Мастер класс: Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами. Учитель начальных классов: Дозорова Галина Ивановна Стаж: 32 года Образование:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе Автор: Крамсакова Оксана Алексеевна МБОУ «СОШ с. Шняево»
Advertisements

Учитель начальных классов ЧОУ СОШ «Личность» Селезнёва Елена Васильевна.
Словарная работа – залог повышения грамотности и развития речи.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А.П. Стройкина.
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Учитель начальных классов Андреева.
Организация игр на уроках русского языка. Для многих обучающихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности.
Проблема организации словарно- орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа.
Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый.
Подготовила учитель – логопед: Нефёдова Е. И. МБОУ СОШ 72 им. Ю. В. Лукьянчикова г. Воронежа.
Автор: Меденцева Л.Е. МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района.
Тема проекта «Безударные гласные в корне слова» Учитель начальных классов: Петрова О.А. г. Энгельс МОУ «СОШ 21»
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
Транксрипт:

Мастер класс: Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами. Учитель начальных классов: Дозорова Галина Ивановна Стаж: 32 года Образование: высшее Высшая категория МОУ СОШ 1 г. Талдома

«Словарная работа- это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» «Словарная работа- это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В. Текучев А.В. Текучев

Задачи, которые я поставила перед собой: 1. Повышение орфографической грамотности учащихся; 2. Обогащение словарного запаса учащихся; 3. Обучение самостоятельному добыванию знаний; 4. Развитие логического и нестандартного мышления; 5. Привитие интереса к русскому языку.

Этапы работы со словом. I. Предъявление слова. II. Работа над «слуховым» образом слова. III. Запись слова с «окошком». IV. Работа над «зрительным» образом слова. V. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. VI. Использование игровых приёмов. VII. Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе.

Предъявление слова. a) Чтение загадки, отгадывание её учащимися; b) Просмотр фрагмента и определение предмета, о котором идёт речь; c) Рассматривание предметной картинки; d) Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Работа над «слуховым» образом слова. a) Учащиеся проговаривают слово хором; b) Учащиеся проговаривают слово по одному орфоэпический; c) Определяют «трудное» место в слове.

Запись слова с «окошком». a) Дети определят ударный и безударный слоги; b) Показывают "трудное" место пропуском буквы ; c) Записывают слово, пропустив, трудное место, обозначив его точкой, и ставят ударение; d) Подбор проверочного слова, чтобы определить нужную букву; e) Обращение к орфографическому словарю.

Работа над «зрительным» образом слова. a) Работа с орфографическим словарём; b) Обращение к этимологическому словарю; c) Использование мнемонических приёмов (к мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово)

Использование «Этимологического словарика». Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, "М _А.ЛИНА"-в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово "малина" образовано от слова "малый" - "маленький". Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, "М _А.ЛИНА"-в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово "малина" образовано от слова "малый" - "маленький". "Малина" - "малый" - "состоящая из маленьких частей". "Малина" - "малый" - "состоящая из маленьких частей".

Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке: Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке: 1. Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы. 1. Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы. 2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове. 2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове. 3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся. 3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся. 4. Подбор однокоренных слов. 4. Подбор однокоренных слов. 5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания. 5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

В "Этимологическом словарике" представлено 38 слов с непроверяемым написанием: В "Этимологическом словарике" представлено 38 слов с непроверяемым написанием: береза, воробей, ворон, ворона, город, деревня, дорога, завод, капуста, карандаш, картина, коньки, корова, лисица, лопата, малина, медведь, медведица, Москва, народ, огород, одежда, октябрь, пенал, петух, платок, погода, портфель, посуда, работа, рабочий, работник, собака, соловей, сорока, тетрадь, урожай, ягода. береза, воробей, ворон, ворона, город, деревня, дорога, завод, капуста, карандаш, картина, коньки, корова, лисица, лопата, малина, медведь, медведица, Москва, народ, огород, одежда, октябрь, пенал, петух, платок, погода, портфель, посуда, работа, рабочий, работник, собака, соловей, сорока, тетрадь, урожай, ягода.

Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. Для осознания значения слова важным для ребенка является контекст, в котором это слово было услышано впервые. Для осознания значения слова важным для ребенка является контекст, в котором это слово было услышано впервые. Развивать у детей умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения. Развивать у детей умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения. - Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова. - Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова. - Представь себе, что ты художник. Тебе поручили нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет. - Представь себе, что ты художник. Тебе поручили нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет. - Тебе поручили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой он есть в жизни. - Тебе поручили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой он есть в жизни. - Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова "пенал" человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова? - Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова "пенал" человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова? - Вспомни значение слова "береза" и составь загадку, в которой по одному или нескольким признакам можно узнать это дерево. - Вспомни значение слова "береза" и составь загадку, в которой по одному или нескольким признакам можно узнать это дерево. - Составь кроссворд на тему "Растения". - Составь кроссворд на тему "Растения".

Использование игровых приёмов. Именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. -лото -лото -ребусы -ребусы -кроссворды -кроссворды -шуточные вопросы, загадки -шуточные вопросы, загадки -шарады -шарады

Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе. 1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку; 2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все "словарные" слова, например: Однажды, в студеную зимнюю пору Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Я из лесу вышел; был сильный мороз. (однажды, мороз.) (однажды, мороз.) 3) Написание словарных диктантов.

Виды работ со словарными словами. Составь предложение со словарным словом (словами) Составь предложение со словарным словом (словами) Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное слово. Усложним задание, предложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например: Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное слово. Усложним задание, предложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например: /. /. (Сорока сидит на суку.) (Сорока сидит на суку.)

Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни) Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни) Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы. Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы. Например: Т_ТРА_Ь Например: Т_ТРА_Ь Или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь Или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь безударная гласная (далее б/гл) е в корне слова, непроверяемая ударением; безударная гласная (далее б/гл) е в корне слова, непроверяемая ударением; буква д, обозначающая парный согласныйд, который можно проверить (звук согласный проверяй -рядом гласный подставляй): тетради, где д стоит в сильной позиции. буква д, обозначающая парный согласныйд, который можно проверить (звук согласный проверяй -рядом гласный подставляй): тетради, где д стоит в сильной позиции.

«Немой» словарик «Немой» словарик Учитель или ведущий ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв. Учитель или ведущий ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.

«Толковый» словарь «Толковый» словарь Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений. Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений. «Этимологический» словарик «Этимологический» словарик Ведущий рассказывает о происхождении загаданного слова. Ученики угадывают, а затем записывают слово с проговариванием. Ведущий рассказывает о происхождении загаданного слова. Ученики угадывают, а затем записывают слово с проговариванием.

«Картинный» словарь «Картинный» словарь Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Это вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок. Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Это вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок.

Выборочный диктант Выборочный диктант Ведущий читает предложение или текст. Остальные ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из учащихся нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, а работа со словом( выделение орфограмм). Ведущий читает предложение или текст. Остальные ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из учащихся нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, а работа со словом( выделение орфограмм).

Схемы-угадайки Схемы-угадайки На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция). На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция). ____О____О____(воробей, молоко,…) _______СС_____(касса., масса,…) __Е____ДЬ (медведь, тетрадь,…)

Копилка-минутка Копилка-минутка На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы). На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы).

« Лишнее» слово « Лишнее» слово Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова: Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова: Сорока, ворона, петух, корова,дорога Далее идут рассуждения: Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д. Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д.

Буквы-липучки (магниты) Буквы-липучки (магниты) Дана определённая буква (орфограмма). За отведённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы так, чтобы получились словарные слова. Например: Дана определённая буква (орфограмма). За отведённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы так, чтобы получились словарные слова. Например: М ШИНА КЛА М ШИНА КЛА М ЛИНА МА А М ЛИНА МА А М ГАЗИН КА А М ГАЗИН КА А ….(А) … … (СС) … ….(А) … … (СС) … Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать данный приём как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные». Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать данный приём как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные».

«Мнемонический» словарик «Мнемонический» словарик Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например: Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц. УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц. МЕБЕЛЬ из ели. МЕБЕЛЬ из ели. ЯГОДА. Ем ягоды круглый год. ЯГОДА. Ем ягоды круглый год. ЛОПАТА похожа на лопасть. ЛОПАТА похожа на лопасть.

«Шифровки» «Шифровки» Эту работу лучше давать вне урока, так как для её выполнения требуется немало времени, ведь важен в этом задании не скорость, а качественный результат. Ученики могут при желании объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть самыми разными. Эту работу лучше давать вне урока, так как для её выполнения требуется немало времени, ведь важен в этом задании не скорость, а качественный результат. Ученики могут при желании объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть самыми разными. Шифровка «Алфавит» Шифровка «Алфавит» Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер … … а б в г д е ё ж з … а б в г д е ё ж з … В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. 1,13,13,6,33 – (АЛЛЕЯ). 1,13,13,6,33 – (АЛЛЕЯ).

Шифровка «Слоговое сложение» Шифровка «Слоговое сложение» Раздели данные слова на слоги. Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму. Поставь ударение, выдели орфограмму. ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку.

Шифровка «Убери лишнее» Шифровка «Убери лишнее» Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем. Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем. Шифровка «Добавь гласные» Шифровка «Добавь гласные» Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ(КАПУСТА) Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ(КАПУСТА) Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК(ЧЕЛОВЕК). Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК(ЧЕЛОВЕК).

Шифровка «Части слова» Шифровка «Части слова» Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ. Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ. Корень- как у слова МОРОЗИЛКА. Корень- как у слова МОРОЗИЛКА. Суффикс- как у слова БЕРЁЗКА. Суффикс- как у слова БЕРЁЗКА. Окончание- как у слова КОНЬКИ. Окончание- как у слова КОНЬКИ. В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ

Кроссворды Кроссворды Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеклассной работе или в качестве домашнего задания. Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеклассной работе или в качестве домашнего задания. «Недостающие пазлы» «Недостающие пазлы» По сути, это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова. По сути, это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

«Проба пера» «Проба пера» Этот вид работы практикуется в 3-4 классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен словами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение выходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору: Этот вид работы практикуется в 3-4 классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен словами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение выходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору: на одну букву (использовать все словарные слова на определённую букву); на одну букву (использовать все словарные слова на определённую букву); на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро-,-оло-; на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро-,-оло-; словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму; словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму; можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно использовать задание описать квартиру, используя как можно больше словарных слов. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно использовать задание описать квартиру, используя как можно больше словарных слов.

«Тематическое меню» «Тематическое меню» В рамках определённой темы можно поработать со словарными словами следующим образом. В рамках определённой темы можно поработать со словарными словами следующим образом. 1. Образуй родственные слова( в теме «Однокоренные слова») 1. Образуй родственные слова( в теме «Однокоренные слова») 2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д.(в теме « Имя прилагательное», «Правописание окончаний имён прилагательных») 2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д.(в теме « Имя прилагательное», «Правописание окончаний имён прилагательных») 3. Измени форму числа, падеж ( в теме «Изменение имён существительных по числам, по падежам») 3. Измени форму числа, падеж ( в теме «Изменение имён существительных по числам, по падежам») 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы- словарные слова ( в темах «Антонимы»,»Синонимы»). 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы- словарные слова ( в темах «Антонимы»,»Синонимы»). 5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевлённые имена существительные. 5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевлённые имена существительные. Например: М_ШИНА-МАШИНИСТ, Р_БОТА-РАБОЧИЙ. Например: М_ШИНА-МАШИНИСТ, Р_БОТА-РАБОЧИЙ. Или наоборот: С_ПОЖНИК-САПОГИ, ФУ_БОЛИСТ- ФУТБОЛ. Или наоборот: С_ПОЖНИК-САПОГИ, ФУ_БОЛИСТ- ФУТБОЛ. 6. Допиши к словарным словам имена собственные («Заглавная буква в именах собственных») 6. Допиши к словарным словам имена собственные («Заглавная буква в именах собственных») 7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи («Части речи») 7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи («Части речи») Например: Например: Р_БОТА-РАБОТАТЬ Р_БОТА-РАБОТАТЬ УЖ_Н-УЖИНАТЬ УЖ_Н-УЖИНАТЬ

Загадки-шутки(игры) Загадки-шутки(игры) В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ,…) В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ,…) В каких словарных словах спряталась –ель-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК,…) В каких словарных словах спряталась –ель-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК,…) Слог потерялся. (___ЛЮТ,___БАКА, ___ВЕДЬ,…) Слог потерялся. (___ЛЮТ,___БАКА, ___ВЕДЬ,…) Игра «чей это голос?». Игра «чей это голос?». Мычит (кто?)-_______(корова) Мычит (кто?)-_______(корова) Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…) Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…) Собери слоги: Собери слоги: -жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ) -жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ) -ки-,-ва-,-лен- (ВАЛЕНКИ) -ки-,-ва-,-лен- (ВАЛЕНКИ) Вопрос-ответ: Вопрос-ответ: Чем рубят дрова?_______ Чем рубят дрова?_______ Первый день недели?_______и т.д. Первый день недели?_______и т.д.

«Мудрый словарик» «Мудрый словарик» При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Например, надо дописать словарные слова: Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку_______(ГОРОХ) Как об стенку_______(ГОРОХ) Береги нос в большой _______(МОРОЗ) Береги нос в большой _______(МОРОЗ)

Метод графических ассоциаций Метод графических ассоциаций Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о. Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о. Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках. Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках.

Слово- могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала. Слово- могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала.