РУССКИЙ ЯЗЫК Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений учебного года (в новой форме) РУССКИЙ ЯЗЫК.
Advertisements

Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Сочинение на лингвистическую тему (СЛТ). Специфика СЛТ 1. По форме развёрнутый ответ на лингвистическую тему это небольшое связное рассуждение в научном.
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
Алгоритм работы над сжатым изложением. В чем состоят основные трудности? НЕТ практики написания изложений НЕТ навыка восприятия на слух текста- рассуждения.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Разграничение ошибок при анализе работы ученика в формате ЕГЭ (по материалам ФИПИ)
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Мастер-класс по теме: «Приемы работы с текстом при подготовке части С в ГИА и ЕГЭ». Выполнила: учитель высшей категории Захарченко Ольга Александровна.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Новая форма контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных школ по русскому.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Алгоритм работы над сжатым изложением. Что нужно для этого сделать? - передать основное содержание ТРЕХ микротем - использовать приемы сжатия текста для.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Транксрипт:

РУССКИЙ ЯЗЫК Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме)

Алгоритм Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей. Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ- 4 ЧАСА (240 МИНУТ) НА ЭКЗАМЕНЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ (ЧЕРЕЗ 70 МИНУТ)

Часть 1. Сжатое изложение. Исходный текст прослушивается 2 раза. Учитель-словесник, не работающий с экзаменуемыми, приглашается только для прочтения текста для изложения. После второго прочтения он должен покинуть экзаменационную аудиторию.

ЧАСТЬ 2. Включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1 – В14). В заданиях группы А необходимо выбрать один ответ из четырёх предложенных, в заданиях группы В – записать найденный ответ цифрами или словами. Такой анализ помогает ученикам подготовиться к выполнению задания С2.2 третьей части работы.

Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста; понимание основной проблемы текста, позиции автора или героя, характеристики героя, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности

Четырнадцать заданий группы В проверяют языковые и лингвистические умения выпускников. Выполнение большинства заданий группы В ориентирует экзаменуемых на успешное выполнение задания С2.1 третьей части работы.

ЧАСТЬ 3. работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно: небольшое сочинение –рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему. Оба задания проверяют умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи- рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. (Именно это умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.)

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Сжатое изложение проверяет: умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию. Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

УЧТИТЕ!!! Учащийся должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 90 слов. Писать надо аккуратно, разборчивым почерком.

Внимание! 1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. 2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.

СЖАТИЕ ТЕКСТА План Полное содержание текста, но определенными средствами компрессии СЖАТИЕ ТЕКСТА ПЛАН Полное содержание текста, но определенными средствами компрессии

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Содержательная обработка Языковая обработка прослушанного текста Извлечение нужной Умение лаконично информации передать информацию различными приемами Содержательная обработка прослушанного текста Языковая обработка прослушанного текста

Содержательная обработка информации текста. Необходимо: Выделить микротемы. Выбрать главное в каждой микротеме Определить функционально- содержательную особенность текста(тип речи- рассуждение). Определить структурно- композиционные особенности текста. Видеть логику текста.

Основные приемы содержательной компрессии текста: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее )-понимание главного и передача своими словами.

Языковая обработка информации. Сжато и адекватно передавать на письме информацию каждой микротемы исходного текста. Лаконично излагать основную информацию, пользуясь необходимыми языковыми средствами. Сохранить функционально-содержательные особенности прослушанного текста (тип речи - рассуждение) Сохранять структурно-композиционные особенности текста(абзацы). Строить связно изложение в соответствии с логикой автора.

Основные приемы языковой компрессии: 1. Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым. 2. Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. 3. Слияния: слияние нескольких предложений в одно.

