Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению заданий частей А и В Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Задание В 7 – В 9 (Грамматическая основа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В 6.
Advertisements

Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению задания А10 Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Структура предложения.
А 10 Тренинг Синтаксический анализ предложения merelenko-su.uCoz.ru.
Задание А9 Синтаксический анализ предложения. Задание: Укажите верную характеристику предложения (предложение указано). Синтаксический анализ предложения.
Задание А10 Синтаксический анализ предложения. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей.
Начать тестирование 11 Всего заданий Введите фамилию и имя Синтаксический анализ предложения А 10.
Определение вида связи (подчинение, сочинение, бессоюзие) между частями сложного предложения.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Задание А9 Синтаксический анализ предложения. Задание: Укажите верную характеристику предложения (предложение указано). Аналитический отчёт ФИПИ: «…Неумение.
«Задание А-9. Синтаксический анализ предложения..
Река Амазонка Презентацию выполнила Ученица 7 «Г» класса МОУ Гимназии 1 Зыкова Карина Преподаватель Рыбалкина Надежда Гавриловна.
Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Виды сложноподчиненных предложений. Человек не может быть один. Высшее счастье, радость человеческая – общение с другими людьми. В. Сухомлинский.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕССОЮЗНЫЕ (БСП) СОЮЗНЫЕ ССПСПП.
Cложноподчиненное предложение. Актуальность проекта: Настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения,
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Транксрипт:

Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению заданий частей А и В Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Задание В7 – В9 (Грамматическая основа предложения)

Характеристика предложения Простое Сложное Одна грамматическая основа Две и более грамматических основ Союзное Бессоюзное ССП СПП

Типы придаточных Определительны е Изъяснительные Обстоятельственны е Вопросы определений Вопросы падежей Вопросы наречий Какой? Кого? Что? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём? Как? Зачем? Почему? Когда? Где? Куда? Откуда? …

Придаточные обстоятельственные Времени Места Образа действия Меры и степени Уступки Причины Цели Следствия Сравнения Когда? С каких пор? До каких пор? Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени? В какой мере? В какой степени? Несмотря на что? Невзирая на что? По какой причине? Почему? Зачем? С какой целью? Что стало следствием этого? Как что? Как кто?

Группы сочинительных союзов 1). Соединительные: и, да (=и), ни-ни, тоже, также 2). Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли – то ли 3). Противительные: а, но, да (=но), зато, однако, же 4). Двойные (сопоставительные): как..., так и; не только.., но и; не столько.., сколько; не так…, как; хотя и.., но; не то что(бы)...,но (а); если не..., то.

Подчинительные союзы 1). Изъяснительные: что, как, ли (частица в роли союза) 2). Временные: когда, пока, едва, с тех пор как, лишь только 3). Причинные: потому что, так как, ибо, ввиду того что 4). Условные: если, коли, кабы, раз 5). Уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что 6). Следствия: так что 7). Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы 8). Сравнительные: как, как будто, словно, точно, подобно тому как 9) Места: где, куда, откуда 10) Определительные: какой, который ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Придаточное изъяснительное предложение может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ: Пётр не знал (чего?), сможет ЛИ он переплыть реку.

Сложные предложения с разными видами связи (союзной и бессоюзной) Сочинительная и подчинительная: Она подала брату знак, / что ей нужно остаться одной, / и все потихоньку вышли из комнаты. Сочинительная и бессоюзная: Через час явилась возможность ехать : / метель утихла / и небо прояснилось (запятая между простыми предложениями метель утихла и небо прояснилось не ставится, так как есть общая часть – через час явилась возможность ехать). Подчинительная и бессоюзная: Как ни был он подготовлен, / сердце ёкнуло : / всё-таки большое событие Сочинительная, подчинительная и бессоюзная: И он стал рассказывать, / почему не вышло : / кругом всё уже было залито водой, / и для того чтобы попасть в деревню, / надо было идти по узкой полосе.

Алгоритм выполнения 1. Обозначить грамматические основы. 2. Если предложение сложное, провести границу между частями – /. 3. Обозначить средства связи частей в сложном предложении –.

