Коррекционная работа с детьми дошкольного и школьного возраста с различными нарушениями развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Advertisements

Предшкольная подготовка Математика для детей от 5 до 6 лет в ОС «Школа 2100»
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Подготовил: учитель – дефектолог Илюшина Е.В. МКДОУ 85 Миасс 2015 г.
1 МОЯ МАТЕМАТИКА Новое пособие для дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина.
Коррекционная работа по развитию памяти старших дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития) Учитель – дефектолог МС(к)ОУ VIII вида Ростова Г.
Психологическая готовность детей к школе Будущие первоклассники Выступление психолога школы, куратора начальной школы, Карепиной Е. К.
Взаимосвязь трудностей возникающих у ребенка при обучении с уровнем развития универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий.
Активизация мыслительной деятельности учащихся с задержкой психического развития.
Выполнила: Ефлютина И.А. – учитель начальных классов МОУ «Ивановская СОШ» Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе Антонина Сергеевна.
Ваш ребёнок идет в школу Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.
Развитие памяти в дошкольном и школьном возрасте Презентацию подготовили студентки 2 курса Зима Юлия and Яруткина Екатерина.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела. МС(К)ОУ Коробчеевская общеобразовательная школа –
Программные требования по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Создание модели интеллектуально- познавательной деятельности детей дошкольного возраста Педсовет 3.
Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Готовность к.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Транксрипт:

Коррекционная работа с детьми дошкольного и школьного возраста с различными нарушенииями развития

План 1. Общие подходы к коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2. Цели и задачи коррекционной работы с детьми. 3. Характеристика детей с различными нарушенииями в развитии. 4. Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с детьми с овз. 5. Развитие внимания. 6. Совершенствование процессов ощущения и восприятия. 7. Развитие мышления и речи. 8. Развитие памяти. 9. Развитие волевых и нравственных качеств.

1. Общие подходы к коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Коррекция – особая форма педагогической деятельности, направленная на создание благоприятных условий для оказания помощи детям с нарушенииями развития. Коррекционная работа обеспечивает личностно ориентированное обучение, т.к. позволяет увидеть затруднения каждого ребенка и продумать способы помощи каждому с учетом его особенностей и возможностей. Коррекционная работа касается различных сфер развития ребенка.

Коррекция интеллектуального развития направлена на преодоление нарушениий в развитии восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения и формирование сознательных способов организации познавательных процессов. Коррекция эмоционально-личностного развития связана с: 1)созданием благоприятных условий преодоления негативных проявлений эмоционально-волевой сферы ребенка, 2)преодолением негативных проявлений в эмоционально волевой сфере, 3)развитием позитивных свойств личности. Коррекция межличностных отношений направлена на: 1)формирование навыков общения с окружающими, 2)развитие способностей адекватно вести себя в обществе.

Основные подходы к коррекционной работе Опора на диагностические данные. Нормативность развития. Организация коррекции сверху вниз. Системность развития. Деятельностный подход к коррекции. Активное вовлечение в коррекцию близких ребенка. Самоутверждение. Компенсация.

Структура коррекционных занятий Диагностический блок. Установочный блок. Собственно-коррекционный блок. Оценочный блок.

Цели и задачи коррекционной работы с детьми с овз Отличительные особенности работы специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями: учет общих закономерностей и специфических проявлений развития детей с нарушенииями развития; опора на сохранные возможности; модификация содержания образования в соответствии с особыми потребностями; дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и групп, применение специальных форм и методов работы, средств обучения (наглядных пособий, оригинальных учебников); создание соответствующих санитарно-гигиенических условий; организация лечебно-восстановительной работы; всесторонняя подготовека к жизни в современном обществе.

