Территориальная психолого-медико- педагогическая комиссия Городской округ город Фролово Литовская Е.Л., учитель – олигофренопедагог, учитель-логопед, специалист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие в работе ТПМПК города Мурманска и ПМПк образовательных учреждений по комплексному психолого-педагогическому сопровождению обучающихся Козлова.
Advertisements

Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида 2431 Юго-Западного окружного управления образования.
ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273 от ФГОС дошкольного образования (Приказ 1155 от г) 3.Порядок организации и осуществления.
Психолого-медико-педагогический консилиум в организации образования.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
«Сопровождение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья» Елена Ильинична Чечура.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной.
Организация деятельности ПМПк в условиях образовательных учреждений.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Психолого- медико- педагогический консилиум в школе Перечень необходимых документов.
Учитель-дефектолог Баранцова Наталья Саввична. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция долгосрочного.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Транксрипт:

Территориальная психолого-медико- педагогическая комиссия Городской округ город Фролово Литовская Е.Л., учитель – олигофренопедагог, учитель-логопед, специалист ТПМПК

Конвенция «О правах ребенка» (от г.) Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» ( от г.) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ( 124- ФЗ от г.) Деятельность ТПМПК регламентируется нормативно-правовой документацией:

Положение о ПМПК. Зарегистрировано в Минюсте РФ г Письмо Министерства образования РФ от /901-6 о психолог-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.

Цель деятельности ТПМПК Выявление детей с ОВЗ или отклонениями в поведении, выработка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

ТПМПК создана приказом Отдела по образованию Администрации городского округа город Фролово. Персональный и количественный состав комиссии утверждается ежегодно.

Структура ТПМПК Председатель ТПМПК Члены ТПМПК (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психоневролог детский, педагог с большим стажем работы) Секретарь ТПМПК (педагогический работник)

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТОВ ПМПК Врач психоневролог изучает анамнез ребенка, исследует психическую сферу, состояние продуктивной симптоматики, клинику заболевания. Определяет неврологическое состояние, проявления отклонений и чем они вызваны. Практический психолог исследует психологическое состояние и изучает память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу и поведение ребенка. Логопед во время обследования наблюдает за сформированностью речевых процессов ребенка и их отклонениями. Дефектолог изучает способность ребенка к обучению, умения воспринимать помощь, наблюдать, анализировать, синтезировать, делать выводы.

Организация деятельности ТПМПК На ТПМПК обследуются дети в возрасте от 0 до 18 лет, проживающие на территории Фроловского района. Направление детей на ТПМПК осуществляется по инициативе: родителя (законного представителя) ребенка; учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты с согласия родителя (законного представителя) ребенка.

Первичное обследование в рамках ПМПк Дети, направленные на обследование в ТПМПК по инициативе образовательных учреждений с согласия родителей (законных представителей), проходят первичное психолого-медико-педагогическое обследование в рамках ПМПк ОУ.

Документы, предоставляемые на ТПМПК В ТПМПК обследование детей проводится по предварительной записи с предъявлением следующих документов: свидетельство о рождении ребенка (копия); документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей); Карта ребенка (подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей-специалистов детской поликлиники по месту жительства: психиатра, педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, врача- ортопеда (для детей с нарушением функции опорно- двигательного аппарата)) характеристики учителя-логопеда, учителя-дефектолога, психолога

педагогическая характеристика, подписанная руководителем учреждения; выписка текущих оценок, заверенная директором; тетради контрольных работ по русскому языку, математике; творческие работы ребенка; копии коллегиального заключения ПМПк ОУ. Срок рассмотрения документов 10 дней с момента их подачи в ТПМПК.

Порядок обследования детей на ТПМПК Обследование ребенка осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). В ходе обследования ребенка ведется протокол. На основании данных обследования специалистами ТПМПК принимается решение о форме обучения ребенка с учетом психофизических особенностей развития. Копия заключения ТПМПК выдается родителям под роспись. В другие учреждения и организации коллегиальное заключение ТПМПК может направляться только по официальному запросу. В случае несогласия с коллегиальным заключением ТПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в ЦПМПК.

Порядок взаимодействия ТПМПК и ПМПк ТПМПК является головной по отношению к ПМПк. Взаимоотношения между ТПМПК и ПМПк оформляются договором о сотрудничестве. ТПМПК оказывает консультативную, организационную и методическую помощь в работе ПМПк через систему консультаций, семинаров, практикумов.

Регламентирует деятельность ПМПк Письмо Министерства образования Российской Федерации от /901-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Цель ПМПк - создание системы психолого - медико - педагогического сопровождения детей с психофизическими нарушениями в условиях общеобразовательного класса

Задачи ПМПк Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

Методические рекомендации по написанию характеристик Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она является результатом всестороннего предварительного изучения ребенка, которое следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития. Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за поведением, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со сверстниками и взрослыми.

