41-й… Июнь… Год и месяц борьбы всенародной Даже пылью времен Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна И на фронт уходила поротно Кумачовые звезды На полотнах знамен унося.
Искусство во время войны В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: Когда гремят пушки, музы молчат. Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом. Героический подъем советского народа, его морально- политическое единство стали той основой, на которой взросло советское искусство времени отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли художников-плакатистов, вдохновляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.
Боевой карандаш Враг наступал стремительно. Еще быстрее преображалась страна, становясь единым боевым лагерем в стремлении остановить и беспощадно разгромить врага. Боевая задача встала и перед художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам. На второй день вышел плакат Кукрыкниксов Беспощадно разгромим и уничтожим врага!.
Боевой карандаш Огромной популярностью пользуются небольшого формата, обильно снабженные текстом листы Боевого карандаша Они выполняли еще и роль информаторов и даже инструкций, вывешивались в бомбоубежищах, в штабах народных дружин, красных уголках, они рассчитывались на длительное рассматривание и чтение. Постепенно, соответственно успехам на фронтах, плакат обретает новые черты - становится живописнее. Подчас тяготеет к станковой графике.
Кукрыниксы Одними из самых прогрессивных и остроумных художников стали Кукрыниксы - М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов. Остроумие в творчестве Кукрыниксов не ограничивается ни текстом, ни графическим его переложением. Сатирический образ - вот что решает общую композицию произведения и пронизывает всю его структурную ткань, определяя мельчайшие детали и ассоциации. В их карикатурах много градаций от смешного: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Кукрыниксы «Политическая сатира»Кукрыниксы «Политическая сатира»
Окна ТАСС По образцу Окон РОСТА в Москве организуется выпуск Окон ТАСС; в Ленинграде возобновляется деятельность Боевого карандаша. Плакаты, увеличенные до гигантских размеров, вывешиваются на фасадах общественных зданий. Размноженные наряду с листовками в небольших форматах, плакаты появляются в вагонах воинских эшелонов, в бомбоубежищах, в танках, в цехах заводов, на газетных полосах, на спичечных коробках. Художники, не призванные в армию, все равно считают себя мобилизованными и все силы отдают наглядной публицистике.
Военные характеры В живописи Великой Отечественной войны отчетливо просматриваются самые разные почерки. Меткой линией, свободно и тонко характеризующей персонажи, сверкающим юмором отмечены рисунки В живописи Великой Отечественной войны отчетливо просматриваются самые разные почерки. Меткой линией, свободно и тонко характеризующей персонажи, сверкающим юмором отмечены рисунки Л.В. Сойфертиса ( ), "Севастопольский альбом",
Военные характеры Произведение А.А. Дейнеки ( ) Берлин. В день подписания декларации (1945) - как бы итог многочисленных документальных изображений событий. Флаги армий великих держав в берлинском небе, самолет, идущий на посадку, поверженный город, цитадель разгромленного врага, и тишина первых часов победной весны. Дейнека очень точно находит нужную комбинацию форм, деталей, из единства которых возникает желаемый поэтический контекст.
Фронтовые рисунки Чем дальше в глубь истории уходят годы Великой Отечественной войны, тем полнее и глубже ощущаешь ее значение, величие подвига народа, отстоявшего свободу и независимость своей родины в неравной схватке с фашизмом Исторические факты минувшей войны практически исследованы, однако духовная жизнь и культура времен Великой Отечественной практически не изучены, фронтовые рисунки являются частью этой темы. Исследования их открывают все новые и новые штрихи героической военной эпопеи.
Фронтовые рисунки Комаров ЕИ. «Снайпер Чехов» Эйнман Э. « Боец Красной Армии » Ройтер Л.Г. « Регулировщица»
Используемые ресурсы: Интернет-адреса: shtml - Искусство военного времени html - фронтовые рисунки shtml Искусство военного времени html Статьи: Наша Победа. День за днем - проект РИА Новости Наша Победа. День за днем Великая победа ИТАР - ТАСС Великая победа
Автор презентации: Кузнецов Алексей 10 «А» класса школы 6
* * * Убивали молодость мою Из винтовки снайперской, В бою, При бомбежке И при артобстреле... Возвратилась с фронта я домой Раненой, но сильной и прямой - Пусть душа Едва держалась в теле. И опять летели пули вслед: Страшен быт Послевоенных лет - Мне передохнуть Хотя бы малость!.. Не убили Молодость мою, Удержалась где-то на краю, Снова не согнулась, Не сломалась. А потом - Беды безмерной гнет: Смерть твоя... А смерть любого гнет. Только я себя не потеряла. Сердце не состарилось Ничуть, Так же сильно Ударяет в грудь, Ну, а душу я В тиски зажала. И теперь веду Последний бой С годами, С обидами, С судьбой - Не желаю Ничему сдаваться! Почему? Наверно, потому, Что и ныне Сердцу моему Восемнадцать, Только восемнадцать!
За утратою - утрата, Гаснут сверстники мои. Бьет по нашему квадрату, Хоть давно прошли бои. Что же делать?- Вжавшись в землю, Тело бренное беречь? Нет, такого не приемлю, Не об этом вовсе речь. Кто осилил сорок первый, Будет драться до конца. Ах обугленные нервы, Обожженные сердца!..