2. Цели и задачи воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья были спроектированы на основе теоретических положений, разработанных в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мухиной, Д.Б. Элькониным и др. учеными: об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сенситивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях психофизического развития, об особенностях социализации ребенка и развитии его личностных структур. Цели и задачи воспитания и обучения детей с конкретным нарушениием развития представлены в соответствующих программах

3. Характеристика детей с различными нарушенииями в развитии ЗПРУмственная отсталость НОДАНарушение зрения Нарушение слуха 1. отставание в психическом раз витии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста) 1. стойкое недоразвитие психики (не просто отставание от нормы, но и глубокое своеобразие) 1. неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем (вынужденная изоляция; затруднение познания окружающего мира из-за двигательных расстройств) 1. отклонение от нормы психического развития

2. несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту 2. развитие осуществляет- ся замедлен- но, атипично 2. неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности (недостаточность одних функций, задержка развития других и сохранность третьих) связан с органическим поражением мозга на ранних этапах его развития 3. нарушениия мелкой моторики 3. нарушениия развития об- щей и мелкой моторики 3. нарушениия мелкой моторики 3. нарушениия развития об- щей и мелкой моторики

4. неустойчивость внимания (повышен- ная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте) 4. нарушениия всех функций внимания (повышенная отвлекаемость недостаточная концентрация на объекте, низкий объем, слабое переключение) 4. специфика развития внимания, восприятия, памяти, мышления 4. специфика развития внимания, памяти, мышления 4. специфика развития восприятия, мышления (причина: проблемы речевого развития) 5. сниженный уровень развития восприятия (недостаточность знаний об окружающем) 5. низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем) 5. недостаточность пространственных и временных представлений 5. сниженный уровень развития восприятия вследствие органического нарушении 5. сниженный уровень развития восприятия вследствие органического нарушениия

6. недостаточная продуктивность произвольной памяти, неточность и трудность вос- произведения материала 6. недостаточная продуктивность произвольной памяти (иногда обладают хорошей кратковременной механической памятью), малый объем, неточность и трудность вос- произведения 6. снижение объема механической памяти 6. см. п снижение познавательной активности, отставание в развитии наглядно- образного и логического мышления 7. отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мысли- тельных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения) 7. недостаточность развития стерео генеза (узнавание предметов на ощупь, ориентиров века в схеме собственного те- ла, дифферен- цировека пространственных отношений) 7. см. п. 3

8. отставание в речевом раз- витии (дефекты произношения, аграмматизм, ограниченность словарного запаса) 8. отставание в речевом раз- витии (с тру- дом поддерживают беседу, непонима-ние конструк-ций с отрица-нием, инструк-ций из 2-3 слов, ограниченность словарного за- паса, выраженные аграмматизм, дефекты произношения, несформированность фонематического слуха, на- рушения слоговой структуры слов) 8. задержка речевого развития от умеренной до выраженной вследствие нарушениия моторного праксиса (дизартрия) 8. специфика развития речи (семантические недостатки: использование слов, неточно знающих их значение; нарушениие произношения – при постановке звуков нет опоры на наглядность; аграм- матизмы); данные речевые нарушениия не только затрудняют полноценное общение, но и мешают осознанному овладению знаний 8. нарушениие развития речи (ограниченность фонематического восприятия, понимания устной речи и читаемого текста, словарного запаса – неточное пони- мание и употребление слов, недостатки произношения, усвоения слогового состава слова, аграм- матизмы)

9. низкая произвольность регуляции поведения, самоконтроля 9. несформированность произвольной регуляции поведения, самоконтроля 9. сформированность произвольной регуляции поведения и само- контроля зависит от степени интеллектуальных нарушений сформированность произвольной регуляции поведения и само- контроля зависит от степени интеллектуальных нарушений 10. снижение познавательной и учебной мотивации, работоспособности 10. отсутствие познавательной и учебной мотивации, низкая работоспособность 10. сформированность познавательной и учебной мотивации зависит от степени интеллектуальных нарушениий 11. недостаточность социального опыта 12. трудности в игровой, учебной и профессиональной деятельности

13. расстройств- ва эмоционально-волевой сферы и характера 12. расстройств- ва эмоционально-волевой сферы и характера 12. расстройств- ва эмоционально-волевой сферы и характера (эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность или заторможенность) 12. расстройств- ва эмоционально-волевой сферы и характера (неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции или повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность) 14. своеобразие формирования личности (трудности социальной адаптации способствуют формированию робости, неумению постоят за свои интересы; у детей и подростков могут формироваться иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной практической деятельности)

4. Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с детьми с овз. Индивидуализация Дифференциация Подход Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Суть индивидуального подхода – гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов каждым ребенком. Основано на ЗАР и ЗБР. 1. Особый подход к группам учащихся, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам. 2. Целенаправленное воздействие на группу учащихся, которые выделяются по сходным индивидуальным или личностным качествам учащихся, при которых учитываются их склонности и способности.

Обучение Учащийся по каким-либо причинам не может посещать уроки в школе. Организация обучения и воспитания детей с овз в различных типах специальных образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности нарушениия. Для каждого типа школ определены содержание образования и трудовой подготовки (мальчики и девочки), создана система учебников, методических пособий, дидактических материалов. Реализа- ция (организация учебной работы) 1. Этапность обучения. 2. Подготовека учащегося к усвоению нового материала. 3. Важность первичного закрепления и дальнейшее применение знаний на практике и при выполнении домашних заданий. 1. На основе различных учебных планов. 2. Внутриклассная или внутри- групповая дифференциация в зависимости от сложности выполнения заданий. 3. На основе различных темпов прохождения материала.

Формы (модели) Педагогической поддержки; адаптивная –требования, которые предъявляет ребенку социальная среда не всегда полностью соот- ветствуют его индивидуальным особенностям, поэтому возникает противоречие между индивидуаль ными особенностями ребенка и социально-педагогическими требо- ваниями, а это вызывает дезадап- тивные явления в различных сфе- рах. Виды дезадаптации: школьная (по отношению к нормам школьной жизни), дидактическая (противоречие между спецификой познавательных процессов ребенка и методикой обучения); эмоциональная (конфликтное поведение ребенка с окружающим); социальная (неприятие общественных норм и правил). Предполагает личностно ориентированную адаптацию. Психолого-педагогическая – со- здание оптимальных условий для выявления возможностей, развития способностей. Социальная – целенаправленное воздействие на формирование умений с целью реализации возможностей ребенка в его взаимоотношениях с социумом. Дидактическая – создание мето- дологической системы дифферен- цированного обучения для каждой категории детей с овз, обеспечива ющих коррекцию и компенсацию недостатков развития, приемов и методов воспитания и обучения; Прямая – создание специализиро- ванных групп или классов. Опосредованная – индивидуаль- ные задания, оценивание, стиль общения.

Компенсирующая – восполнение нарушенных функций. Коррекционная – психологический аспект включает исправление недостатков характера, поведения, общения; дидактический аспект – недостаток развития навыков, оперирование понятиями.

5. Развитие внимания. Недостатки внимания: 1) небольшой объем (способность воспринимать одновременно больше предметов), 2) трудности сосредоточения (способность как можно быстрее сосредоточиться на объекте), 3) трудности устойчивости (способность выполнять действия длительное время), 4) трудности распределения (способности одновременно выполнять несколько действий), 5) трудности переключения (быстрота перехода с одного действия на другое). Недостаточность волевых усилий, неумение планировать свою работу.

Задание 1. Разработано для изучения внимания С. Лиепинь. Изменено (адаптировано) С.Д. Забрамной. Предлагается бланк с изображением знакомых предметов 3 видов (гриб, мяч, ель), расположенных по 8 предметов в каждом ряду (5-10 рядов). Предметы в ряду расположены произвольно. Нужно: а) вычеркнуть все грибочки; б) подчеркнуть все мячи; в) вычеркнуть все елочки красным карандашом; г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все елочки.

Задание 2. Измененный тест Пьерона – Ррузера. Изображены фигуры 3-4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб). Всего 5-10 рядов по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно. Нужно: а) расставить значки, как показано на образце; б) расставить значки только в квадратах и треугольниках; в) расставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты. Задание 3. Измененный тест Бурдона. Напечатаны рядов букв алфавита. В каждом ряду по 20 букв в произвольном порядке. И О М Р У К И 0 Л Ф О А Я Б Н В Р И Ш Т Г М Ф Р И Я К А Н С Т Ю Р Э М Я Нужно: а) вычеркнуть все буквы И; б) вычеркнуть все буквы Ф, Р; в) вычеркнуть все буквы А и подчеркнуть буквы Я.

Задание 4. Тест, предложенный Н.Ф. Добрыниным. Предлагаются слова, состоящие только из указанных в образце букв. Ребенок ставит под ними соответствующую цифру и записывает рядом слово не буквами, а цифрами. Образец: Н М Е Т Р А Л О С Например: МЕТРО – МЕСТО – Задание 5. Игры типа «Кто больше увидит». а) Детям предлагается посмотреть в окно или на стол, на котором стоят игрушки, а затем, отвернувшись, назвать увиденное. б) Переодевание куклы. в) Демонстрируется картинка с изображением 5-6 предметов, затем в измененном расположении (или убирается один предмет) – назвать перестановки или что убрали. г) Назвать различия в двух картинках.