Всестороннее познание ребенка требует применения специалистом и других методов обследования – бесед, анализа продуктивных видов детской деятельности, стандартизированных методик обследования и т.д. В характеристике необходимо указать, какие проводились коррекционно-педагогические мероприятия, их эффективность, результативность. В характеристике отмечаются условия семейного воспитания, характер взаимоотношений ребенка и взрослого, ребенка и его сверстников. При написании характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка, полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками. Характеристика – это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода.

Психологическая характеристика Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________ Дата рождения________________________________________________________________ Адрес________________________________________________________________________ Сведения о родителях: _________________________________________________________ Школа, класс________________________________________ Сроки пребывания в школе (когда поступил, откуда поступил, оценка адаптации в школе) Общее впечатление о ребенке (внешний вид; контактность; эмоционально-поведенческие особенности). Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, о своей семье, ближайшем окружении, уровень актуального развития). Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой моторики; латеральный профиль; двигательная активность) Характеристика познавательного развития: Особенности внимания (устойчивость; концентрация; объем; избирательность; распределение; переключаемость). Особенности памяти (преобладающая модальность; запоминание и воспроизведение, объем запоминания, продуктивность). Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, моделирования, сформированность теоретических понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи).

Особенности воображения (репродуктивное, творческое) Особенности личности (личностная активность, направленность, самооценка, самосознание, мотивационные предпочтения, уровень притязаний). Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности, работоспособность). Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль). Особенности коммуникативного развития (особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками, социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации). Особенности учебной деятельности (организация деятельности, степень сформированности учебных навыков) Предварительное заключение. Педагог-психолог _____________________________ подпись Руководитель _________________________________ подпись Печать

Педагогическая характеристика Фамилия, имя, отчество ребенка_______________________________ Дата рождения______________________________________________ Адрес______________________________________________________ Образовательное учреждение__________________________________ Класс (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)__________________ История обучения (до поступления в школу посещал (не посещал) группу компенсирующей направленности; дата поступления в первый класс; оставался ли на второй год; в каких классах). Общее впечатление о ребенке (контактность; взаимодействие со сверстниками, взрослыми; период адаптации; эмоционально- поведенческие особенности). Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе; о своей семье; ближайшем социальном окружении; уровень актуального развития с учетом сформированности временных представлений). Особенности психофизического развития ( работоспособность; состояние крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия; особенности внимания, памяти; проявления левшества).

Сформированность учебных навыков ( какие предметы предпочитает; почему; степень активности на уроках). Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы): Математика: счетные навыки, их автоматизация, понимание программного материала, характер трудностей в геометрических построениях, при решении примеров, задач. Чтение: тип, темп, пересказ, характерные ошибки чтения. Письмо: особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ, характер ошибок письменной речи при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах.7. Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, других учащихся). Степень усвоения школьной программы. Выводы. Учитель __________________________ подпись Руководитель _____________________ подпись Печать

Логопедическая характеристика Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________ Дата рождения________________________________________________ Адрес_______________________________________________________ 1. Особенности строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твердое небо, язык, подъязычная связка). 2. Устная речь: общее звучание речи; состояние звукопроизношения; фонематическое восприятие: звуковой анализ, синтез, представление; активный словарь; грамматический строй речи; слоговая структура слова; связная речь; языковой анализ.

Письменная речь: чтение: темп чтения, вид чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами; ошибки: пропуски, угадывание, замены, перестановки; понимание прочитанного; пересказ: самостоятельно, по наводящим вопросам, краткий, полный; письмо: ошибки фонетического характера; искажение слоговой структуры слова: пропуски гласных, согласных, слогов, перестановки слогов; раздельное, слитное написание слов; грамматический строй: словоизменение, словообразование, синтаксис (типы построения предложений, виды связи слов в предложении: управление, согласование, примыкание); списывание, диктант, творческие работы, Предварительное заключение. Учитель-логопед __________________________ подпись Руководитель _____________________________ подпись Печать

При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в территориальную психолого- медико-педагогическую комиссию (ТПМПК).

Трехуровневая система работы ПМПК 1 уровень психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) образовательных учреждений 2 уровень - муниципальный Территориальные психолого-медико- педагогические комиссии (ТПМПК) 3 уровень – региональный: Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК г.Волгоград)

ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КОМПЕНСИРОВАННОГО ТИПА; СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ (ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ), СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ШКОЛАХ; РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ И ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ; ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ПАТОЛОГИИ СУЩЕСТВУЮТ ДЕТСКИЕ ДОМА-ИНТЕРНАТЫ I, II, III, IV ПРОФИЛЯ.

Основные принципы обследования детей на ПМПК Одним из важнейших условий приема ребенка на ПМПК является соблюдение этических норм, которые соответствуют основным принципам, одобренных обществом исследования детей (Society for Research in Child Development, 1990): «Не навреди!» Добровольное согласие Конфиденциальность Знакомство с результатами

Спасибо за внимание! Литовская Елена Леонидовна (сот); (раб), е-mail: