Методы образования Попытка полной системной классификации 2015 В.В. Гузеев, А.А. Остапенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные средства и их многообразие 2015 А.А. Остапенко.
Advertisements

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР СИСТЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МАОУ СОШ Г.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Оптимальная классификация методов обучения и их эффективность Выступление МО учителей физической культуры.
Методика обучения информатике в младших классах. Пропедевтика основ информатики в начальной школе.
Классификация ПТ. Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания,
ИГРОВАЯ И УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется.
Формы и методы современного урока географии. «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад 163 Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами.
В развивающем обучении предполагается, что учитель развивает ребенка соответственно требованиям программы и возраста Урок включает - целевой компонент,
Краткий сравнительный анализ современных образовательных технологий Учитель биологии МБОУ СОШ 3 г Чехов Петухова Г.А. Петухова Г.А. 9 апреля 2013 г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Современный урок изобразительного искусства. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ как условие успешного развития достижений учащихся на уровне основного общего образования Зам. директора по научно-методической.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПЕД.ТЕХНОЛОГИИ 1.По уровню применения: - общепедагогические; - частнопредметные; - локальные или узкометодические.
Транксрипт:

Методы образования Попытка полной системной классификации 2015 В.В. Гузеев, А.А. Остапенко

Модель образовательного процесса

Классификация В.В. Гузеева (1995) Схема НазваниеОбозначение Объяснительно- иллюстративный (репродуктивный) ОИ ПрограммированныйПГ ЭвристическийЭ ПроблемныйПБ МодельныйМ

Классификация В.В. Гузеева - С.П. Саниной (2008)

Классификатор 2010 Эксплицитные ПРО открыты Первостепенны цели обучения Имплицитные ПРО закрыты Первостепенны цели воспитания Натуральные НУ открыты Главным образом для общего образования, а также при лимите времени Базовые: объяснительно-иллюстративный (репродуктивный), программированный, эвристический, проблемный Игровые: репродуктивно-игровой, программированное-игровой, эвристика-игровой, проблемно-игровой Имитационные НУ закрыты Главным образом для профильного или профессионального образования (в частности, взрослых), а также при неограниченном времени Модельные: модельно-репродуктивный, модельно-программированный, модельно-эвристический, модельно-проблемный Контекстные: контекстно-репродуктивный, контекстно- программированный, контекстно-эвристический, контекстно-проблемный

Определение 1. Базовыми называются методы образовательной деятельности с открытыми начальными условиями и открытыми предполагаемыми результатами.

Определение 1.1. Репродуктивным (или объяснительно-иллюстративным) называется метод образования со всеми открытыми элементами учебного процесса.

Определение 1.2. Программированным называется метод образования с открытыми начальными условиями, предполагаемыми результатами, путями достижения промежуточных задач, но с закрытыми промежуточными задачами.

Определение 1.3. Эвристическим называется метод образования с открытыми начальными условиями, предполагаемыми результатами, промежуточными задачами, но с закрытыми путями достижения промежуточными задачами.

Определение 1.4. Проблемным называется метод образования с открытыми начальными условиями и предполагаемыми результатами, но с закрытыми промежуточными задачами и путями их достижения.

Классификационная матрица базовых методов Начальные условия и предполагаемые результаты открыты Промежуточные задачи открыты закрыты Пути решения промежуточных задач открыты репродуктивный программированный закрыты эвристический проблемный

Определение 2. Модельными называются методы образовательной деятельности с закрытыми начальными условиями и открытыми предполагаемыми результатами Главный признак модельных методов – самостоятельный отбор учащимися начальных (исходных) условий в зависимости от собственного понимания задач.

Определение 2.1. Модельно-репродуктивным называется метод образования с закрытыми начальными условиями и открытыми предполагаемыми результатами, промежуточными задачами и путями их решений.

Определение 2.2. Модельно-эвристическим называется метод образования с закрытыми начальными условиями и путями достижения промежуточных задач, но открытыми предполагаемыми результатами и промежуточными задачами.

Определение 2.3. Модельно-программированным называется метод образования с закрытыми начальными условиями и промежуточными задачами, но открытыми предполагаемыми результатами и путями достижения промежуточных задач.

Определение 2.4. Модельно-проблемным называется метод образования с закрытыми начальными условиями, промежуточными задачами и путями их достижения, но открытыми предполагаемыми результатами.

Начальные условия закрыты, а предполагаемые результаты открыты Промежуточные задачи открыты закрыты Пути решения промежуточных задач открыты модельно- репродуктивный модельно- программированный закрыты модельно- эвристический модельно- проблемный Классификационная матрица модельных методов С.П. Саниной (2008)

Определение 3. Игровыми называются методы образовательной деятельности с открытыми начальными условиями и закрытыми предполагаемыми результатами. Процесс образования в этом случае проходит успешно благодаря его собственной увлекательности, а не стремлению к учебному результату. «Игра – непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе»

Определение 3.1. Программированно-игровым называется метод образования с закрытыми предполагаемыми результатами и промежуточными задачами и открытыми начальными условиями и путями решения промежуточных задач. Игра как play. Игра по сценарию.

Определение 3.2. Эвристически-игровым называется метод образования с закрытыми предполагаемыми результатами и путями решения промежуточных задач и открытыми начальными условиями и промежуточными задачами. Игра как game. Игра по правилам.

Определение 3.3. Репродуктивно-игровым называется метод образования с закрытыми предполагаемыми результатами образования и открытыми начальными условиями, промежуточными задачами и путями их решения. Игра и по сценарию и по правилам.

Определение 3.4. Проблемно-игровым называется метод образования с закрытыми предполагаемыми результатами, промежуточными задачами и путями их решения и открытыми начальными условиями. Игра без сценария и без правил.

Классификационная матрица игровых методов Начальные условия открыты, а предполагаемые результаты закрыты Промежуточные задачи (по правилам, игра как game) Правила открыты Правила закрыты Пути решения промежуточных задач (по сценарию, игра как play) Сценарий открыт репродуктивно- игровой программировано- игровой Сценарий закрыт эвристической- игровой проблемно- игровой

Определение 4. Контекстными называются методы образовательной деятельности с открытыми начальными условиями и открытыми предполагаемыми результатами. Контекст как неявный (скрытый) фактор образования. В этих методах педагогический контекст, составляемый из предполагаемых (или планируемых) результатов и начальных условий, держит педагог, а ученик работает в сфере промежуточных задач и способов их решения, имея полную иллюзию самостоятельной деятельности в предметной области. Конструкция получается двухслойной: предметный слой как бы погружен в педагогический контекст.

Определение 4.1. Контекстно-программированным называется метод образования с закрытыми начальными условиями, предполагаемыми результатами и промежуточными задачами, но открытыми путями решения промежуточных задач.

Определение 4.2. Контекстно-эвристическим называется метод образования с закрытыми начальными условиями, предполагаемыми результатами и путями решения промежуточных задач, но открытыми промежуточными задачами.

Определение 4.3. Контекстно-репродуктивным называется метод образования с закрытыми начальными условиями и предполагаемыми результатами образования, но открытыми промежуточными задачами и путями их решения.

Определение 4.4. Контекстно-проблемным называется метод образования со всеми закрытыми элементами учебного процесса.

Классификационная матрица контекстных методов Начальные условия и предполагаемые результаты закрыты Промежуточные задачи открыты закрыты Пути решения промежуточных задач открыты контекстно- репродуктивный контекстно- программированный закрыты контекстно- эвристический контекстно- проблемный

Внешний классификатор методов образования

Определение 5.1. Традиционными называются методы образовательной деятельности с открытыми начальными условиями. Определение 5.2. Инновационными называются методы образовательной деятельности с закрытыми начальными условиями. Определение 6.1. Явными называются методы образовательной деятельности с открытыми предполагаемыми результатами образования. Определение 6.2. Неявными называются методы образовательной деятельности с закрытыми предполагаемыми результатами образования.

Внутренний классификатор методов образования

Определение 7.1. Рамочными называются методы образовательной деятельности с открытыми промежуточными задачами. Определение 7.2. Свободными называются методы образовательной деятельности с закрытыми промежуточными задачами. Определение 8.1. Сценарными называются методы образовательной деятельности с открытыми путями решения промежуточных задач. Определение 8.2. Импровизационными называются методы образовательной деятельности с закрытыми путями решения промежуточных задач.

Степень активности (число закрытых для ученика элементов учебного процесса) Названия методов 0 пассивный репродуктивный 1 полуактивные эвристический, программированный, репродуктивно-игровой, модельно- репродуктивный 2 проблемный, эвристически-игровой, программировано-игровой, модельно- эвристический, модельно- программированный, -контекстно- репродуктивный 3 активные проблемно-игровой, модельно-проблемный, контекстно-эвристический, контекстно- программированный 4 контекстно-проблемный

Определение 9.1. Пассивные методы – это методы, в которых ученикам открыты все элементы процесса образования (в таблице выделены чёрным цветом). Определение 9.2. Полуактивные методы – это методы, в которых ученикам открыты половина или меньше половины элементов процесса образования (в таблице выделены градациями серого цвета). Определение 9.3. Активные методы – это методы, в которых ученикам закрыты большинство элементов процесса образования (в таблице выделены белым цветом).

Внешний алгоритм определения методов образования

Внутренний алгоритм определения методов образования

Спасибо за терпение!