Задание 6. Методика Шульте с изменениями. Нужно: а) найти и назвать цифры по порядку от 1 до 25 (цифры черного, черного и красного цветов расположены в беспорядке); б) показать и назвать на таблицах сначала все красные цифры от 1 до 9 по порядку, а затем все черные в обратном порядке - от 9 до 1 (и наоборот)

Задание 7. «Найди ошибку» (задания а, б – для дошкольников; в, г, д – для школьного возраста). Найти фигуру, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек, подобранных на основе определенных геометрических фигур, но в каждой стопке есть отличная: а) карточки распределены по цвету; б) карточки со словами или предложениями с ошибками – исправить неправильные орфограммы; в) карточки с примерами с готовыми ответами, некоторые ответы ошибочны – исправить неверные ответы; г) карточка с суждениями, часть из них неправильные (заяц летает; у собаки родились котята и др.) – найти ошибочные; д) карточка с суждениями, часть из них неправильные (заяц летает; у собаки родились котята и др.) – найти ошибочные.

Задание 8. «Громкая и тихая музыка». Спрятан предмет, чтобы его найти, надо внимательно слушать музыку; чем ближе музыка, тем ближе искомое. Задание 9. «Наоборот». На вопросы отвечать и словом («да», «нет»), и кивком головы. Задание 10. «Раз хлопок, два хлопок.» Ребенку предлагается слушать хлопки: один хлопок – руки на пояс, два хлопка – шаг вправо, три хлопка – присесть, т.д. Задания подбирать с учетом нарушениий и возраста детей. Задание 11. Ребенку предлагается рассказывать стихотворение и одновре менно рисовать вертикальные палочки на лист (средний и старший школьный возраст).

Задание 12. Игры типа «Делай, как я». а) Ребенок должен делать руками фигуры так, как предлагает взрослый. б) Педагог и ребенок (дети) сидят с одной стороны стола. Кисти рук кладут на стол. Ведущий демонстрирует следующие движения: сжимает в кулаки пальцы обеих рук, разжимает кулаки, сжимает в кулак пальцы правой руки, распрямляя при этом пальцы левой (ладонью к столу) и др. Это упражнение полезно для развития моторики, согласованности действий и в то же время является тренировкой внимания, т.к. для правильного выполнения необходимо сосредоточиться, сметь переключиться с одного действия на другое. Достаточно около 10 разных позиций, чтобы не было переутомления. Темп показа зависит от индивидуальных особенностей играющих.

в) Педагог производит действия, а ребенок (дети) их выполняет: руки вверх, руки в стороны; упражнения правая рука на пояс, левая в сторону; выполняются левая рука вверх, правая в сторону; стоя правая рука вверх, левая на пояс; прыгаем на правой ноге и др. г) Педагог производит удары палочкой по столу или хлопки в ладоши. Ребенок (дети) должны правильно воспроизвести удары в том же ритме. Упражнение способствует развитию внимания при слуховом восприятии. д) Формированию самоконтроля способствуют игры типа «Ухо – нос – глаз» (кулак – ладонь – ребро): ведущий называет слово, а ребенок должен его показать. Усложнение: ведущий называет «ухо», а показывает глаз.

6. Совершенствование процессов ощущения и восприятия. Недостатки восприятия: 1) нарушениие избирательности, 2) нарушениие целостности, 2) нарушениие обобщенности, 3) трудности осмысления воспринимаемого (образуются элементарные а не главные связи между объектами), 4) сужение объема восприятия мешает ориентироваться в малознакомых местах).

Задание 1. «Перекрывающиеся картинки (назови, что нарисовано)». Задание 2. «Узнай и нарисуй». 1 вариант. Ребенок доложен на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоскостные), называет их, а затем должен нарисовать. 2 вариант. Раскладываются геометрические фигуры, аналогичные тем, что лежат в мешочке. Взрослый показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.

Задание 3. а) Из каких фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур? б) Закончить рисунок по заданным фигурам (если вы видите, что ребенку трудно, начните рисовать сами, а он пусть закончит).

Задание 4. «Дорога». Ребенку предлагается рассказать, как он идет в школу, магазин, парк (что находится справа - слева по дороге). Задание 5. «Узнай, что изображено». Перед ребенком кладут картинки, на которых изображения даны не полностью. Ребенок должен назвать целые изображения. Задание 6. «Что вырезали?». Задание 7. «Найди серединку». Ребенку предлагается полоска бумаги, квадрат или другая геометрическая фигура, он должен зрительно найти серединку.

Задание 8. Предложите ребенку картинки, на которых надо определить: какой лапой бельчонок держит шишку, а мишка – горшочек с медом; какой лапкой зайка ест морковку, где находится слон; в каком направлении едут машины. Задание 9. «Где что расположено». Положите на столе предметы и спросите, что лежит в середине, слева вверху, справа внизу. После выполнения этого задания дайте картинку с изображением предметов и попросите назвать, что где нарисовано.

Игры на совершенствование восприятия времени. Восприятия времени особенно сложно детям с овз. Длительность, скорость, последовательность явлений осознаются ими с большим трудом. Они не представляют, что можно сделать за 5 минут, 1 час,1 день, как эти временные отрезки соотносятся между собой. Именно поэтому надо чаще предлагать ребенку узнать, который сейчас час, уточнять, что можно сделать за определенный отрезок времени, учить «чувствовать» время в играх, на прогулке, при выполнении заданий и т.д. Ребенок должен освоить: времена года, месяцы, дни недели, части суток, суточные временные отрезки – минута, час, полдня/полдень (и их последовательность); слова – понятия: сегодня, вчера, завтра, раньше, позже, потом, до, после.

Задание 1. «Разложи по порядку». Перед ребенком кладутся карточки с названиями временных отрезков определенной группы. Ребенку предлагают разложить их в порядке возрастания/убывания времени. Пр., неделя, час, минута, сутки, месяц. Задание 2. «Который час?» Используя игрушечные часы, ребенок определяет заданное педагогом время, затем выставляет стрелки в соответствии с указаниями. Задание 3. «К чему относится?» откладывать карточки с предметными картинками в соответствии с временами года; откладывать карточки с сюжетными картинками в соответствии с частями суток.. Задание 4. «Реши задачу». Коля был в деревне неделю. Сколько дней Коля был в деревне?

Игры на закрепление представления о цвете. Восприятие и использование цвета у детей с нарушенииями развития имеют ряд особенностей. Психологи отмечают у них пониженную цветовую чувствительность. С трудом усвоив основные цвета, дети еще долго путают их оттенки. Такие дети нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (пр., раскрашивают кошку в синий цвет). Они не понимают, что цвет может быть постоянным признаком объекта. Задание 1. «Подбери подходящий лепесток». Задание 2. «Какого цвета не стало?» Задание 3. «Кто больше назовет предметов заданного цвета?» (что бывает красным, синим и т.д.)

Задание 4. «Узнай по цвету». Дайте ребенку полоски разного цвета. Затем покажите контуры предметов (огурец, лимон, апельсин, помидор и др.) Ребенок показывает полоски соответствующего предмету цвета. Задание 5. «Сделай так, как на картинке». Это задание требует не просто умения различать признаки величины, цвета, формы, но и правильно ориентироваться в месторасположении частей предметов, ибо для выполнения необходим детальный анализ целостного образа. Можно усложнить задание – предложить ребенку проговаривать свои действия (+ контролирующая и регулирующая функция). В случае, если ребенок совершил ошибку, не спешите подсказы- вать, а предложите ребенку проверить, правильно ли он сделал, как на образце.

7. Развитие мышления и речи. Характеристики мышления: 1) Постановека задачи. 2) Выбор способов ее решения. 3) Доведение решения до конца при сохранении плана действий. 4) Проверка результатов. Нарушения мышления: 1) Замедленность, тугоподвижность мышления. 2) Медленное осмысление задачи. 3) Трудности переключения с одной психической операции на другую. 4) Невозможность выделить главное в окружающих явлениях, установить причинно-следственные отношения. 5)Намеченный план действий забывается. 6)Невозможность правильно оценить результаты.

Речевые нарушениия: 1) Бедность словарного запаса. 2) Аграмматизмы. 3) Нарушения звукопрооизношения. 4) Недостаточность развития фонетико-фонематического слуха и восприятия. 5) Нарушения слоговой структуры слов. 6) Недостаточность развития связной речи.

Задание 1. Игры-головоломки из пособия З.А. Михайловой, М., 1985 (игры с палочками). Задание 2. «Продолжи ряд» … АБАВА… Задание 3. «Найди закономерность и продолжи ряд». Задание 4. «Разложи фигуры» а) по цвету и форме, б) по цвету и величине, в) по форме и величине, г) по цвету, форме и величине, д) положи рядом с моей фигуру, отличающуюся только одним признаком, е) положи рядом с моей фигуру, отличающуюся двумя признаками.

Задание 5. Решаем элементарные логические задачи. Примеры: Таня пришла в платье не красного цвета. Платье какого цвета одето на Тане? Сережа старше Коли. Кто из них ходит в школу, а кто в детский сад? Задание 6. «Назови одним словом» (классификация). а) Сначала на слух, потом дети сами читают на карточках слова и называют родовое понятие. б) С мячом: взрослый бросает ребенку мяч и называет родовое/видовое понятие, ребенок бросает мяч обратно взрослому и говорит в ответ нужное слово (лиса –животное). в) Дети отбирают карточки на соответствующее родовое понятие (можно провести в виде соревнований).

Задание 7. «Кому что надо?» Перед ребенком карточки с изображением знакомых ситуаций. Ребенок должен подобрать к ним карточки, на которых изображены недостающие предметы. Задание 8. «Штриховека» Заштриховать квадратики с учетом заданной последовательности – 7 х 7 («шахматная доска).

Задание 9. «Составь из букв слова». Задание 10. «Дополни слово». Педагог называет начальную или конечную часть слова, ребенок должен дополнить эту часть до слова. Задание 11. «Вставь пропущенные буквы». Задание 12. «Назови слово, начинающееся на последнюю букву (слог) предыдущего» (любые, на одну тему). Задание 13. «Назови слова, противоположные по значению». Задание 14. «Закончи предложение и подбери к нему картинку» Задание 15. «Закончи предложение словом противополож- ного значения». Пр., Летом тепло, а зимой …

Задание 16. «Назови предмет, который я не назвала». Разложите на столе предметы или картинки и вразбивку называйте их, а один забудьте назвать. Ребенок называет то, что вы забыли. Задание 17. «Кто больше придумает». Подберите несколько предметных картинок и предложите ребенку найти рифму к названию изображенных предметов. Пр., огурец – молодец. Задание 18. «Разложи картинке по порядку и составь рассказ». Варианты: разложить всю серию самостоятельно, доложить картинки к уже выложенной педагогом одной, к заранее придуманному педагогом рассказу разложить картинки согласно сюжету.

Задание 19. «Скажи, что не так (путаница)» Задание 20. «Белочка и зайчик» - могут быть пропущены некоторые смысловые звенья. Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, а зайчик – орехи, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а это была серая. Но летом они снова узнали друг друга. Вопросы: Почему зимой белочка и зайчик не узнали друг друга? Почему летом они снова узнают друг друга?

«Нерешенный вопрос», Лекарство» - наибольшую сложность вызывают тексты со скрытым смыслом, конфликтным содержанием. Здесь нужен определенный жизненный опыт, чтобы разобраться в смысловых противоречиях. «Лекарство». Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Девочка видит, что мать пьет с трудом, и говорит: «Мама, дай я выпью за тебя!» Вопрос: Правильно поступила Таня? Почему?

«Нерешенный вопрос». Жили в одном дворе кот, петух, собака и коза. Соберутся, бывало, вечером все на крыльце и начнут разговаривать о своих делах. В одном только не смогли согласиться. А именно в том, что вкуснее. - Нет ничего лучше молочка, - сказал кот Васька. - Что молочко, – сказал петух. Вот если бы овес или крупа – это было бы лучше. - Пустяки вы, братцы, говорите, - уверял Шарик. – Если что хорошо, так это косточка. - Хорошо свеженького сена пожевать, оно такое душистое, - сказала коза. Так и не решили вопроса о том, что вкуснее на свете. Вопрос: Почему они не могли решить, что вкуснее?

8. Развитие памяти. В памяти различают такие основные процессы, как запоминание сохранение воспроизведение забывание Память Произвольная НепроизвольнаяСпецифическая – механическая – слухо-речевая – осмысленная – зрительно-речевая – вкусовая, обонятель- ная (у слепоглухих) Неспецифическая Общие характеристики запоминания и припоминания

Нарушения процессов памяти: 1) Низкая скорость запоминания (необходимое количество повторений). 2) Малый объем. 3) Нарушения стойкости оставленных следов (прочность усвоения материала). 4) Неточность и трудность воспроизведения материала. 5) Недостаточная продуктивность произвольной памяти. Нарушение запоминания и вспоминания – гипомнезия (снижение памяти). Полная потеря памяти – амнезия.

Способы и приемы обучения осмысленному запоминанию: 1)Классификация. После того, как ребенок научился группировке предметов по исходным признакам, покажите, что, выделяя и называя группы однородных предметов, ему легче их запомнить. 2)Запоминание и последующее воспроизведение прозаических и стихотворных текстов. 3)Объединение близких по каким-либо признакам слов (лес – гриб, стол – чашка) поможет припоминанию. Приемы обучения запоминанию стихотворного текста: 1)Прочитайте текст вслух 1-3 раза, выделяя интонационно смысловые части. 2)Вместе с ребенком разделите стихотворение на части. При этом укажите опорные слова, рассмотрите картинки, рисунки, помогающие запомнить. 3)Ребенок должен прочитать текст по частям вслух или про себя.

Важно, чтобы при заучивании материала ребенок не допускал ошибки. Первое воспроизведение должно быть правильным, ибо переучивать очень трудно. Желательно многократное повторение, причем его виды и условия необходимо разнообразить. Повторение должно быть осознанным, в противном случае запоминание будет механическое. Задание 1. «Слушай и повторяй». Постучите по столу определённое число раз и попросите ребёнка воспроизвести услышанное. Задание 2. Разложите перед ребенком 8 – 10 картинок (количество определяется возможностями ребенка). Пусть он рассмотрит их в течение 30 – 40 секунд, затем переверните или накройте салфеткой и предложите ребенку назвать их. Чтобы тренировать долговременную память, попросите перечислить то, что вы показывали, через час и на следующий день.

Задание 3. «Что изменилось?» Дайте ребенку картинку с изображением 3 – 4 (для дошколь- ников) и 9 (для школьников) знакомых предметов и попросите его назвать их. Затем предложите вторую картинку с изображением большего количества предметов и спросите его, есть ли среди них те, которые были на первой картинке. 2 вариант. Найти показанную фигуру среди 9, 15 других. 3 вариант. На столе стоят 5 – 6 предметов. Ребенок рассматривает их и называет. Затем он отворачивается (или закрывает глаза), педагог меняет местами предметы (количест- во зависит от индивидуальных особенностей ребенка), ребенок должен сказать, что изменилось.

Задание 4. «Назови слова, которые запомнил» (в основе лежит методика Л. С. Выготского и А. Р. Лурия). Положите на стол перед ребёнком 5-8 картинок (количество зависит от возраста ребёнка) с изображением знакомым предметов и скажите, что сейчас вы ему прочтёте слова, которые надо запомнить, а он пусть подберёт к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла ему вспомнить слово. Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, ёж. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа. Через минут после того, как ребёнок отобрал картинки, спросите, какие слова он запомнил. Это задание очень полезно для развития осмысленной памяти, поэтому целесообразно регулярно им пользоваться, изменяя картинки и слова.

Задание 5. «Назови пару». Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например: окно – цветокнога – палец книга - учитель чашка – молокодорога – машина урок – звонок После он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово. Задание 6. «Узнай, что загадала». Покажите (назовите) части какого-либо предмета и спросите ребенка, какой предмет вы загадали. Например, крыша, окно, лестница – дом; крылья, хвост, клюв – птица. Задание 7. «Найди свой предмет». Детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти свои половинки. Книга

9. Развитие волевых и нравственных качеств. Учить детей планировать и контролировать свою деятельность нужно всегда. Советуем ограничивать объем задания, чтобы не было пресыщения. Задания: 1) лабиринты, 2) графические задания, 3) нравственные ситуации в картинках, рассказах Это лишь некоторые советы по развитию детей. Вы можете сами придумать интересные и развивающие детей игры.