ВыходНачало ДалееНазад РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ВыходНачало ДалееНазадПЛАН: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦЫПЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Advertisements

Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Рынок, его механизмы и функции
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Спрос и предложение. Спрос Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Спрос, предложение и рынок Рынок- набор соглашений с помощью которых покупатели и продавцы товаров вступают с в контакт по поводу купли-продажи данного.
3. Эластичность спроса и предложения. Общее понятие эластичности - как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой величины.
Предложение. Эластичность предложения. Работа выполнена учителем экономики МОУ СОШ 4 Г. Сосновый Бор Ефимовой Е.В.
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
Рынок Лекция для студентов элитного технического образования.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тема 5. Вопросы : 1. Эластичность спроса : экономическое содержание, показатели измерения. Факторы, влияющие на эластичность.
Транксрипт:

Выход Начало Далее Назад РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Выход Начало Далее НазадПЛАН: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦЫПЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТАРЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦЫПЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНАРЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Выход Начало Далее Назад 1. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА

Выход Начало Далее Назад Рынок Рынок это совокупность экономических отношений между покупателями, продавцами, торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы хозяйствующих субъектов и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Выход Начало Далее НазадРезультатом такого взаимодействия являются договоры взаимной передачи имущественных прав на частные блага договоры взаимной передачи имущественных прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, качеству, количеству и другим параметрам. на приемлемых для всех сторон условиях по цене, качеству, количеству и другим параметрам.

Выход Начало Далее Назад При этом происходит добровольное отчуждение - полное или частичное - своей собственности и присвоение чужой своей собственности и присвоение чужой

Выход Начало Далее НазадВажнейшими историческими условиями возникновения рынка являются: общественное разделение труда; общественное разделение труда; экономическая обособленность производителей; экономическая обособленность производителей; величина трансакционных издержек величина трансакционных издержек

Выход Начало Далее НазадОбщественное разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности, специализация отдельных производителей на создание определенных продуктов.

Выход Начало Далее Назад В условиях разделения труда основную массу потребностей человек удовлетворяет не продуктами собственного труда, а через обмен последних на результаты труда других людей. В условиях разделения труда основную массу потребностей человек удовлетворяет не продуктами собственного труда, а через обмен последних на результаты труда других людей.

Выход Начало Далее Назад Экономическая обособленность производителей - это независимость хозяйственных субъектов в принятии решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).

Выход Начало Далее Назад Формой связи между специализированными и обособленными производителями становится товарный обмен, основанный на эквивалентности и конкурентности

Выход Начало Далее Назад Трансакционные издержки – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

Выход Начало Далее Назад Трансакционные издержки включают расходы, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условиях движения товаров и услуг; связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условиях движения товаров и услуг; по оформлению сделок; по оформлению сделок; по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков; по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков; на защиту правового режима с помощью юридической системы. на защиту правового режима с помощью юридической системы.

Выход Начало Далее Назад Оценка и сопоставление трансакционных издержек позволяет экономически обоснованно делать вывод о том, в каких сферах целесообразно распространить рыночные механизмы конкуренции, а в каких ограничить эти механизмы или заменить их прямым государственным управлением

Выход Начало Далее Назад Сущность рынка проявляется в его функциях. Информационная функция Информационная функция дает участникам рынка через механизм движения цен объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг. Однако рыночные субъекты только тогда могут принимать правильные решения, когда поступающая ценовая информация реальную отражает ситуацию на рынке.

Выход Начало Далее Назад Регулирующая функция обеспечивает Регулирующая функция обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, объеме и цене, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, объеме и цене, перемещение экономических ресурсов между различными сферами национального хозяйства, перемещение экономических ресурсов между различными сферами национального хозяйства, установление оптимальных экономических пропорций. установление оптимальных экономических пропорций.

Выход Начало Далее Назад Стимулирующая функция Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании НТП и на его основе – эффективности функционирования всей экономики.