Можно пользоваться не всеми приемами! Достаточно использовать 1- 2 приема языковой или содержательной компрессии! Главное: -чтобы при сжатии текста не страдало содержание - соблюдалось количество микротем - абзацев

текст Исходный текст. Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого- нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем от того, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем всех их, а вот они… Пример «Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого-то, зато часто переживаем, что нас не поняли. Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет». Анализ. В приведённом здесь первом абзаце изложения, соответствующем первой микротеме прослушанного текста, применяется одновременно несколько приёмов компрессии текста: 1) исключение второстепенной информации (содержательный приём); 2) слияние двух предложений в одно («Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого-то, зато часто переживаем, что нас не поняли»); 3) исключение фрагмента предложения, разные виды замен («Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет»).

Пример 1. «Непонимание между людьми рождается незаметно. Многие люди думают, что они хорошо понимают своих близких друзей. А их друзья на самом деле их не понимают. Часто в жизни встречается второй пример. Когда нас не понимают родители, учителя, одноклассники, то мы огорчаемся. А если нас не понимают те люди, которые нам нравятся и которых мы уважаем, то мы огорчаемся до слёз». Анализ: В приведённом здесь изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался сжать исходную информацию, однако не справился с задачей. Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый вообще не владеет приёмами компрессии. В изложении немало необязательных повторов, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста носят случайный характер.

Пример 2. (1) «Очень часто мы задаёмся вопросом: «Понимают ли нас?» Ответ, как правило, отрицательный. И подчас бывает до слёз обидно из-за того, что нас не понимают даже самые близкие друзья. (2) Но не лежит ли причина этого, внутри нас, в уверенности, что мы понимаем, пытаемся понять других? Наверное, прежде чем обвинить других, нужно заглянуть в себя, разобраться, а как я отношусь к другим. (3) А может быть нам не хватает воображения, не фантазии, а именно воображения, способности почувствовать жизнь. (4) Но более всего необходимо внимание к людям, участие к их проблемам, сострадание к их горю. Нужно не только понимать смысл слов, но и чувствовать настроение, эмоции человека. (5) Если человек поймёт сам себя, то будет он понят и окружающими». (113 слов) Анализ: В приведённой работе допущены 3 логические ошибки: 1) нарушение смысловой связи между первым и вторым абзацами (получается, что «даже самые близкие друзья» не понимают нас, потому что мы уверены, что «понимаем, пытаемся понять других»); 2) отсутствие смысловой и наличие только формальной речевой связи между вторым и третьим абзацами; 3) отсутствие смысловой связи между четвёртым и пятым абзацами.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания, употребление лексики и фразеологии свободное.

Коммуникативно-речевые умения: умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли, умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

В науке известны три способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. Нет замены и упрощения!!!

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Методические требования для СИ: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Приемы сжатия: 1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную; 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» 1. Прослушайте текст.

2. После первого чтения текста выполните следующие шаги Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

алгоритм Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Прослушайте текст во второй раз.

Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.). Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст (знать средства связи!).

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Основные средства связи между предложениями в тексте Слова-заместители местоимения наречия синонимы различные оценочные обозначения родовидовые слова имя собственное – имя нарицательное девушка – она в лесу – там быстро, стремительно храбрец – богатырь деревья – березы офицер – Соболевский

2. Лексические повторы Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.(Ю. Олеша)

3. Соответствие видовременных глагольных форм Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

Предлоги Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

Анафора (единона- чатие) и эпифора (концовка) Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

Парал-лелизм…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

Противо- поставле- ние Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)

Вопроситель- ные предложения. Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

Союзы 1. Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

Порядок слов в предложении (прямой, обратный) Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

Последова- тельность в изложении мыслей встал, умылся, позавт- ракал

Слова- организа- торы логических связей вот, почему, из этого следует и др.

Вводные слова, организующие порядок высказывания итак, наконец, в заключение разговора.

