Русская фразеология.. Орфографическая работа Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словарный диктант Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час.
Advertisements

Работа в группах Ответственный в группе оценивает участие в работе.
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно.
Урок русского языка Тема: Фразеологизм. Словарный диктант Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, Ни шатко.
Лексико- фразеологическая норма Её варианты. Цели и задачи занятия Цель – знать: лексико- фразеологич ескую норму, её варианты, изучить особенности фразео-
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Лексическое значение слова Синонимы Антонимы Стилистически нейтральные слова Слова стилистической принадлежности.
Учитель русского языка МОУ «Усть-Карская СОШ» Плотникова Анна Валерьевна.
Фразеологическая игра. Ваш звездный час. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало,
как и слова, называют предметы, признаки, действия, Типун на язык, набор слов ЧТО? КАК? Сломя голову, высунув язык ЧТО ДЕЛАТЬ? Прикусить язык, втирать.
Культурологический аспект в изучении русского языка. Роль и значение фразеологических оборотов в современном русском языке. Фразеологический оборот – это.
Цели урока : - познакомить учащихся с фразеологизмами ; - учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения ; - учить находить фразеологизмы.
Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся.
Автор : БАЛЫК Т.Н. учитель русского языка МИР РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ Материалы к урокам русского языка в 5 классе.
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
ФРАЗЕОЛОГИЯ раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания - фразеологизмы.
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Не спеши языком – Сам пропадай – С кем поведёшься – Труд человека кормит - Глаза смотрят - Хочешь много знать - Ученье – свет, По одёжке встречают - Грамоте.
Лингвистический турнир «Фразеологический калейдоскоп» Выполнил: Титов Сергей Лаврентьевич, учитель МОУ «Небыловская СОШ» Юрьев-Польского района Владимирской.
Транксрипт:

Русская фразеология.

Орфографическая работа Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно - негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

План сообщений Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его признаки Происхождение фразеологизмов русского языка Источники русских фразеологизмов

1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом ? А ) 1. Белый танец. 2. Белый стих. 3. Белое вино. 4. Белая рубашка.

Какое сочетание слов не является фразеологизмом ? Б ) 1. Золотое дно. 2. Золотые серьги. 3. Золотые горы. 4 Золотая свадьба.

2. В каком предложении нет фразеологического оборота ? а ) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач. б ) Сию минуту верните мне сумочку ! в ) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее. г ) На часах десять минут одиннадцатого.

3. Какой фразеологический оборот имеет значение совершать необдуманные поступки ? а ) Курить фимиам. б ) Петь дифирамбы. в ) Терять голову. г ) Биться как рыба об лед.

Какой фразеологический оборот имеет значение наиболее уязвимое место ? а ) Авгиевы конюшни. б ) Вавилонское столпотворение. в ) Ахиллесова пята. г ) Филькина грамота.

1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам, определите значения фразеологизмов. 1. Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громы и молнии. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Под горячую руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять в стороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хоть трава не расти.

2 группа. Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам. 1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык.

3 группа. Подберите фразеологические обороты, синонимичные данным словам и словосочетаниям 1. Весь день ; вылечивать ; главный помощник ; вдоволь, без ограничения ; искренне ; наедине ; очень быстро ; сразу, в один прием ; немедленно ; обмануть ; отчаиваться ; унывать ; привлекать к себе внимание, быть особо заметным ; очень близко, рядом ; осмеять, сделать предметом насмешки ; очень крепко ( уснуть ); самым серьезным образом ; моментально появиться ; некстати, невпопад.

Продолжение задания группы 3 2. В два счета ; одним духом ; от всей души ; от зари до зари ; падать духом ; по горячим следам ; поднимать на ноги ; бросаться в глаза ( кому - либо ); поймать на удочку ; правая рука ; сколько душе угодно ; с глазу на глаз ; в нескольких шагах ; поднять на смех ; мертвым сном ; не на шутку ; тут как тут ; ни к селу ни к городу.

4 группа. Запишите фразеологизмы по группам : а ) выражающие радость, счастье ; б ) выражающие недоумение. 1. Вон оно что ! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука ! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только ! 9. Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмом небе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13. Хорошенькое дело ! 14. Скажи на милость. 15. Вот так номер !

5 группа. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты. 1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5. Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Не на шутку. 13. Козел отпущения. 14. Два сапога пара. 15. Мороз по коже.

Домашнее задание написать сочинение - миниатюру на одну из тем : Моя хата с краю, У сильного всегда бессильный виноват …