Выход Начало Далее Назад Учетная (ценообразующая) функция - в ходе заключения сделок происходит своеобразный учет и оценка благ, поступающих в оборот путем сопоставления индивидуальных затрат отдельного производителя с «общественным» эталоном. Учетная (ценообразующая) функция - в ходе заключения сделок происходит своеобразный учет и оценка благ, поступающих в оборот путем сопоставления индивидуальных затрат отдельного производителя с «общественным» эталоном.

Выход Начало Далее Назад Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных хозяйственных субъектов с целью обмена результатами труда на основе свободного и взаимного соглашения. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных хозяйственных субъектов с целью обмена результатами труда на основе свободного и взаимного соглашения. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

Выход Начало Далее Назад Санирующая функция обеспечивает освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов Санирующая функция обеспечивает освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов

Выход Начало Далее Назад Основными агентами (субъектами) рыночных отношений являются: домашние хозяйства домашние хозяйства фирмы фирмы государство государство

Выход Начало Далее Назад Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких физических лиц, которая: самостоятельно принимает решения; является собственником какого-либо фактора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов.

Выход Начало Далее Назад К домашним хозяйствам относят: всех потребителей благ, всех потребителей благ, наемных работников (собственников рабочей силы), наемных работников (собственников рабочей силы), владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства

Выход Начало Далее Назад Фирма – это экономическая единица в составе одного или нескольких предприятий, которая:это экономическая единица в составе одного или нескольких предприятий, которая: самостоятельно принимает решения; самостоятельно принимает решения; использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; стремится к максимизации прибыли. стремится к максимизации прибыли.

Выход Начало Далее Назад Подчеркнем, что фирма – это негосударственная хозяйственная единица. Государственное предприятие фирмой не является.

Выход Начало Далее Назад Государство – правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над домашними хозяйствами, фирмами и всем рынком для достижения общественных целей для достижения общественных целей

Выход Начало Далее Назад Домашние хозяйства и фирмы образуют частный сектор или сектор бизнеса; государство, обладая собственностью, занимаясь предпринимательской деятельностью, создает государственный сектор экономики

Выход Начало Далее Назад Экономические агенты взаимодействуют друг с другом, обменивая имеющиеся у них блага. Движение благ образует своеобразный кругооборот.

Выход Начало Далее Назад Экономический кругооборот Экономический кругооборот это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Выход Начало Далее Назад Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов.

Выход Начало Далее НазадФирмыпредъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги.

Выход Начало Далее НазадПоведение основных экономических агентов может быть схематично изображено с помощью модели экономического кругооборота

Выход Начало Далее НазадДомашнеехозяйство ФИРМА Рынокресурсов Потребительскийрынок труд, земля, капитал ресурсы ресурсы расходы на ресурсы З/плата, рента, процент товары и услуги расходы на потребление выручка от продажи Государство госзакупки Оплата закупок госзакупки госзакупки оплата закупок налоги налоги налоги трансфертные платежи субсидии, налоговые льготы Финансовыйрынок сбережения кредит сбережения кредит госзаймы оплата займов

Выход Начало Далее Назад Потоки товаров, ресурсов, доходов и расходов находятся в постоянном движении и отражают общий объем производства, общий доход и общую занятость.

Выход Начало Далее Назад 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА

Выход Начало Далее Назад Спрос (D - demand) – Спрос (D - demand) – это желание и способность покупателей приобретать товар по данной цене.

Выход Начало Далее Назад Функция спроса Функция спроса функция, определяющая объем спроса (Qd) в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Выход Начало Далее Назад Факторы, определяющие спрос: 1) цена данного товара (Р), 2) увеличение (или сокращение) доходов потребителя (I), 3) изменение вкусов и предпочтений, 4) ценовые и дефицитные ожидания, 5) изменение цен на другие товары, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей, 7) прочие факторы

Выход Начало Далее Назад Если все факторы, кроме цены, неизменны, тогда объем спроса будет зависеть только от цены: Qd = f(P).

Выход Начало Далее Назад Обратная связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом спроса.

Выход Начало Далее Назад То есть, чем ниже цена товара, тем большее его количество ( при прочих равных, условиях ) готовы купить покупатели, тем выше объем спроса и наоборот.

Выход Начало Далее Назад Например, при цене в 60 руб. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 руб. - три единицы, при цене в 20 руб. - четыре единицы и т. д.

Выход Начало Далее Назад Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически : P Q D

Выход Начало Далее Назад Кривая спроса показывает какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Выход Начало Далее Назад Кривая спроса D Кривая спроса D имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

Выход Начало Далее Назад Изменение цен данного товара означает движение точки по кривой спроса :

Выход Начало Далее Назад Если цена падает (P 2 P 1 ), то соответствующий ей объем спроса растет (Q 2 Q 1 ), то есть точка сдвигается вправо по убывающей кривой спроса. Если цена падает (P 2 P 1 ), то соответствующий ей объем спроса растет (Q 2 Q 1 ), то есть точка сдвигается вправо по убывающей кривой спроса. P P1P1 P2P2 0 Q1Q1 Q2Q2 Q

Выход Начало Далее Назад И наоборот, если цена растет (P 2 P 1 ), то соответствующий ей объем спроса падает (Q 2 Q 1 ), то есть точка сдвигается влево по убывающей кривой спроса. И наоборот, если цена растет (P 2 P 1 ), то соответствующий ей объем спроса падает (Q 2 Q 1 ), то есть точка сдвигается влево по убывающей кривой спроса. P P2P2 P1P1 0 Q2Q2 Q1Q1 Q

Выход Начало Далее Назад Влияние цены на объем спроса обусловлено действием двух факторов, или эффектов, - эффекта дохода и эффекта замещения.

Выход Начало Далее Назад Эффект дохода возникает, поскольку снижение цены данного товара увеличивает реальный доход или покупательную способность потребителя. Эффект дохода возникает, поскольку снижение цены данного товара увеличивает реальный доход или покупательную способность потребителя.

Выход Начало Далее Назад Процесс, вызывающий эффект дохода, проходит три стадии: 1. падение цены на данный товар; 2. увеличение реального дохода у потребителя; 3. рост величины спроса. Процесс, вызывающий эффект дохода, проходит три стадии: 1. падение цены на данный товар; 2. увеличение реального дохода у потребителя; 3. рост величины спроса.

Выход Начало Далее Назад Эффект замещения проявляется в том, что у потребителя возникает стимул приобрести подешевевший товар вместо аналогичных, ставших относительно него дорогими.

Выход Начало Далее Назад Эффект замещения вносит основной вклад в понижающийся наклон кривой спроса

Выход Начало Далее Назад Кроме цены на спрос влияют так называемые неценовые факторы.

Выход Начало Далее Назад Изменение этих факторов способствует сдвигу кривой спроса влево или вправо : Изменение этих факторов способствует сдвигу кривой спроса влево или вправо : P 0Q D1D1 D D2D2

Выход Начало Далее Назад Основные неценовые факторы, влияющие на спрос: 1) изменение уровня денежных доходов потребителей;

Выход Начало Далее Назад Например, увеличение денежных доходов потребителей ( при отсутствии инфляции ) означает повышение объема спроса по каждой цене, т. е. сдвиг кривой D 1 в положение D 2. Например, увеличение денежных доходов потребителей ( при отсутствии инфляции ) означает повышение объема спроса по каждой цене, т. е. сдвиг кривой D 1 в положение D 2. P 0Q D1D1 D2D2

Выход Начало Далее Назад Такая ситуация типична для большинства, но не для всех товаров.

Выход Начало Далее Назад Нормальный товар - это такой товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены.

Выход Начало Далее Назад Низший товар - такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода.

Выход Начало Далее Назад Низшими обычно являются товары, для которых существуют альтернативные, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами.

Выход Начало Далее Назад С ростом дохода спрос на низшие товары снижается, т. е. кривая перемещается из положения D в положение D 1. С ростом дохода спрос на низшие товары снижается, т. е. кривая перемещается из положения D в положение D 1. P 0Q D1D1 D

Выход Начало Далее Назад Основные неценовые факторы, влияющие на спрос: 2) изменение цен на другие товары;

Выход Начало Далее Назад Взаимозаменяемые товары ( товары - субституты) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар (например, чай- кофе).

Выход Начало Далее Назад Взаимодополняющие товары (товары-комплементы) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар, (например, бензин и автопокрышки, кофе в зернах и кофемолка и т.п.)

Выход Начало Далее НазадОсновные неценовые факторы, влияющие на спрос: 3) ценовые ожидания;

Выход Начало Далее Назад Если потребители по какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастет, то они стремятся купить товар до ожидаемого изменения.

Выход Начало Далее Назад Основные неценовые факторы, влияющие на спрос: 4) Изменение числа покупателей (их увеличение приводит к росту рыночного спроса и наоборот);

Выход Начало Далее Назад Основные неценовые факторы, влияющие на спрос: 5) Изменение вкусов покупателей (их влияние порой довольно трудно определить однозначно).

Выход Начало Далее Назад К тому же один и тот же фактор может оказывать разное ( нередко прямо противоположное ) влияние на различные группы населения.

Выход Начало Далее Назад Например, существует товар Гиффена, спрос на который растет с ростом цены (кривая спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон).

Выход Начало Далее Назад Условия появления товара Гиффена: 1) товар должен принадлежать к предметам первой необходимости; 2) уровень доходов покупателей должен быть низким, так, что изменение цены на этот товар имело бы более чем пропорциональное влияние на их покупательную способность. 2) уровень доходов покупателей должен быть низким, так, что изменение цены на этот товар имело бы более чем пропорциональное влияние на их покупательную способность.

Выход Начало Далее Назад Предложение (S - supply) - это обобщающий термин для характеристики поведения продавцов.

Выход Начало Далее Назад Объем предложения (Q s ) - это количество товара, которое продавцы желают продать и могут поставить на рынок за определенный промежуток времени.

Выход Начало Далее Назад Зависимость величины предложения от цены прямая : чем выше цена, тем больше товара ( при прочих равных условиях ) готовы предложить продавцы.

Выход Начало Далее Назад Например, при цене 20 руб. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 руб.- четыре единицы, а при цене 50 руб. - шесть единиц блага X.

Выход Начало Далее Назад Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически: Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически: P 0 Q S

Выход Начало Далее Назад В общем виде: Q s = f(P), где Qs - объем предложения, P - цена товара.

Выход Начало Далее Назад Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Выход Начало Далее Назад Кривая предложения кривая, показывающая, какое количество товара готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Выход Начало Далее Назад Кривая предложения S имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

Выход Начало Далее Назад Функция предложения определяет объем предложения в зависимости от влияющих на него различных факторов. Функция предложения определяет объем предложения в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Выход Начало Далее Назад P 0 Q S Q1Q1 Q2Q2 P1P1 P2P2 Изменение цены означает движение точки по кривой предложения : Изменение цены означает движение точки по кривой предложения : Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена (P).

Выход Начало Далее Назад Неценовые факторы предложения: 1) цены факторов производства ( ресурсов ), 2) характер применяемых технологий, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов, 6) прочие факторы

Выход Начало Далее Назад Кроме цены на предложение блага влияют и другие факторы: 4) размер налогов и субсидий - Т, 5) количество продавцов – N, 6) прочие факторы - В.

Выход Начало Далее Назад (1) Повышение цен на факторы производства означает сокращение объема предложения по каждой цене, т. е. сдвиг кривой S в положение S 1. (1) Повышение цен на факторы производства означает сокращение объема предложения по каждой цене, т. е. сдвиг кривой S в положение S 1. P 0Q S1S1 S

Выход Начало Далее Назад Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение объема предложения по каждой цене, что приведет к сдвигу кривой S в положение S 2 : Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение объема предложения по каждой цене, что приведет к сдвигу кривой S в положение S 2 : P 0Q S S2S2

Выход Начало Далее Назад (2) Совершенствование технологии снижает издержки производства, что позволяет увеличить предложение данного товара; (3) Ожидаемое снижение цены на товар побуждает производителя поторопиться с продажей своей продукции, что ведет к повышению предложения;

Выход Начало Далее Назад ( 4) Снижение налогов уменьшает издержки производства и реализации продукции и, следовательно, увеличивает предложение товара; (5) Рос числа производителей товара расширяет производственные возможности и увеличивает предложение данного товара.

Выход Начало Далее Назад В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей.

Выход Начало Далее Назад Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией.

Выход Начало Далее Назад Совместим кривые спроса и предложения на одном графике: P 0 Q D S E PePe QeQe

Выход Начало Далее Назад Точка равновесия обозначается Е (от лат. equilibrium). В этой точке Pe = Pd = Ps, Это значит, что Qe = Qd = Qs.

Выход Начало Далее Назад Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Выход Начало Далее Назад В условиях конкуренции происходит взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения.

Выход Начало Далее Назад В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Выход Начало Далее Назад Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка ( выигрыша ) потребителя графически можно изобразить через площадь P max EPe. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка ( выигрыша ) потребителя графически можно изобразить через площадь P max EPe. P max Pe E Qe0Q Излишек потребителя

Выход Начало Далее Назад В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Выход Начало Далее Назад Разница между общей выручкой ( площадью прямоугольника 0РeEQe) и совокупными издержками ( площадь 0Р min EQe) и составляет излишек ( выигрыш ) производителя ( площадь PeEP min ). Разница между общей выручкой ( площадью прямоугольника 0РeEQe) и совокупными издержками ( площадь 0Р min EQe) и составляет излишек ( выигрыш ) производителя ( площадь PeEP min ). P max PePe E QeQe 0Q P min выигрыш производителя

Выход Начало Далее Назад Сумма излишков потребителей и производителей, изображенных на рисунках, характеризует общественную выгоду, возникшую в связи с существованием рыночного равновесия.

Выход Начало Далее Назад Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем были готовы.

Выход Начало Далее НазадОтклонение рыночной цены от цены равновесия приводит либо к дефициту (избытку спроса), либо к перепроизводству (избытку предложения).

Выход Начало Далее Назад Если цена Р1 Q s, В результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. Если цена Р1 Q s, В результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. P 0 Q E Pe Qe P1P1 QsQs QdQd Избыток спроса

Выход Начало Далее Назад Если цена Р2>Ре возникает избыток предложения Q s > Q d. Конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка за счет понижения цены. Если цена Р2>Ре возникает избыток предложения Q s > Q d. Конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка за счет понижения цены. P 0 Q E Pe QeQe P2P2 QdQd QsQs Избыток предложения

Выход Начало Далее Назад Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен ( этот процесс А. Смит назвал механизмом « невидимой руки »).

Выход Начало Далее Назад Ценовой механизм может быть модифицирован государственным вмешательством.

Выход Начало Далее Назад На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.

Выход Начало Далее Назад Если установленная государством максимальная цена (« потолок цены ») находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит товара : Если установленная государством максимальная цена (« потолок цены ») находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит товара : P 0 Q E Pe Потолок цен P max дефицит

Выход Начало Далее Назад Если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (" субсидируемая цена "), то образуется излишек. Если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (" субсидируемая цена "), то образуется излишек. P 0 Q E Pe P min Субсидируемая цена излишек

Выход Начало Далее Назад В случае фиксации цен государством рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях конкуренции. В случае фиксации цен государством рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях конкуренции.

Выход Начало Далее Назад 3. Эластичность спроса и предложения

Выход Начало Далее Назад Для определения чувствительности покупателей к изменению цен или доходов в экономике используется понятие эластичности.

Выход Начало Далее Назад Эластичность спроса на товар - Эластичность спроса на товар - это процентное соотношение между изменением в цене (или доходе) и изменением объема спроса.

Выход Начало Далее Назад Коэффициент эластичности спроса по цене: % Qd E p (D) = = % P = процентное изменение объема спроса процентное изменение цены

Выход Начало Далее Назад При малых изменениях цены и величины спроса используют точечную эластичность: где Q 1 и P 1 соответственно начальные значения величины спроса и цены; Q 2 и Р 2 конечные значения величины спроса и цены. Q 2 и Р 2 конечные значения величины спроса и цены.

Выход Начало Далее Назад При относительно больших изменениях цены и величины спроса целесообразно использовать дуговую эластичность, для расчета которой берут средние значения цены и величины спроса в интервале их изменений:

Выход Начало Далее Назад Если Ер(D)>1, то говорят, что спрос эластичный: P 0 Q P1P1 P2P2 Q1Q1 Q2Q2

Выход Начало Далее Назад Если Ер(D)<1, то говорят, что спрос неэластичный P 0 Q P 2 Q 1 Q2Q2 P 1

Выход Начало Далее Назад Если Ер(D)=1, то говорят, что спрос пропорциональной (единичной) эластичности: P 0 Q P 2 Q 1 Q 2 P 1

Выход Начало Далее Назад Если Ер(D)=0, то говорят, что спрос совершенно неэластичный: P 0 Q D

Выход Начало Далее Назад Если Ер(D), то говорят, что спрос совершенно эластичный: P 0 Q D

Выход Начало Далее Назад Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются: 1) наличие заменителей: чем больше товаров- субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар; 2) удельный вес товара в бюджете потребителя: обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса;

Выход Начало Далее Назад Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются: 3) качество товара: чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него; 4) степень необходимости товара: спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен, спрос на предметы первой необходимости неэластичен); 5) размеры запаса: чем больше запас, тем эластичнее спрос

Выход Начало Далее Назад Эластичность Эластичность спроса по доходу – это числовой параметр, показывающий реакцию потребителя на изменение его дохода.

Выход Начало Далее Назад Коэффициент эластичности спроса по доходу: E i (D) = % Qd / % I = = процентное изменение объема спроса процентное изменение дохода (Q 2 - Q 1 ) (I 2 + I 1 ) (Q 2 + Q 1 ) (I 2 - I 1 )

Выход Начало Далее Назад Если E i (D) > 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с нормальным товаром, то говорят, что в этом случае имеют дело с нормальным товаром, то есть при росте дохода увеличивается потребление этого товара. то есть при росте дохода увеличивается потребление этого товара.

Выход Начало Далее Назад Если E i (D) < 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с низшим товаром, то говорят, что в этом случае имеют дело с низшим товаром, то есть по мере роста дохода потребление этого товара сокращается, он заменяется более ценными товарами. то есть по мере роста дохода потребление этого товара сокращается, он заменяется более ценными товарами.

Выход Начало Далее Назад Если E i (D) > 1, то говорят, что товар является предметом роскоши. то говорят, что товар является предметом роскоши. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в большей пропорции. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в большей пропорции.

Выход Начало Далее Назад Если 0 <E i (D) < 1, то имеют дело с товаром первой необходимости. то имеют дело с товаром первой необходимости. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в меньшей пропорции. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в меньшей пропорции.

Выход Начало Далее Назад Если E i (D) =0, то имеют дело с совершенно неэластичным спросом по доходу. то имеют дело с совершенно неэластичным спросом по доходу. В этом случае объем спроса на товар не меняется при изменении дохода. В этом случае объем спроса на товар не меняется при изменении дохода.

Выход Начало Далее Назад Перекрестная эластичность - показатель для характеристики чувствительности спроса на данный товар при изменении цены на взаимосвязанный товар. Перекрестная эластичность - показатель для характеристики чувствительности спроса на данный товар при изменении цены на взаимосвязанный товар.

Выход Начало Далее Назад Коэффициент перекрестной эластичности спроса: E pb (D a ) =% Q da / % P b = (Qa 2 - Qa 1 ) (Pb 2 + Pb 1 ) (Qa 2 + Qa 1 ) (Pb 2 + Pb 1 )

Выход Начало Далее Назад Если E pb (D a ) > 0, то товар В является заменителем (субститутом) товара А. Если E pb (D a ) > 0, то товар В является заменителем (субститутом) товара А. Если E pb (D a ) < 0, то товар В является дополняющим (комплементом) товара А. Если E pb (D a ) < 0, то товар В является дополняющим (комплементом) товара А. Если E pb (D a ) = 0, то товары А и В являются несвязанными (индифферентными). Если E pb (D a ) = 0, то товары А и В являются несвязанными (индифферентными).

Выход Начало Далее Назад Эластичность предложения по цене Эластичность предложения по цене - это процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение. - это процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение.

Выход Начало Далее Назад Коэффициент эластичности предложения по цене: Ep(S) =% Qs / % P = процентное изменение объема предложения процентное изменение цены (Q 2 - Q 1 ) (P 2 + P 1 ) (Q 2 + Q 1 ) (P 2 - P 1 )

Выход Начало Далее Назад Предложение эластично, если Ep(S)>1. Предложение эластично, если Ep(S)>1. Предложение неэластично, если Ep(S)<1. Предложение неэластично, если Ep(S)<1. Предложение совершенно неэластично, если Ep(S)=0. Предложение совершенно неэластично, если Ep(S)=0. В этом случае объем предложения не реагирует на изменение цены.

Выход Начало Далее Назад Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают: мгновенный, мгновенный, краткосрочный (короткий) краткосрочный (короткий) долгосрочный (длительный) рыночный периоды. долгосрочный (длительный) рыночный периоды.

Выход Начало Далее Назад В мгновенном периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы ( сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном все факторы переменны ( включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.)

Выход Начало Далее Назад В условиях мгновенного рыночного периода повышение ( понижение ) спроса приводит к повышению ( понижению ) цен, но не отражается на объеме предложения : P 0 Q S D1D1 D2D2 P1P1 P2P2

Выход Начало Далее Назад В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом : P 0 Q S D1D1 D2D2 P1P1 P2P2 Q1Q1 Q2Q2

Выход Начало Далее Назад В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту объема предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен: P 0 Q S D1D1 D2D2 P' 1 P2P2 Q1Q1 Q2Q2 Q' 1

Выход Начало Далее Назад Ценовая эластичность предложения имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства.

Выход Начало Далее Назад Допустим, государство вводит определенную ( фиксированную ) сумму налога на единицу товара, что ведет к смещению кривой предложения S вверх до S': Допустим, государство вводит определенную ( фиксированную ) сумму налога на единицу товара, что ведет к смещению кривой предложения S вверх до S': P 0 Q D S S'S'

Выход Начало Далее Назад Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками и представляющими чистую потерю для общества. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками и представляющими чистую потерю для общества. P 0 Q D S S' Платят потребители Платят производители Избыточное налоговое бремя E' E

Выход Начало Далее Назад Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую - потребители.

Выход Начало Далее Назад В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем. P 0 Q D S S' E' E

Выход Начало Далее Назад В случае неэластичного спроса большая часть налога выплачивается потребителем. В случае неэластичного спроса большая часть налога выплачивается потребителем. P 0 Q D S S' E' E

Выход Начало Далее Назад Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары - субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Выход Начало Далее Назад Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей. Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей. D S' S E E' P 0 Q

Выход Начало Далее Назад Если же предложение неэластично, то большая часть налога падает на производителей : Если же предложение неэластично, то большая часть налога падает на производителей : D S' S E E' P 0 Q

Выход Начало Далее Назад Это можно объяснить так: Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого - либо другого товара или услуги.

Выход Начало Далее Назад В случае неэластичного предложения перераспределение ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.