Выполните разбор предложений по алгоритму

(1)Амазонку по праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей пятую часть всего мирового водного запаса. (2)В реке насчитывается различных видов рыбы больше, чем в Атлантическом океане. (3)Площадь бассейна реки Амазонка составляет свыше 2,7 миллионов миль, что соответствует десятой части суши всего земного шара. (4)Здесь сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зелёная масса производит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений. (5)Чтобы исследовать Амазонку, начиная от дельты реки в Бразилии и заканчивая её устьем в высокогорье Анд в Перу, команде Кусто потребовалось больше полутора лет.

(6)Какие только средства передвижения не использовали путешественники, чтобы исследовать эту уникальную экосистему под водой и на поверхности, на суше и находясь в воздухе! (7) Надёжный корабль «Калипсо», и всевозможные наземные транспортные средства, и грузовик-амфибия, и надувной плот, и байдарки, и небольшие моторные лодки, и вертолёт, и гидроплан, и местные варианты речных лодок всё, что создало человечество для передвижения по земле, воде и воздуху, было на вооружении исследователей

Укажите верную характеристику предложения Наверное, никто не будет спорить, что дом, полный цветов, всегда уютен, в нем спокойно и надежно, обилие цветов радует глаз, согревает душу. 1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью 2) сложносочинённое 3) простое с обособленными членами 4) сложноподчиненное 1

Укажите верную характеристику предложения Займитесь разведением цветов, и вы почувствуете, как преобразится мир вокруг вас. 1) простое с деепричастным оборотом 2) бессоюзное 3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью 4) простое, осложненное обособленными членами 3

Укажите верную характеристику предложения Где-то между февралем и апрелем небольшие группы северных оленей начинают сбиваться в огромные стада, численность которых может колебаться от до миллиона особей. 1) простое с причастным оборотом 2) бессоюзное 3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью 4) сложноподчиненное 4

Укажите верную характеристику предложения Они преодолевают от 24 до 48 км. в день, а значит, 400–500-километровое путешествие может занять у них до 20 дней. 1) сложносочиненное 2) сложное бессоюзное 3) простое осложненное 4) сложноподчиненное 1

Укажите верную характеристику предложения Первые самки добираются до мест размножения в тундре, у Полярного круга, к концу мая; там они почти сразу же рожают детенышей. 1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью 2) сложносочинённое 3) простое с обособленными членами 4) бессоюзное сложное 4

последовательное 1 параллельное 2 однородное 3 Виды подчинения:

Последовательное подчинение Я поверил, что он исправится, хотя сомнения в искренности его слов были у многих. (Я. Корчак) [ ], ( что …), ( хотя …). чему? несмотря на что?

Параллельное подчинение Когда погасли вспышки молний, мы увидели, как полыхает огромный дуб на берегу реки. ( Когда …),[ ], ( как …). что? когда?

Однородное подчинение Разведчики знали, что путь будет долгим, что будут потери и что от них зависит судьба целого отряда. (Каз.) что? [ ], ( что …), ( что …) и ( что …).

ЗАДАНИЯ

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Я невольно вспомнил, как осенью тащился по этому тракту в телеге и напрасно старался решить вопрос о том будущем, которое меня ожидало.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Когда он опустился на скамью, то прямой его стан согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки.

Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих.

ПРОВЕРКА

Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях. [ ], ( как будто …), ( как будто …). как? каким образом?

Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес. [ ], ( что …), ( хотя …). какими? почему? какими?почему? нет

Он хотел уверить себя,что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой- нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха. [ ], ( что …), ( что …), ( что …). в чём?

Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты. [ ], ( как …), ( как …) и ( как …). что?

Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана. зачем? когда? ( Едва …),[ ], ( чтобы …). зачем?

Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы. какого? при каком условии? ( Если …),[ ], ( каким …). какого?

Если что то Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. при каком условии? ( Если …), ( что …), [ ].

Я невольно вспомнил, как осенью тащился по этому тракту в телеге и напрасно старался решить вопрос о том будущем, которое меня ожидало. [ ], ( как …), ( которое …). о чём? каком? о чём?

Когда он опустился на скамью, то прямой его стан согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки. ( Когда …),[ ], ( как …). когда?как? каким образом? когда? как? каким образом?

Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих. когда? о чём? когда?

( Когда …), [ ], ( что …), ( что …), ( когда …). о чём? когда? параллельное подчинение однородное подчинение последовательное подчинение Сложноподчинённое предложение с различными видами подчинения:

ГИА – на 5!