Перечень внутритекстовых средств связи 1. Вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, указывающие на начало рассуждения. 2. Одновременно, в то же время, наряду с, при этом, вместе с тем, только что, уже, раньше, ранее, опять, ещё раз, снова, вновь, в заключение, в итоге, указывающие на одновременность, присоединение. 3. Ещё, затем, позже, позднее, впоследствии, дальше, в дальнейшем, в последующем, впредь, указывающие на последующее сообщение. 4. Здесь, тут, там, туда, всюду, выше, ниже, указывающие на направленность. 5. Точно так, совершенно так, также, так, таким образом, подобным образом, иначе, по-иному, выражающие отношения способов действия. 6. Тогда, в этом (данном, таком) случае, отсюда, тем самым, в результате, выражающие причинные, условные и следственные отношения. 7. Местоимения он, та, они, тот, этот, такой, его, её, их, это.

В научных текстах в качестве связочных средств широко используются прилагательные и причастия. Они выполняют двоякую роль: 1) указывают на связь с предыдущим контекстом: данный, искомый, соответствующий, последний, предыдущий, предшествующий, вышеописанный, вышеуказанный, вышеприведённый, указанный, упомянутый, установленный, перечисленный, построенный, приведённый, применённый, рассмотренный, сделанный, сформулированный, описанный, определённый, отмеченный, заданный, доказанный, законченный, изложенный, найденный; 2) указывают на связь с последующим контекстом: предстоящий, приводимый, разыскиваемый, рассматриваемый, требуемый, следующий, нижеследующий, дальнейший, последующий. С помощью этих средств соединяются предложения, абзацы, ССЦ.

Подготовка к традиционному изложению Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись в двух направлениях: 1) со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное; 2) со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.

Способами тренировки могут быть мини-изложения, свободные диктанты, устные пересказы с письменным фрагментом сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности.

В контексте грамматического урока удобнее использовать для изложения опорный текст, т.е. тот, который предназначен для лингвистических образовательных целей и предъявлен в качестве дидактического материала. В этом случае его анализ способствует развитию лингвистической компетенции учеников, а запись в виде изложения – речевой.

В текстах малого объёма тип и стиль речи выдерживается строже, поэтому лучше использовать тексты небольшого объёма. Содержание текстов должно быть разным: информативно значимым, проблемным, эстетическим.

Текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами (т.е. теми учениками, у которых хорошо развита слуховая память) и хуже визуалами (т.е. теми учениками, у которых лучше развита зрительная память). Учитывая эту особенность человеческой памяти, учитель может при подготовке к экзамену предъявлять запись текста на доске. Увиденный и проанализированный текст убирается, и запись делается учащимися по памяти. Можно использовать такие варианты работы: - учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти; - учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти; - учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти.

Важно затем сопоставить исходный текст (первичный) с письмом по памяти (вторичным). Приёмы работы: самопроверка, саморедактирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморедактирование и взаимооценка.

Чтобы научиться писать изложения и сочинения, надо как можно чаще заниматься такой работой. При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения- миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.

Рекомендации к написанию изложения. 1. Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.

2.2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)

3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).

6. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.

7. Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.

8. Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).

9. Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме: - тезис (основная мысль); - аргументы (доказательства); - вывод (автор может сам и не делать вывода). Главный вопрос, на который отвечает текст- рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

10. Прослушивая (читая) текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др..

11. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.

12. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

13. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте, - нет ли у вас грамматических ошибок, - не нарушена ли связь слов, -не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей ( так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов).

14. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.

15. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

16. Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите.

17. Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.

Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения. 2 балла (мах) ставится в том случае, если экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания

Критерии оценивания изложения 2009 г. ИК 1 Содержание изложения (см. таблицу 1) Баллы 2008 г. ИК 1 Содержание изложения (см. таблицу 1) Баллы Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 3 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил 1 микротему. 2

Критерии оценивания изложения 2009 г. ИК 1 Содержание изложения (см. таблицу 1) Баллы 2008 г. ИК 1 Содержание изложения (см. таблицу 1) Баллы Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил 2 микротемы. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил более 2 микротем. 0

Изменения в системе оценивания экзаменационной работы по русскому языку. Критерии оценивания изложения 2009 г. ИК 2 Сжатие исходного текста Баллы 2008 г. ИК 2 Наличие сжатия исходного текста Баллы Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый использовал один или несколько приемов сжатия текста (содержательных, языковых). Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 1010

Изменения в системе оценивания экзаменационной работы по русскому языку. Критерии оценивания изложения 2009 г. ИК 2 Сжатие исходного текста Баллы Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 2 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста. 2 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 1 микротемы текста, или Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 2 микротем текста.. 1

Сочинение-рассуждение С 2.1.

