Вебинар Невский НМЦ Управление снижением проявлений эмоционального выгорания педагогов Панова Н.В.,к.п.н.,доцент СПб АППО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ Педагог-психолог МОУ СОШ 50 Яремчук Т.В. 1.
Advertisements

Графические способы представления информации Ментальные карты Автор презентации: Лебедева М. Б.
ГЭП «Разработка и апробация новых подходов к оценке педагогической деятельности»: Основные направления дальнейших исследований Фролов Ю.В., проректор ГОУ.
Эмоциональное выгорание или здоровье и профессиональная комфортность?
Стрессовый стиль жизни Человек... Испытывает хронический неослабевающий стресс Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций Тяжело.
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ. Ключевые принципы новых систем оплаты труда учителя, вводимых в школах России – нормативно-подушевое финансирование.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Транксрипт:

Вебинар Невский НМЦ Управление снижением проявлений эмоционального выгорания педагогов Панова Н.В.,к.п.н.,доцент СПб АППО

Физические симптомы эмоционального выгорания усталость; чувство истощения; восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; аустенизация; частые головные боли расстройства желудочно- кишечного тракта; избыток или недостаток веса; одышка; бессонница

Физические признаки стресса общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее; дрожь или нервный тик; спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание; повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.

Эмоциональные признаки стресса Беспокойство или повышенная возбудимость; Раздражительность, гнев, агрессивность; Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей; Чувство беспомощности, страх.

Поведенческие признаки стресса Усиленное курение; Злоупотребление алкоголем; Судорожная еда; Постоянная спешка

Профессиональное выгорание как эмоциональный образ "Запах горящей психологической проводки". (Morrow A., 1981)

Понятие «зрелость» отражает уровень осознания педагогом своей ролевой нагрузки, находит выражение в двух ипостасях: «я в обществе» и «я и общество» Типы отношений в обществе: зрелое интеллектуальное отношение к жизни; деятельностно-продуктивное отношение к жизни; зрелое профессиональное отношение к жизни; социально активное отношение к жизни; эстетическое отношение к жизни; важна в сочетании с установками управления, получения и избегания, где присутствуют и высокий социальный интерес, высокая степень активности.

Преодолевая, переживая «подготовительную жизнь», человек ничего не может испытывать, кроме ощущения тяжести повседневного существования… Поэтому надо сократить время на этапы прохождения пути, отведенного на подготовку к "подлинной жизни"... Для этих случаев и придуманы людьми школы для особо одаренных, экстернат, раннее поступление в вузы, ранние женитьбы и т.д., и т.п. Но возможны варианты... Время настоящей жизни может быть значительно больше, чем время подготовительной жизни. Только тогда есть смысл готовиться к настоящей жизни, если затраты на эту подготовку окупаются... Творчество – это процесс порождения новой реальности, которая может быть осмыслена человеком и другими людьми, то есть его продукт может быть потенциально составляющей человеческой культуры. Оно открывает новые смыслы в мире» В.Н.Дружинин Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М: "ПЕР СЭ" – СПб.: "ИМАТОН-М", 2000

Кластеры новой модели компетенций педагога СОШ 1. Профессионально важные личностные качества педагога - 12 измерений 2. Информационная основа деятельности педагога - 6 измерений 3. Разработка программ деятельности и принятие педагогических решений - 3 измерения 4. Мотивация учебной деятельности – 5 измерений 5. Организация учебной деятельности - 4 измерений 6. Постановка целей и задач педагогической деятельности – 3 измерения

Группы показателей в модели педагога СОШ 2. Результаты деятельности (профессиональные компетентности) педагога : 2.1. Группа: Знания учащихся (Динамика возможностей классов,в которых работает педагог, Участие учащихся в мероприятиях – конкурсах, олимпиадах, соревнованиях) 2.2. Группа: Методическая работа (Современные методики, Обобщение собственного педагогического опыта, Участие в научно-методических грантах, Эффективность участия педагога в программах обучения по результатам оценки администрации и методического объединения)

Группы показателей в модели педагога СОШ 2. Результаты деятельности (профессиональные компетентности) педагога: 2.3. Группа: Внеклассная (внеурочная) деятельность (Организация внеклассной работы ) 2.4. Группа: Воспитательная работа (Работа учителя с родителями, Коллективная деятельность учителя вместе с классом по оценке администрации, Работа учителя по поддержанию дисциплины на уроках и комфортной психологической обстановки в классе, Работа классного руководителя: дисциплина в классе, Работа классного руководителя: психологическая обстановка в классе )

Вторая цель ГЭП: Профессиональное развитие педагогов Внешняя среда: 1)усиление самостоятельности ОУ; 2) введение НПФ и НСОТ; 3) усиление «конкуренции» между ОУ и др. Ключевой способ повышения эффективности учреждения, его конкурентоспособности – создание механизмов постоянного профессионального развития педагогических работников. Необходимо стимулирование процесса профессионального развития педагогов.

Программа развития персонала учреждения Программа развития персонала в учреждении должна включать (в постоянном режиме): проведение оценки по разделам профессионального стандарта (по группам показателей профессиональных качеств и результатов деятельности); анализ результатов оценки, определение пробелов в деятельности и результатах; планирование и проведение программ обучения и развития специалистов по результатам оценки; оценка эффективности обучения (по итогам диагностирования компетенций и результатов специалиста по истечении некоторого времени после обучения); аттестация, определение квалификационной категории педагогического работника; определение размера базовой оплаты труда и размера стимулирующих выплат.

