Технологии обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деловая игра и ее возможности. Деловая игра (по Г. П. Щедровицкому) - педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций,
Advertisements

Преподаватель английского языка Евстигнеева Н.П. Преподаватель русского языка Трухина Е.В.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
О «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место.
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ общие методические аспекты.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И « ЖИЗНЕННОСТЬ » РЕАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
Активные методы обучения Услышишь -забудешь, Увидишь –запомнишь, Построишь –поймешь. Конфуций.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Тема : «Интерактивные формы работы с родителями в условиях ДОУ с учётом требований ФГОС» Тема : «Интерактивные формы работы с родителями в условиях ДОУ.
Г(О)ОУ СПО «Усманский педколледж» Использование информационно- коммуникационых технологий на уроках информатики для активизации познавательной деятельности.
Транксрипт:

Технологии обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии, к.п.н.

Классификация педагогических технологий по наиболее существенным признакам (по Г.К.Селевко) /…/ преобладающие методы и способы; организационные формы; средства обучения; подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия; направления модернизации; категория педагогических объектов

По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий ПТ на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений ПТ на основе современных информационно-телекоммуникационных средств и СМК ПТ на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов ПТ развивающего образования (альтернативные, радикальные)

По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий ПТ на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся ПТ на основе эффективности организации и управления процессом обучения ПТ на основе методического усовершенствования и дидактического ре- конструирования учебного материала

Технологии обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Проблемное обучение Технология современного проектного обучения (+ комплексный метод обучения, "Дальтон-план" Е.Парк- херст и пр.) Интерактивные технологии Технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, суггестивное обучение, интенсивное обучение и пр.) Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов, С.Д.Шевченко, В.М.Шейман и др.) Технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, социальной активности, самозащитных качеств личности и пр.)

Игровые технологии Игровые технологии (интеллектуально- творческого развития детей, игровые технологии Б.П.Никитина; «Сам Самыч» В.В.Репкина и др.) Деловые игры Организационно-деятельностные игры Школа-театр Внеклассные ролевые игры Финансово-экономические деловые игры

Технология учебно-деловой игры Относится к активным методам обучения с моделированием различных учебных и производственных ситуаций

ДЕЛОВАЯ ИГРА активный метод группового обучения совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества при решении общих задач. Предусматривает имитацию реальной проблемной ситуации, которую необходимо разрешить посредством скоординированных действий. Каждый из участников решает определенную задачу соответственно отведенной ему роли; отдельные ролевые действия и их совокупности должны сложиться в единый процесс достижения общей цели. Игровой метод широко используется для поиска путей разрешения управленческих, социально- экономических, социально-психологических проблем (Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995)

Деловые игры Деловая игра (по Г.П.Щедровицкому) - это: педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых - обучение отдельных личностей и их групп принятию решения; особое отношение к окружающему миру; субъективная деятельность участников; социально заданный вид деятельности; особое содержание усвоения; социально-педагогическая "форма организации деятельности". Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций

Деловые игры В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные операционные ролевые игры деловой театр психо- и социодрама

Имитационные игры На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные

"Деловой театр" В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи

Психодрама и социодрама Они близки к "исполнению ролей" и "деловому театру". Это тоже "театр", но уже социально- психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Интерактивные технологии технологии организации межличностной коммуникации

Интерактивные технологии Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) Технология проведения дискуссий Технология "Дебаты" Тренинговые технологии Дискурсия Урок-проблемный семинар (В.В.Гузеев) Психолого-педагогическое консультирование

Активность всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром

Активность личностное качество, выраженное в сознательном стремлении к участию в той или иной деятельности, внешнее проявление ценностных ориентаций, взглядов и убеждений (Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995)

Активность Позитивная Негативная Позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с глубокой компетентностью

Компоненты активности готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; осознание выполняемых действий; устойчивость внимания к предмету активности; стремление повысить свой личный уровень

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы; отстаивать своё мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; задавать вопросы своим товарищам и учителям; рецензировать ответы товарищей; рецензировать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым ученикам непонятные места; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи; проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия; решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ личное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов решения тех или иных проблем. Самостоятельные действия эффективны при наличии высокой компетентности (Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)

Активные методы обучения методы и формы организации обучения, побуждавшие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, связанные с активностью обучаемых

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К числу наиболее характерных относятся: беседа, диспут, тематические семинары, деловые игры, тренинг (Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)

Активные методы обучения Неимитационные Имитационные Проблемные лекции Семинары Тематические дискуссии Мозговая атака Круглый стол Мастер-классы Стажировки Неигровые: Неигровые: Анализ конкретной ситуации (кейс-технологии) Тренинги (имитационные упражнения) Игровые: Игровые: Деловые игры Учебные игры Производственные игры Исследовательские игры Блиц и мини игры Игровое проектирование Индивидуальные занятия на ПК

ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ формы, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания специалистом и тем, кто их воспринимает. К их числу относятся: беседа, диспут, семинар и т.д. (Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)

Технология проведения учебных дискуссий Формирование коммуникативной и дискуссионной культуры

ДИСКУССИЯ метод группового обучения. Члены группы высказывают и отстаивают идеи и соображения о способах разрешения какой-либо проблемы или свое понимание заданной темы. Для успешного применения метода дискуссии необходимо, чтобы участники обладали знаниями или опытом относительно предмета обсуждения (Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)

«круглый стол»; «заседание экспертной группы» («панельная дискуссия»); «форум»; «симпозиум»; «дебаты» (вариант - «британские дебаты»); «судебное заседание» (слушание дела) Формы дискуссии

ФОРУМ - открытая широкая дискуссия между учебной группой и профессионалом или профессионалами, располагающими специальными знаниями об обсуждаемом предмете

Модели технологии "Дебаты" Свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях. Панельные дебаты (Panel Debate) Симпозиум "Экспресс-дебаты" "Модифицированные дебаты" "Круглый стол" "Аквариум" Подсчитывающая дискуссия.

Технология "Дебаты"

Модели технологии "Дебаты" "Экспресс-дебаты". Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Готовятся непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент "обратной связи", закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности

Модели технологии "Дебаты" "Модифицированные дебаты". Используются отдельные элементы технологии дебатов, изменяются некоторые правила дебатов. Например: сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; допускаются вопросы из аудитории; организуются "группы поддержки", к помощи которых команды могут обращаться вовремя тайм-аутов; осуществляется ролевая игра, т.е. учащиеся исполняют какую- либо роль; создаётся "группа экспертов", которая может либо осущест-влять функции судейства, либо подводить итог игры, демон-стрируя столкновение позиций, или вырабатывать компромис-сное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей; изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников