Брюсова как поэта. Многие его стихотворения связаны с героическим прошлым разных древних народов и стран. Обращаясь к древним цивилизациям, Брюсов находил в них образы людей и событий, которые служили ему идеалом героического. Валерия Брюсова привлекают герои с сильным характером, с огромной силой воли. Во многих стихотворениях развертываются библейские сюжеты, встречаются мифологические образы. Валерий Брюсов держался действительности, изображал обыденную жизнь с ее насущными потребностями, с ее действительным горем и радостями, с ее непреклонной будничной обстановкой. Он не увлекал читателя картинностью, яркостью, не преображал всяческими методами, а поражал правдой, какой бы она ни была. В этом сила брюсовского стиха, сила самого Брюсова - родоначальника новых мыслей и идей. Жизнь Брюсова - действительно истинный подвиг труда. Многогранность его интересов поразительна. Прожив недолгие годы(1873 – 1924 г.г.), он выпустил больше восьмидесяти книг, разнообразных по тематике.

Валерий Брюсов писал не только стихотворения, но и драмы, и прозу. Его повести и исторические романы, в частности «Огненный ангел» и «Алтарь победы» не утратил своей художественной ценности и по сей день. И на этом его многогранность не заканчивается. Среди его работ можно встретить переводы - в частности с латинского и французского языков. Он создал целую антологию армянской поэзии в русских переводах. Брюсов был замечательным историком литературы и критиком, теоретиком стиха. Он занимался изучением творчества русских поэтов и писателей: Пушкина, Тютчева, Баратынского, оставив о них прекрасные работы, заслуживающие всемирной похвалы и славы. Поражает его стремление к знаниям, наукам, можно удивляться его способностям и потребностям. Его страсть к знаниям была неукротима. «Боже мой! Боже мой! -писал он в своем дневнике, перечислив все области наук, которые он знал и которые желал бы познать. - Если бы мне дали бы еще сто жизней - они не насытили бы всей жажды познаний, которые сжигают меня!» Таков был этот человек.

В голосе известного поэта, мастера слова прежде всего и громче всего слышится боль за Россию. Это – основной мотив его творчества Со всех страниц многочисленных произведений Брюсова ярко и выпукло проступает лик нашей Родины – большая запутанность русской «непутевой души», кошмарная и гибельная беспорядочность современного бытия, жажда подвига и страстное искательство правды. Брюсов был истинно русским человеком. В этом заключается его сила как художника слова, и его трагедия. Его отношение к старой России определяются следующими словами: «любовь – ненависть». Любовь к ее истокам русской натуры, ее готовности к революционному обновлению. Листая книги Валерия Брюсова, мы словно путешествуем во времени и пространстве, озираем огромный лик земли. Мы замечаем явления и события, которые происходят с нами каждый день, мы сталкиваемся с новыми мыслями, над которыми впоследствии задумываемся. Как мощны и красочны аккорды стихотворения «Конь блед», невообразимо пластичны звуки в «Ассаргадон»..!

Читая творения Валерия Брюсова, можно превосходным образом воспитать в себе настоящего человека. В поэзии Брюсова «есть небо, но им всегда проникнута земля». Стихи Брюсова достойны того, чтобы их знали новые поколения читателей. И пусть они порой трудны, требуют известной подготовки для их восприятия, зато как они обогащают нашу мысль, радуют своей строгой красотой. Кто превзойдёт меня? Кто будет равен мне? Деянья всех людей – как тень в безумном сне, Мечта о подвигах – как детская забава. «Ассаргадон Ассирийская надпись» Как много глубоких, сжатых образов и наблюдений в стихах Брюсова! Максим Горький писал, обращаясь к Валерию Брюсову: «Вы - поэт божией милостью…» И это, возможно, самые точные слова, характеризующие брюсовский талант.