Новая методика как инструмент профессионального развития педагогов 1. Формирование (измерение) профиля компетенций и результатов деятельности педагога (руководителя) 2. Определение (в учреждении) важности конкретных компетенций и результатов деятельности для конкретного педагога 3. Определение (в учреждении) эффективности педагога (руководителя) 4. Создание целевого плана развития педагогического работника 5. Оценка непосредственно в учреждении эффективности обучающих и развивающих программ и саморазвития педагога

Важность компетенции Важность компетенции (измерения) – это расхождение в баллах между фактическим (по итогам оценки) и максимальным (на уровне мастерства) поведением и результатами специалиста. Важность компетенций 3.2., 6.2, 6.11

План действий и план развития педагога План действий – это то, что педагог собираетесь делать, чтобы изменить поведение Однако иногда этого плана недостаточно, т.к. некоторые умения надо определить, научить им, освоить и попрактиковаться на тренингах так, чтобы их можно было бы затем применять в реальных условиях План развития – это определение компетенций, требующих развития, методов обучения, наставников, тренеров, преподавателей, необходимого времени и методов диагностики качества обучения (развития)

Саморазвитие специалиста Новая методика используется одновременно как средство диагностики профессиональных качеств и как стимул к действиям самого специалиста по исправлению ситуации – по устранению причин неэффективного выполнения деятельности Решение: четкая инструкция участнику перед оценкой и помощь директора (зам.директора) и (или) методиста, оказывающих постоянную поддержку педагогу после оценки Возможности: после получения ОС педагог часто сам проявляет готовность учиться и предпринять действия по саморазвитию

Организованное обучение и развитие специалиста (на курсах ПК) Перед обучением участники получают результаты ОС. Это позволяет им сосредоточиться на тех аспектах курса, которые более всего соответствуют их потребностям в повышении профессионализма Возможности: участники имеют возможность обратиться к другим слушателям курсов. Можно организовать сессии в ходе курсов, в ходе которых участники будут обмениваться и оценивать опыт и навыки друг друга

Вызов: индивидуальный и групповой коучинг участников аттестации Коучинг это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (самосовершенствоваться). Речь идет: об изменении поведенческих стереотипов, о работе педагога (руководителя) над собой по повышению эффективности деятельности Наставничество – метод, при котором старший по возрасту и более опытный специалист передает свои знания о том, как выполнить то или иное задание

Вызов: индивидуальный и групповой коучинг участников аттестации Неосознанная некомпетентность = низкий уровень исполнения; отсутствие дифференциации или понимания. Осознанная некомпетентность = низкий уровень исполнения; распознавание своих недостатков и слабых мест. Осознанная компетентность = более высокий уровень исполнения; сознательные, спланированные усилия. Неосознанная компетентность = естественное, автоматическое исполнение на самом высоком уровне.

Техники индивидуального коучинга: ТМО СЦЕНАРИЙ ТЕХНИКИ МОДИФИКАЦИИ ОПЫТА (ТМО) I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ВЫБРАННОГО ОПЫТА 1. Где вы находитесь в этом опыте? (Запишите Ваш ответ) 2. Когда это происходит? (Запишите Ваш ответ) 3. Кто важные участники этого события? (Запишите Ваш ответ) 4. Кратко опишите этот опыт. (Запишите описание) 5. Что Вы чувствуете, переживаете в этот момент? (Запишите Ваш ответ) 6. Оцените этот опыт по шкале от -10 до 10. (Запишите Ваш ответ) и т.д.

Техники индивидуального коучинга: модель GROW GROW - расти Аббревиатура: G (goal) – цель; R (reality) – реальность; O (options) – варианты; W (wrap-up) – результат Основной инструмент – беседа. Этапы: 1) определение темы; 2) цель – формулирование желаемого результата; 3) реальность – получение точной картины происходящего у сотрудника; 4) варианты выбора – определение того, что необходимо делать; 5) результат – формирование плана действий. Роль руководителя (коуча) – помочь педагогу думать

Древо нашей жизни Цель жизни – СТВОЛ дерева

Древо нашей жизни Большие ветви – ключевые области деятельности. (Всего их примерно 10)

Древо нашей жизни Маленькие веточки – это задачи, которые надо решать в каждой ключевой области Листья – конкретные мероприятия или действия (встреча, звонок, письмо…)

Как составить ментальную карту Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3 При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета) Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты (в программе Обучение для будущего – это основополагающий вопрос). Можно использовать пояснительный рисунок От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими. Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.

Пример метальной карты Интерференци я Дифракци я Дисперси я ЧТО ТАКОЕ СВЕТ? Свет – это частица? Свет – это волна? Давление света Фотоэффект

Пример ментальной карты

Действуйте. Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: наведите порядок дома или на рабочем месте; устройте прогулку или быструю ходьбу; пробегитесь; побейте мяч или подушку и т. п.

Творите Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте; танцуйте; пойте; лепите; шейте; конструируйте и т. п.

Выражайте эмоции Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Рефрейминг Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг: постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности. Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг.