РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Advertisements

Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке и методов обучения для повышения эффективности.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ПОЧЕМУ КК ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧЕВОЙ? Запрос от профессионального делового мира /работодателей/ Запрос от формирующегося гражданского общества /межкультурная коммуникация/ Освоение современным человеком роли «критического»/зрителя, читателя, потребителя/ в связи с тотальным использованием манипулятивных технологий/ Запрос самой сферы образования /входит в УУД, предлагаемые Стандартом/ Коммуникация как условие существования любого макро- или микро-человеческого сообщества

«Коммуникация» -взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Коммуникация - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. С.Л. Рубинштейн

Коммуникация - информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Коммуникация - информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. А.А. Бодалёв

Как мы понимаем КК /определение понятия/? Как характеристика личности человека, его способности Как деятельность человека /от приобретения умения конструктивного взаимодействия к развитию способности и достижению компетентности/

Резервы личности Мировоззрение Жизненный опыт Контекст деятельности Интересы и склонности Эмоции и чувства Статус личности в коллективе Мировоззрение Жизненный опыт Контекст деятельности Интересы и склонности Эмоции и чувства Статус личности в коллективе Свойства личности ученика учитываются при выполнении упражнений и заданий. Личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость. Свойства личности ученика учитываются при выполнении упражнений и заданий. Личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость.

Цель инновационной деятельности нашей школы – создание мультикультурной среды личностной самореализации школьников посредством полилингвальной системы «Гармония» с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Коммуникативная задача – Производная от педагогической задачи. Процесс профессионально- педагогического общения – система коммуникативных задач

ИТАК, КК – способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач ОБЩИЕ УМЕНИЯ: определять необходимость своего участия в коммуникации; анализировать намерения партнеров и способы коммуникации; выбирать адекватные стратегии коммуникации; реализовывать коммуникацию; корректировать процесс коммуникации; оценивать успешность достижения желаемых результатов. ОБЩИЕ УМЕНИЯ: определять необходимость своего участия в коммуникации; анализировать намерения партнеров и способы коммуникации; выбирать адекватные стратегии коммуникации; реализовывать коммуникацию; корректировать процесс коммуникации; оценивать успешность достижения желаемых результатов.

Основной этап решения коммуникативной задачи Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти: умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти: умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника

Заключительный этап решения коммуникативной задачи Содержательная и эмоциональная обратная связь даёт информацию об уровне усвоения учебного материла учащимися. Содержательная и эмоциональная обратная связь даёт информацию об уровне усвоения учебного материла учащимися.

ДВЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ Субъект - объектная /ценности – транслируемая информация + предполагаемые изменения в объекте/ Субъект - объектная /ценности – транслируемая информация + предполагаемые изменения в объекте/ Субъект- субъектная /ценности – умение слышать + умение договариваться для осуществления совместного действия/ Субъект- субъектная /ценности – умение слышать + умение договариваться для осуществления совместного действия/

I ЭТАП. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: У. определять общие цели и желаемые результаты коммуникации У. определять необходимость своего участия в коммуникации. У. определить свою цель /зачем мне это надо? Что я хочу получить?/ ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ: У. определять цель работы с текстом или сбора и анализа информации У. определять цель написания данного текста.

II ЭТАП Анализ намерений партнеров и способов коммуникации УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: У. прогнозировать развитие коммуникации: кто участники, что я о них знаю, их возможные позиции, речевые амплуа и намерения, У. оценить свои коммуникативные возможности, У. подобрать аргументы, адекватные для данной аудитории. ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ У. получить совет по сбору информации; У. использовать различные источники для получения необходимой информации /факты, идеи, мнения для сопоставления/; Быстрое определение идеи текстов при беглом осмотре; Быстрое извлечение необходимой информации из текстов; Определение замысла авторов статей по способу раскрытия темы, тону, терминологии. У. определять форму написания своего текста /жанр/, У. определять адресата /для кого текст пишется/

III ЭТАП. ВЫСТРАИВАНИЕ СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ У. выбирать речевой жанр, поведение, коммуникативные техники в соответствии со стратегией, У. планировать свои действия в коммуникации /роль и способ действий, н/п я – с трудом соглашаюсь, я - резко отрицаю, я – предлагаю альтернативу, я – мягко ищу компромисс; через вступительную речь, выход на дискуссию, реплики, резюме и т.д./ У. спрогнозировать возможные вопросы и подобрать аргументы для ответа, ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ У. определять источники, способы сбора информации, У. определять значимость найденной информации, У. определять способы переработки информации /анализа текстов и обобщения информации/

IV ЭТАП РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ устанавливать и поддерживать контакт в ходе дискуссии, стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавать возможность их включения в коммуникацию понимать смысл высказываний и ситуации в целом, уточнять позицию спрашивающих, задавать вопросы на понимание, выделять значимое содержание, отделяя от «болтовни», использовать разные формы высказываний для выражения одной и той же мысли, придерживаться темы и фокусировать внимание на целях обсуждения, говорить громко, разборчиво, уверенно; менять громкость, интонацию голоса, держать визуальный контакт с аудиторией, обращаться за помощью с ясно формулируемым вопросом или смыслом затруднения. КОРРЕКТИРОВАТЬ /изменить, учитывать изменения/ цели, точку зрения, предмет обсуждения, способы работы с аудиторией в процессе коммуникации. ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ соблюдать нормы языка в тексте, ясно выражать свои мысли, придерживаясь темы, используя аргументы и примеры, организовывать текст /разбивать на главы, давать заголовки/, писать тексты разного вида, жанра, стиля, обобщать информацию в виде краткого отчета, заключения, рецензии, отзыва.

V ЭТАП ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕЛАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У. оценить правильность выбранной стратегии, У. оценить правильность анализа намерений партнеров, У. осуществлять рефлексию своего участия в коммуникации: оценить ценность, степень значимости, результативность /что понял? что узнал? чего добился?/, У. делать выводы и подводить итоги; У. выделять сильные и слабые стороны относительно поставленной цели, У. оценить использованные способы относительно достигнутого результата, У. оценить результаты относительно поставленной цели.

Подготовка презентации Подготовка презентации в соответствии с целью; Умение свободно сопровождать ее текстом; Использование языка и стиля речи, адекватного ситуации, потребностям аудитории; Использование техник привлечения внимания;

ВЫСТУПЛЕНИЕ /РЕЧЬ/, ДИСКУССИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ Подготовка речи /сбор информации, отбор иллюстраций и т.д./ Выстроить речевое поведение в соответствии с речевой ситуацией; Структурировать сообщение с целью лучшего восприятия слушателями; Удерживать внимание аудитории /используя невербальные средства/ Использовать графику и т.д. для иллюстрации основной мысли ДИСКУССИЯ У. поддержать дискуссию адекватно целям и ситуации, приводя аргументы, высказывая идеи, мнение; У. применять, в том числе, невербальные средства при говорении и слушании/манера, жесты, громкость голоса, поза и др./ У. реагировать в ходе дискуссии /комментарий, вопросы на понимание и т.д./ Стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавать возможность их включения в коммуникацию. Способствовать прогрессу дискуссии /подводить итог, фокусировать внимание на целях дискуссии т.д./

Чтение и получение информации Уметь получить совет по сбору информации; Использовать различные источники для получения необходимой информации /факты, идеи, мнения для сопоставления/; Быстрое определение идеи текстов при беглом осмотре; Быстрое извлечение необходимой информации из текстов; Определение замысла авторов статей по способу раскрытия темы, тону, терминологии. Обобщать полученную информацию в виде устного или письменного отчета.

К. использования письменных форм предоставления информации Использование различных форм предоставления информации – деловых писем, эссе, отчетов, конкурсных материалов, Использование графиков, рисунков, таблиц в качестве иллюстрации основной мысли; Просмотр и извлечение необходимой информации из объемных материалов /монографии, рефераты, учебники, отчеты/; Использование широкого круга дополнительной информации; Сравнение подходов, мнений, видение предубеждений авторов по манере подаче информации; Отбор информации для включения в текст /цитирование, ссылки/; Обобщение полученной информации, интерпретация с учетом анализа мнений, Организация текста в соответствии с формой, жанром, стилем, Ясное выражение мыслей с использованием аргументов и примеров, Соблюдение норм языка.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ? РАЗВИТИЕ компетентности требует включения всего комплекса умений и способностей сразу! НЕЛЬЗЯ обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом все сложить и получить компетентность! Компетентность приобретается в процессе реализации осмысленной деятельности /цель, определение результата, решение проблем/. Коммуникация всегда ВСТРОЕНА в деятельность и обусловлена ею!

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учебно-познавательная, рефлексивная, информационная, интеллектуальная, исследовательская, проектная, организационная. Почему КК – «слабое звено» в современной школе? Смотрим в «рефлексивную корзину» и задаем себе вопрос: Какие виды деятельности мы предоставляем учащимся? Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. при этом получают ученики в школе? ОТВЕТ: Типичные «учебные» ситуации, предлагаемые школой, псевдокоммуникативные, или имитационные, т.к. не происходит взаимодействия речевых субъектов

Формирование КК в школе Учебное познание строится по схеме разрешения проблем /разного рода экспериментирование/. Проектная и исследовательская деятельность. Использование коммуникативных технологий на уроках гуманитарного цикла Создание текстов, интеллектуального продукта, адресованных аудитории Проведение тренингов на факультативе: упражнения в риторике, интерактивные игры /ролевые/.

Проявление компетентностей Наличие способностей Личностно-значимая цель диагностика Консультирование, сопровождение ?

Коммуникативный подход: «Решение проблем» Решение проблем должно находить свое место в содержании и программах всех учебных предметов, т.е. для проявления компетентностей учащихся необходимо в образовательном процессе использовать межпредметные комплексные проблемы, формулировка которых не позволяет сразу определить область знаний и предметных умений, необходимых для их решения / жизненные ситуативные задачи/

Ситуации Личная жизнь Школьная жизнь Работа и отдых Жизнь общества Предметы Обществознание Экономика Математика Естествознание литература задание решение Используемые умения Понимание информации о проблеме Формулирование проблемы Выбор стратегии решения Размышления Оформление решения Аналитические умения Рассуждения по аналогии Рассуждения, связанные числами

Например, проблемы Выбор школы для брата /сестры/ при переезде в другой район У бабушки ежегодно снижается урожай огурцов в теплице Мне поручили сделать сайт моего класса Мы с друзьями собираемся в 3-дневный поход без взрослых Мне разрешили сделать ремонт в моей комнате и оформить ее в соответствии с моим вкусом и желаниями Я очень хочу поступить учиться по избранной специальности в московский вуз. Я хочу ноутбук, но в семье нет лишних денег. Мой учитель попросил меня научить его работать на компьютере.