ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Гроцер Вера Ильинична Учительначальных классов МОУ СОШ Комплекс Гармония.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
Мои педагогические позиции: Учить надо не по закону, а по понятиям Смысл должен стоять впереди языка Наши ученики умнее нас Процесс обучения важнее результата.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Из опыта работы учителя истории и права Серяевой Н.А. МОУ СОШ 6 г.Вольска.
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления младших школьников.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Бондаренко С. В. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Выполнила учитель немецкого языка высшей категории МОУ СОШ 9 г.Ржева Семёнова Людмила Михайловна ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ.
Технология развития критического мышления Методическое совещание
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Транксрипт:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Гроцер Вера Ильинична Учительначальных классов МОУ СОШ Комплекс Гармония Великий Новгород

Проблема n n Как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. n n Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Ведь потребление информации само по себе еще не гарантирует повышения уровня образованности. n n 100% наших сегодняшних знаний составляют лишь 60% знаний, которые будут актуальны через 3-4 года.

Данные психологических исследований: n n более 50% выпускников начальной школы недостаточно глубоко понимают содержание текста, а значит не вычерпывают всю его информацию; n n 43% не умеют выделять главное, существенное; n n 54% испытывают затруднения в умении делать выводы (Институт Открытое общество 2005 г.) (Институт Открытое общество 2005 г.)

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» n n разработана американскими педагогами К.Мередит, Д. Огл, Д.Стил, Ч.Темпл n n представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией

ТРКМЧП Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Критический мыслитель: Критический мыслитель: n n обладает собственным мнением n n совершает обдуманный выбор между различными мнениями n n решает проблемы n n аргументировано спорит n n ценит совместную работу, в которой возникает общее решение n n умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Основа ТРКМЧП – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) n n Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом n n Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу n n Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним) n n Помочь активно воспринимать изучаемый материал n n Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов) n n Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал n n Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Роль учителя в ТРКМЧП: n n создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений n n дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы n n подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих n n сталкивает различные суждения

Задачи для ученика: n n формировать собственное мнение n n совершать обдуманный выбор между различными мнениями n n решать проблемы n n аргументировано спорить n n ценить совместную работу, в которой возникает общее решение n n уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Типология уроков в ТРКМЧП n Работа с информационным текстом n Работа с художественным текстом n Урок – взаимообучение n Урок – дискуссия n Урок – письмо n Урок – исследование и т.д.

Конструируем урок в ТРКМЧП Тип урока Работа с информационным текстом Работа с художественным текстом Вызов Список известной информации Верные и неверные утверждения Перепутанные логические цепочки Рассказ – предположение по ключевым словам Осмысление Инсерт ПМИЧтение с остановками Рефлексия Возврат к неверным утверждениям Кластер Возврат к ключевым словам Кластер Синквейн

Основные приемы ТРКМЧП Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает 6 е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

n Сама ТЕМА - это «ствол дерева» n «Листочки» - это ПРОГНОЗ n «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов Прием «Дерево предсказаний»

Прием «Перепутанные логические цепочки» n Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные n Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки n Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Прием «Шесть шляп мышления» n Белая шляпа: позиция «нейтральная», излагается тема, основные идеи, констатируются факты, события n Желтая шляпа: «позиция «за», что положительного вынесли для себя из текста n Черная шляпа: позиция «против», говорят об ошибках, противоречиях n Красная шляпа: позиция «отношений», эмоций, высказывают свое отношение, объясняют его n Зеленая шляпа: позиция «творческая», говорят о том, как можно развить идею, использовать, изменить, улучшить n Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

П р и е м «Синквейн» n n Используется как на первом этапе урока(фаза вызова ),так и на третьем (стадия рефлексии) n n На первом этапе предлагается синквейн без первой (или какой-либо другой)строчки, дети должны дописать ее после обсуждения или в конце урока

П р и е м «Синквейн» Синквейн позволяет решить сразу несколько задач: во-первых, изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой во-вторых, позволяет проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы

П р и е м «Синквейн» n n Урок чтения : интересная чудесная увлекает думать заставляет Здесь добро побеждает зло. Прелесть

П р и е м «Синквейн» n n Синквейны, написанные после изучения темы (история) : Александр Невский Мужественный новгородский Правит воюет побеждает Кто к нам с мечом придет,тот от меча и погибнет! Великий полководец

П р и е м «Синквейн» Б и о с ф е р а Живая разнообразная Существует развивается изменяется Сфера обитания живых организмов. О б о л о ч к а Б о л о т о Большое топкое Зарастает высыхает уплотняет Болото похоже на ковер. Т р я с и н а

П р и е м «Заметки на полях» «Инсерт» n n используется при чтении любых научно-популярных текстов. Дети индивидуально читают текст, делая пометки на полях: (-) знал ранее, (+) узнал новое, (?) есть вопрос

Вот так выглядел текст «Ледяные пустыни» у одного из учеников: n n Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом(+), толщина которого может быть больше трехэтажного дома(-). Это зона ледяных пустынь(+). Но там, где проходят теплые морские течения(+), вода свободна ото льда и богата планктоном(-). Он состоит из мелких растений и животных, парящих в толще воды(?). n n Где планктон – там и рыба. Рядом по скалистым берегам селятся морские птицы, образуя птичьи базары(+).

П р и е м « Кластер » n n ведущий прием графического отображения информации n n используется, как правило, на первом (стадия вызова) и на втором (стадия осмысления) этапах урока n n на стадии рефлексии может дополняться или изменяться

Определите тему урока Море Африка Море Африка поле озеро Арктика Европа ? ? ? ? лес болото Азия Америка Австралия Австралия

Начало Дополнение Начало Дополнение Почва Экосистема Твердая смесь слой земли Есть корни и разрушители Возникает в результате разрушения горных пород Богата перегноем Чернозем

Технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает: n n формировать навыки работы с информацией n n развивать навыки и способы критического осмысления текста n n формировать у учащихся собственное мнение о ключевых понятиях текста n n совершенствовать умения выбирать средства и способы собственной деятельности n n развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний