Содержание образования. Содержание образования один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Advertisements

( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Стандарты второго поколения МОУ ООШ 6 г.Фурманова 2010 г.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Родительское собрание Май 2012 г. «Индивидуальный учебный план, как одна из форм профильного обучения»
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
МОУ СОШ 29 г. Пятигорск. Цели профильного обучения.
Основная образовательная программа начального общего образования как обязательное требование реализации федерального государственного образовательного.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Социализация Именно в результате социализации происходит формирование личности. Процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей,
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
«Формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у обучающихся в контексте новых нормативных документов» ( закон «Об образовании» принят Государственной.
«Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных.
Транксрипт:

Содержание образования

Содержание образования один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек это человек знающий, развитый и воспитанный.

большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить исследователя-энциклопедиста, широко образованного естественника, гуманитария-краеведа.

В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища.

В педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка. Критерии отбора содержания образования должны включать потребности общества, и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции.

Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования: знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать: систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер; систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности.

Требования к содержанию образования соответствие социальному заказу общества; соответствие потребностям учащихся; соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании (статья 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязательном порядке: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников школы.

Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достижении определенного уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих: адаптацию к окружающей природной и социальной среде; овладение разными видами деятельности; сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм; определенный уровень общей эрудиции.

Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.

Представление стандарта школьного образования содержится в базисном учебном плане, который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России. В 1993 году приказом Министерства образования РФ рекомендован для использования Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, часть которого приводится ниже.

В структуре учебного плана выделяются: В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащимися. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимости изменяется.

На основе минимального образовательного стандарта разрабатываются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обучения и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в Вузе. Минимальное общее среднее образование не гарантирует продолжения образования в Вузе, но является обязательным для овладения рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возможность продолжения образования в Вузе по одному из выбранных профилей обучения.

В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания.

Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минимальной не ниже государственного стандарта совокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе. Гимназия предоставляет учащимся возможности: получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе; обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию; формированию навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления; удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры. Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности: получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией; углубленной подготовки по предметам различных циклов; развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности; свободного выбора будущей специализации. Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.