Структура текста рассуждения 1. Тезис - положение, которое надо доказать. 2. Аргументация (доказательства, доводы). 3.Вывод, общий итог.

Структура текста-рассуждения Тезис Аргумент 1 Иллюстрация (примеры) Вывод Аргумент 2 Иллюстрации (примеры) Аргумент 3 Иллюстрации (примеры)

Пример 1. «На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении 11(«Но как он их преподносил!..») обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмысленно. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению однозначный смысл, мы понимаем, что Серёга преподносил даже самые простые цветы как-то по- своему, необыкновенно. Или в предложении 31 («Без телевизора, музыки, обжорства») задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена. Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания. Чтобы, то что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации, Кирилл». Анализ. В приведённой работе лингвистическая тема решена в общекультурном смысле. Указаны две основные функции знаков препинания – смыслоразличительная и интонационно-экспрессивная. Условие задания выполнено.

Пример 2. «Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять. Вот предложение 8 текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения. Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29). Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст. Так что знаки препинания на письме необходимы, прав Антон». (148 слов) Анализ: В работе дан более глубокий, чем в сочинении 1, анализ функций знаков препинания, свидетельствующий о довольно высоком уровне филологической подготовки экзаменуемого. Здесь не только указаны смысловая и интонационная функции пунктуации, но и приводится структурно-грамматическая дифференциация знаков (выделяющие и разделительные знаки). Условие задания выполнено.

Критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе. 2 балла (мах) ставится в том случае, если экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаков препинания. Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений. При этом примеры могут быть подробно рассмотрены и истолкованы или попутно сообщены экзаменуемым в виде ссылки. Только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию знаков препинания.

Пример 1. «Вот предложение 8 текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения. Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29)». Анализ: Смысловая функция знаков препинания не только иллюстрируется примером из текста, но и доказывается при помощи эксперимента с заменой знака. Указанные в скобках примеры (они приведены в форме номеров предложений) точно соответствуют названным функциям знаков препинания в конце предложения.

Критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей. Типичные ошибки в абзацном членении: 1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. 2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. 4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Критерий, оценивающий композиционную стройность сочинения. Поскольку экзаменуемые пишут сочинение-рассуждение, то важно учесть соответствие работы основным композиционным видам текстов этого типа речи. В основном работы могут быть построены от тезиса через аргументацию к выводу. Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление – аргументация – тезис (вывод).

С2.2. Сочинение-рассуждение на основе интерпретации фрагмента текста. экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки. 1 балл (мах) ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. При этом не учитывается полнота раскрытия смысла данного фрагмента. Это значит, что, если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, экзаменуемый может выбрать по своему усмотрению только один из них и прокомментировать его.

Композиция сочинения- рассуждения. модели От тезиса - через аргумент – К выводу Краткое вступление – Аргументы – Тезисы - выводы

Работа над рассуждением на уроке 1 Сколько смысловых частей в тексте? 2 О чем текст? 3 Зачем автор его написал? –«В чем своеобразие вступления и заключения как смысловых частей текста?» 4. Наиболее яркие характеристики … 5. Слова и выражения, в которых наиболее точно выражена основная мысль (зачем написал?) 7. Интерпретация общего содержания текстов (информация, которую необходимо использовать при написании сочинения). 8. Согласен ли я с авторами? Почему? 9. Какой (-ие) пример (-ы), подтверждающие мою точку зрения, я могу привести? 10. Какие выводы из этого я могу сделать?

В настоящее время ведётся всестороннее исследование структуры текстов-рассуждений. В них выделяются характерные лексические признаки, отражающие логические причинно-следственные связи (предложения, словосочетания и отдельные слова). В разряд таких признаков включают: 1) союзы, имеющие значение следствия: следовательно, в связи, с этим, поэтому, значит, отсюда, вот почему, так что, таким образом и т. п.; 2) глаголы и глагольные формы, несущие в себе значение вывода: делать вывод из чего либо, свидетельствовать о чём-либо, заключать из чего-либо, следовать из чего-либо, вытекать из чего-либо, подтверждать что-либо, означать что-либо и т. п. 3) существительные, подчёркивающие своим значением вывод: вывод, результат, заключение, основание, причина, итог и т. д.

Пример 1. «В настоящем тексте художником называется человек, не занимающийся искусством, а человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он не умел», но умел быть художником – он создавал обстановку и проявлял находчивость так, как обычный человек не смог бы этого сделать. Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий художник не обязательно должен писать картины; он должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В последней фразе говорится, что Серёга не писал картины, но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана, произведение искусства было сотворено». (87 слов) Анализ: В этой работе выбрана и верно объяснена основная мысль, при этом остались вне внимания автора другие аспекты содержания, на которые указывает последняя фраза текста.

Грамотность письменной речи Грамотность речи оценивается по количеству ошибок, допущенных учащимся в текстах сразу двух письменных работ.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например: – подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс; – без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма; – заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления); – Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.); 6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Однотипные ошибки Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки графические Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). К числу наиболее распространенных обычно относят: - пропуски букв:... весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте; - перестановки букв, напр.:...новые наименования пордуктов (следует: продуктов); - замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище); - добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже);

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: 1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (нор­ма: движет); 2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно ( следует:...даст.., научит... или...дает..., учит...); 3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие); 4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя); 5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут); 6) Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико- синтаксические ошибки, также выявленные в работах экзаменуемых: 1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно...: это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо.:...нужны сме­лость, знания, честность); 2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): «В тексте всего раскрываются две проблемы», ограничительная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «... всего две проблемы». 3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста; 4) Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие: 1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда- нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»; 2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место (Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати). Иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены.

3) ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления). 4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. В начале некоторых работ экзаменуемых отсутствовала логическая связь с основной частью изложения или эта связь была очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В основной части работы содержались ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта часть иногда была выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или была неоправданно растянута, содержала смысловые повторы. Завершение работы (концовка) не служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто было совсем не мотивировано исходным текстом.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части работы, – 21 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задание третьей части работы, – 7 баллов. Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за соблюдение языковых и речевых норм, фактической точности – 10 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 45 балла

Критерии оценки: 0-20 б.– «2» б. – «3» б. – «4» (не менее 4 баллов за грамотность) б. – «5» (не менее 6 баллов за грамотность)

ОЦЕНИВАНИЕ При оценке грамотности следует учитывать объем изложения и сочинения.(суммарный объем должен составлять примерно слов) Если суммарный объем составляет слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла. Если суммарный объем менее 70 слов, то такая работа оценивается 0 баллов. По критериям ГК1- ГК4. Если ученик выполнил только 1 вид творческой работы (сочинение или изложение), то оценивание осуществляется в соответствии с объемом работы.(см. выше).

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 45 Сжатое изложение - 7 баллов. Часть баллов. (если обведены и не перечеркнуты 2 и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается) Часть 3 : С баллов. или С баллов. Оценка грамотности и фактической точности речи – 10 баллов

Советы: Писать внутри полей Заполнять клетки без пробелов (пробел-конец ответа) Суммарный объем сочинения и изложения: слов Писать разборчивым и аккуратным почерком. река 13,8 играе,15 т

Советы. Правильный ответ в зависимости от сложности задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные школьниками за все выполненные задания, суммируются. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему.Если при выполнении останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов!