1 2 Сущность понятия «программа развития» Программа - «содержание и план деятельности»; план – «заранее намеченный порядок, последовательность осуществления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Advertisements

Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
Аккредитация Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС ( ФКГОС ) по основным общеобразовательным.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Проблемно- ориентированный анализ Анализ деятельности образовательного учреждения как основа планирования.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Транксрипт:

1

2 Сущность понятия «программа развития» Программа - «содержание и план деятельности»; план – «заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы выполнения работы, проведения мероприятий». Программа - это система действий, предписываемая субъектам управления образования, направленная на достижение конкретных целей (по возможности четко сформулированных). - это нормативная модель совместной деятельности субъектов образовательного процесса, определяющая : а) исходное состояние педагогической системы; б) образ желаемого будущего; в) состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Программа развития Программа развития – обобщенный нормативный управленческий документ ОУ, отражающий содержание текущей и перспективной деятельности педагогического коллектива, характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса в конкретной школе. Программа развития является сугубо индивидуальной, учитывающей социальный заказ, конкретные потребности родителей и учащихся данной школы; показывает, как с учетом конкретных условий создается в ОУ собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся.

3 Программа развития ОУ элемент социальной технологии Программа развития выступает как элемент социальной технологии и представляет собой комплекс приемов достижения социально-полезной цели – организация эффективного взаимодействия в процессе обеспечения интересов всех социальных групп образовательного процесса: школьников, их родителей, педагогического коллектива и администрации ОУ, муниципальных и государственных органов власти. Программа не самоцель, а средство, позволяющее лучше управлять системой развития образовательного учреждения и иметь меньше неожиданностей в процессе такого управления. Программа развития направлена не только на структурное и материальное развитие школы, а, в первую очередь, на развитие образовательной системы и педагогических технологий; она несет в себе стратегию педагогического развития. Назначение программы: - информировать участников, что надо сделать, в какой последовательности (это своеобразная карта движения); - извещать, что произойдет, если не сделать работу в намеченный срок. Сигналы о сбоях должны быть встроены в Программу. Если руководитель не только поставил цель, но и определил промежуточные результаты, которые необходимы для достижения этой цели, он получит возможность обнаруживать «угрозы» по ее достижению, когда своевременно не получен какой-то из промежуточных результатов. Чем больше промежуточных контрольных точек (т.е. чем детальнее Программа), тем более чувствительно управление системой развития ОУ к «угрозам». Программа каждого ОУ отличается особой, строго индивидуальной идеологией и самобытной технологией разработки.

4 Требования к программам развития ОУ Актуальность (для данного образовательного учреждения) - ориентация на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный результат. Прогностичность - способность Программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализована. Рациональность - свойство Программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат. Системность - обеспечение соответствия между желаемым и возможным, т.е. между поставленными целями и необходимыми для их достижения средствами. Контролируемость - свойство Программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям. Чувствительность к сбоям - возможность своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного Программой, представляющие «угрозы» для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована Программа, т.е. чем меньшие временные интервалы между соседними контрольными точками (промежуточными целями).Реализм. Авторский характер, индивидуальность. Связность, ясность, корректность терминов. Обозримость Программы. Обозримость Программы.Информативность. Грамотное оформление.

5 1. Проектирование и проблемный анализ: 1. Проектирование и проблемный анализ: определение исходной базы для разработки путей ее развития. Выделение сильных и слабых сторон образовательной деятельности школы. Знание ответа на вопрос: что следует изменить, чтобы в будущем школа могла удовлетворять требованиям, которые к ней будут предъявляться. 2. Формирование концепции будущего школы: 2. Формирование концепции будущего школы: построение образа будущей школы. (Какой должна будет стать школа в результате осуществления программы ее развития). 3. Разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к новой школе: 3. Разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к новой школе: определение этапов перехода от настоящего к желаемому будущему и оценка реалистичности разработанной ранее концепции развития школы. 4. Формирование целей первого этапа построения новой школы: 4. Формирование целей первого этапа построения новой школы: определение целей этапов развития ОУ, фиксация промежуточных состояний, через которые должна будет проходить Программа. (Цели последующих этапов будут зависеть от тех конкретных результатов, которые достигнуты на предыдущих). 5. Формирование плана действий: 5. Формирование плана действий: конкретизация действий, которые нужно совершить для реализации цели первого этапа Программы и подготовки к осуществлению последующих этапов. 6. Экспертиза программы: 6. Экспертиза программы: оценка Программы и принятие решения о ее запуске. Этапы работы над программой развития

6 Стадии разработки программы развития 1. Подготовительный. Принятие решения о разработке Программы развития школы. Обеспечение управления разработкой Программы. Организация рабочих групп и их ресурсное обеспечение. Привлечение дополнительных ресурсов. 2. Разработка. Анализ и прогноз влияний на школу внешней среды, изменение социального заказа, образовательных потребностей. Анализ исходного состояния и тенденций изменения школы и системы в целом. Проблемный анализ состояния школы. Формирование новой концепции школы. 3. Принятие решений, реализация образовательной деятельности, экспертиза.

7 Подготовительный этап Принятие решения о разработке Программы развития ОУ мотивация субъектов образовательного процесса для серьезной работы над разработкой Программы; подготовка приказа, утверждающего план разработки Программы развития, определяющей этапы и сроки работы над отдельными ее разделами; определение законодательной базы для разработки Программы развития школы.законодательной базы Планирование будущего школы представляет собой поиск ответов на 4 вопроса: 1. Что представляет собой сегодня школа, каковы ее сильные и слабые стороны? 2. Какой мы хотим видеть школу в будущем? 3. Какие возможности существуют для реализации цели и что нам мешает? 4. Какие действия и в какой последовательности мы должны совершить, чтобы достичь цели?

8 Подготовительный этап Обеспечение управления разработкой программы развития 1. Планирование предстоящей работы поиск и обеспечение ресурсов: - финансовых; - кадровых (состав проектной группы, приглашение экспертов, консультационные услуги); - технических (сбор, подготовка необходимой документации и пр.); - информационных; - научно-исследовательских (психолого-педагогические и социальные исследования); выбор технологии разработки Программы - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности разработка основных элементов Программы – цель, задачи, содержание, методы педагогической деятельности (проектирование)(проектирование) одновременно проблемный анализ состояния школы (проведение психолого-педагогической экспертизы, самоанализ образовательной системы и наличного состояния ОУ).

9 Подготовительный этап 2. Организация рабочих групп и их ресурсное обеспечение определение состава рабочих групп определение состава рабочих групп (принципы их деления самые разные: человек может входить и в разные группы с разными функционалами), конкретных задач для каждого разработчика; организация мероприятий, на которых будут обсуждаться проекты отдельных разделов (презентация - экспертиза результатов деятельности рабочих групп). 3. Проработка структуры Программы Все составляющие Программы развития должны быть подчинены главной (педагогической) цели: созданию необходимых условий для самоопределения, развития и самореализации личности воспитанника и педагога. Структура программы включает три основных принципиальных раздела:Аналитический: оценка состояния дел в школе; изучение потенциала образовательного учреждения. Концептуальный (миссия школы): моделируется будущее состояния школы, прописывается концепция ОУ; формулируется генеральная цель развития школы и критерии её достижения. Содержательный (практический): поэтапное изложение системы перехода от сегодняшнего состояния ОУ к моделируемому.

10 Структура основных разделов Программы Программа включает в себя следующие разделы: 1. Паспорт программы. 2. Анализ состояния школы. 3. Концепция будущего школы. 4. Общая стратегия, основные направления и задачи развития школы. 5. Цели и задачи Программы. 6. План действий на период Ожидаемые результаты. При проектировании содержания Программы развития школы необходимо учесть: тенденции развития школы с учетом современных требований образовательной политики; тенденции развития школы с учетом социума; охарактеризовать цели и задачи развития учреждения; принципы развития школы; его ресурсное обеспечение; управление развитием; направления инновационной деятельности; пути реализации; меры по организации образовательного процесса и управления им; ожидаемый результат.

11 Разработка Программы развития Анализ и прогноз влияний на школу внешней среды, изменения социального заказа, образовательных потребностей Анализ и прогноз влияний на школу внешней среды, изменения социального заказа, образовательных потребностей (аналитический раздел) характеристика социума, влияние внешней среды на школу; социальный образовательный заказ и особенности его формирования; анализ исходного состояния (информационная справка о школе) и тенденций изменения школы и системы в целом; проблемный анализ состояния школы: анализ условий, анализ учебно- воспитательного процесса, анализ результатов образовательной деятельности. Формирование новой концепции школы (поиск и оценка возможностей осуществления требуемых изменений) определение миссии ОУ: ценностные основания выбора миссии, конкретизация образа будущего школы; концепция образовательной системы в школе: обновление конкретных участков жизни школы, изменение содержания, организации и технологии учебно- воспитательного процесса (разделы: «Структура /модернизированного/ учебного заведения по ступеням образования», «Учебный план», «Учебные программы», «Организация учебно-воспитательного процесса»); модель выпускника школы; характеристика и проект управляющей системы новой школы: - описание организационной структуры управляющей системы (механизмы управления, реализующие функции управления и новые методы управления); - перечень функций всех лиц и коллективных субъектов управления; концепция уклада жизни школы.

12 Разработка Программы развития Для определения возможности реализации запланированных идей преобразования школы, необходимо знать ее исходное состояние по самым разным аспектам- рассмотреть «точку отсчёта». Анализ и прогноз влияний на школу внешней среды, изменения социального заказа, образовательных потребностей Характеризуя влияние внешней среды на школу, важно ответить на следующие вопросы : - что входит в ближайшую среду школы и какое оказывает влияние; - что является источником социального заказа для школы; - какие факторы влияния социальной среды следует брать в расчет; - как они могут меняться и что это нам дает, как влияет; - каковы требования к результатам работы школы они предъявят завтра; - какие из этих требований школа будет учитывать в первую очередь; - как все это учесть, когда составляется модель школы, модель выпускника, формулируется миссия школы. Характеристика социума включает в себя разделы: - население микрорайона; - окружение школы; - наличие культурно-просветительных, спортивных и т.п. учреждений, торговых точек.

13 Анализ исходного состояния и тенденций изменения образовательной системы школы Анализ состояния школы призван обосновать цели и задачи дальнейшего поступательного развития школы, определить исходную базу для разработки путей ее развития, вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно влияющие на результаты образовательной деятельности ОУ; определить взаимосвязь между результатами образовательной деятельности школы и факторами (условиями) их достижения; установить равновесие между целями общества (государства) и задачами ОУ. Комплексная оценка состояния дел в школе: уровень развития её образовательной системы: результат изучения сегодняшнего состояния школы, а также внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс ее развития, характеристика окружающего социума, представленная в количественных и качественных показателях; потенциал единого образовательного коллектива: основа – информационно- аналитический материал о педагогических кадрах, результат изучения тенденций развития образовательной системы школы; знание и учет генезиса образовательной системы школы, являющегося описанием траектории предыдущего уровня развития (для достоверного прогноза недостаточно владеть знаниями только о современном состоянии школы, необходимо учитывать изменения, происходящие в процессе длительного создания целостной (самобытной) педагогической системы школы). Целесообразно начать анализ с информационной справки о школе. Разработка Программы развития

14 Содержание информационной справки 1. Общие сведения о школе: 1. Общие сведения о школе: полное название школы, ее адрес, учредитель, номер лицензии, номер аккредитационного свидетельства. 2. Социальное окружение школы. Роль школы в социуме: связь школы с дошкольными учреждениями, с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей и профессионального образования; связь школы с учреждениями культуры и искусства, спортивными организациями; связь школы с производственными предприятиями и организациями, различными государственными и негосударственными учреждениями; совместные мероприятия школы и учреждений из социального окружения; психолого-педагогическое просвещение населения; 3. Сведения об учащихся: динамика численности учащихся по классам, ступеням школы и по школе в целом за последние три года; национальный состав учащихся (по классам, ступеням обучения, всего по школе); классы-комплекты: по параллелям, ступеням обучения, всего по школе; средняя наполняемость классов, ступеней обучения, всего по школе; сменность занятий; наличие групп продленного дня.

15 4. Характеристика педагогического персонала: общее число педагогических работников; уровень образования; квалификационные категории, разряды по оплате труда; данные по стажу, полу и возрасту; наличие почетных званий; наличие обучающихся заочно, на вечерних отделениях; количество учителей выпускников данной школы; наличие учителей совместителей; система повышения квалификации (школа – межшкольные объединения – район – ИПК). 5. Характеристика семей: социальный состав; уровень образования; занятость в сфере трудовой деятельности; уровень доходов; участие в совместной работе со школой по воспитанию детей. Содержание информационной справки

16 Содержание информационной справки 6. Краткая характеристика образовательного процесса и его основные результаты: особенности образовательной программы; - основные направления образовательной деятельности по ступеням школы; - реализация различных уровней образования: базового, повышенного, коррекционно-развивающего; - использование современных образовательных технологий; программно-методическое обеспечение образовательного процесса: - обеспеченность образовательными программами; - наличие рабочих программ; - наличие и использование авторских программ; - обеспеченность научно-методическими комплексами; - методическое обеспечение введения новых учебных курсов в связи с введением профильного обучения; диагностика результатов образовательного процесса. Результаты обучения по классам, по параллелям, ступеням школы, в целом по школе, по учебным пред­ метам (необходимо сравнить показатели текущей и итоговой успеваемости, экзаменов ЕГЭ); дополнительные образовательные услуги (в т.ч. и платные).

17 Содержание информационной справки 7. Характеристика здоровья школьников (за последние три года). Деятельность по формированию здоровьесберегающей среды. Организация питания. Тенденции в организации работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию потребности в здоровом образе жизни. Динамика физического развития, физической подготовленности учащихся. Показатели физического здоровья, их тенденции. Влияние на уровень здоровья: а)использования здоровьесберегающих технологий; б)морально-психологического климата в школе; в)санитарно-гигиенической работы; г)организации питания; д)системы физкультурно-оздоровительной работы; е)режима труда и отдыха; медицинское обслуживание учащихся; социальная защита детей. 8. Характеристика системы воспитательной работы использование национально-культурных традиций в воспитательной системе; совместная работа с учреждениями культуры и дополнительного образования; детские организации в школе.

18 Содержание информационной справки 9. Социализация выпускников: организация предпрофильной подготовки и профильного обучения; трудоустройство выпускников. Выбор учебных заведений для продолжения образования. Работа со школьниками по их подготовке к жизни в семье и обществе. 10. Обеспечение всеобщего основного образования: процент охвата детей школьного возраста микрорайона обучением в школе; процент «отсева» из школы; работа по охране прав детства; работа с опекаемыми детьми. 11.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: наличие спортивного и актового залов, учебных и медицинских кабинетов; наличие компьютеров (число учащихся на один компьютер); обеспечение библиотеки учебниками, художественной, научно-популярной и методической литературой, периодическими изданиями; наличие подсобного хозяйства школы.

19 Содержание информационной справки 12.Нормативно-правовое и документационное обеспечение работы школы: устав образовательного учреждения (когда принят, утвержден); учредительный договор; краткая характеристика локальных актов школы. 13. Традиции школы: особые школьные праздники, события; трудовые традиции; национально-культурные традиции; спортивно-оздоровительные традиции. 14. Конкурентные преимущества школы: учебные достижения обучающихся; положительные результаты в социализации учащихся; успехи в творческих конкурсах; креативность педагогического коллектива и отдельных педагогов; место в инновационном пространстве города, района, края, РФ). Информационный материал приводится в форме таблиц, графиков и диаграмм, показывающих положительные результаты в динамике. По каждому пункту краткие выводы, показывающие тенденции развития учреждения.

20 Проблемно-ориентированный анализ Анализ - первый шаг на пути определения целей и способов их достижения. В результате анализа: - ясно, что требуется изменить для совершенствования образовательной системы (степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем):; - конкретизируются проблемы (в т.ч. путем расчленения на составные части (подпроблемы); - выделяются наиболее значимые проблемы, т.е. такие, решение которых даст максимально полезный результат. Исходя из этого, анализ ситуации в школе обеспечит: 1) полноту выделения значимых проблем; 2) конкретность определения проблем (уровень структурированности проблем должен быть таким, чтобы можно было переходить к поиску идей их решения без дальнейшего расчленения проблемы на более мелкие части); 3) обоснованность оценок значимости выделенных проблем; 4) прогностичность анализа (ориентированность анализа не только на требования настоящего, но и прогнозируемого будущего). Основной результат анализа деятельности ОУ - конкретизация и структурирование общей проблемы, обеспечивая тем самым возможность ее решения по частям.

21 Проблемно-ориентированный анализ отвечает на следующие вопросы: 1. Как школа видит своё назначение, как она определяет свою миссию? 2. Что следует изменить, чтобы школа в будущем могла работать лучше, чем в настоящем? 3. Каковы цели образования? 4. На какие ступени разбивается учебно-воспитательный процесс? 5. Какие цели ставятся для промежуточных ступеней учебно-воспитательного процесса? 6. Каким будет учебный план на каждой ступени (что в нём появится, что из него будет исключено, как будет перераспределено учебное время)? 7. Как изменится содержание учебных программ, а также программ внеклассной, внешкольной работы? 8. Как изменятся образовательные технологии? 9. Как изменятся способы контроля и оценки, процесса и результатов образования? 10. Как должна измениться подготовка педагогических кадров школы? 11. Как должна будет измениться её материально-техническая база? 12. Как будет обеспечиваться мотивация учителей и учащихся? Проблемно-ориентированный анализ

22 Схема проблемно-ориентированного анализа Рекомендуемая схема анализа предполагает движение «от конца к началу», т.е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы школы, к недостаткам учебно-воспитательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, определяющих дефекты учебно-воспитательного процесса. Реализация такой схемы предусматривает: анализ результатов; анализ учебно- воспитательного процесса; анализ условий.

23 Первый шаг определения проблем - ответ на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы школы?». Эти требования задаются социальным заказом школы.социальным заказом школы Целостное видение педагогическим коллективом образовательного учреждения требований со стороны различных социальных заказчиков необходимо учитывать при формулировании миссии, целей и задач деятельности образовательного учреждения. Важно!!! При определении социального заказа – прогноз его изменений в будущем, а не только ориентация на сегодняшний день. Второй шаг анализа результатов – сравнение требований социального заказа с тем, что школа реализует в действительности. Важно!!! требования и действительные результаты сформулировать в одних и тех же категориях: «содержание и уровень знаний и умений, которыми должен владеть выпускник», «воспитанность», «развитость», «здоровье выпускника», его «готовность к творчеству» и т.п. Экспертная оценка образовательных категорий и качеств личности выпускника не должна ограничиваться констатациями типа «недостаточный», «неудовлетворительный» - необходимо фиксировать степень несоответствия между тем, что есть, и тем, что должно быть. В результате сопоставления требуемого и достигнутого выделяют те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия (признаваемые разработчиками программы как требующие устранения), и тем самым определяется совокупность проблем, подлежащих решению. Проблемно-ориентированный анализ. Анализ результатов

24 Проблемно-ориентированный анализ. Анализ результатов При разработке Программы развития школы можно составить рабочую таблицу, в которой актуальным проблемам повышения качества образования в школе будут соответствовать возможные способы их решения. При этом может оказаться, что для каких-то проблем не найдено приемлемых новшеств.актуальным проблемам Материалами для разработки проблемного анализа должны стать результаты деятельности школы за последние 2-3 года, представленные в динамике. Исходя из динамики процессов, происходящих в образовательном учреждении, формулируются выявленные проблемы и вытекающие из них образовательные и управленческие задачи. Например: набор проблем, существующих в реальной практике, и соответствующие им варианты решений. Таблица Таблица Важно!!! Изменения, проектируемые на разных ступенях школы, должны быть согласованы между собой. Актуальный недостаток в результатах образования Причины их недостатка Возможные способы устранения причин 1. …..1. … и т.д. 1. … 2. … 3. … 2. …..

25 анализ результатов охватит следующие направления деятельности школы: Таким образом, анализ результатов охватит следующие направления деятельности школы: состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз тенденций ее изменения (экономика села, района, города сегодня и в перспективе); состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей населения; анализ и оценка достижений учащихся (результаты итоговой аттестации выпускников школы, включая централизованное тестирование, ЕГЭ; результаты выступлений на олимпиадах и конкурсах; результаты аттестации школьников по итогам трех последних лет). анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива. Анализ конечных результатов деятельности школы: - деятельность по сохранению здоровья и формирования здорового образа жизни; - деятельность по обеспечению качественного и доступного базового и дополнительного образования детей; - деятельность по созданию системы воспитательной работы и обеспечению воспитанности учащихся; - деятельность по подготовке учащихся к продолжению образования, труду, к жизни в семье и обществе. управление достижением оптимальных конечных результатов работы школы. Проблемно-ориентированный анализ. Анализ результатов

26 Анализ учебно-воспитательного процесса Анализируя каждую проблему, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков (вычленить их) в учебно-воспитательном процессе существует разница между достигнутыми результатами и теми, которых требует социальный заказ?» Анализ выявляет причины недостатков в результатах работы школы: несовершенность системы целеполагания; недостатки учебного плана; недоработка содержания учебных программ; устаревшие технологии обучения; несистемный подход к повышению квалификации педагогов; отсутствие или несовершенство программ, учебников, использование неэффективных технологий, отсутствие необходимой внешней и внутренней дифференциации детей при организации учебно-воспитательного процесса и т.д. Недостатки учебно-воспитательного процесса определяются сопоставлением данного положения дел в ОУ с современными требованиями к системе организации образовательного процесса (с указанием степени несоответствия). При наличии факторов успешной работы школы важно начинать с их проверки: нужно знать, каковы приоритеты, успехи и достижения - базу дальнейшего поступательного развития школы.

27 Формы анализа могут быть: бессистемные (списком); по конкретным ЗУНам; по результатам в конкретной параллели по конкретному предмету. На выходе - список проблем с четко простроенной иерархической системой. Каждой проблеме дается экспертная оценка (по уровню «выраженности»: «сильно», «средне» и «слабо»), выделяется не более трех ( в исключительных случаях - не более пяти ) в качестве основных причин неудовлетворительности данного результата. Тем самым вновь сужается область поиска значимых проблем. В результате выполнения этого анализа разработчики программы смогут сделать выводы: по определенным (перечислить) предметам содержание курсов не требует значительных изменений, но методика преподавания не обеспечивает удовлетворительного уровня его усвоения; по определенным предметам не удовлетворяет содержание образования, и его нужно: а) по … предметам углубить; б) по … предметам исключить; между …. предметами должны быть установлены связи, которые пока отсутствуют; требуется обеспечить освоение конкретного… нового содержания образования, ранее не осваивающегося (например, экономика, экология и др.) и т. д. Анализ учебно-воспитательного процесса

28 Третий этап предполагает ответ на вопрос: «Недостатки каких условий являются причинами дефектов учебно-воспитательного процесса?» Возможные причины: отсутствие или неподготовленность кадров, недостаточная их заинтересованность в результатах труда, отсутствие научно-методического обеспечения и т.п. (действия разработчиков программы аналогичны действиям на предыдущих этапах анализа) Возможные выводы по результатам: нет кадров, владеющих новым содержанием образования по определенным предметам; нет кадров, умеющих профессионально работать с детьми с особыми потребностями; низкий уровень научно-методического обеспечения преподавания; низкий уровень технической оснащенности и т.д. Важно!!! Одни и те же недостатки учебно-воспитательного процесса и условий могут входить в структуру разных проблем, будучи в одних - более значимыми, а в других - менее значимыми. Поэтому, завершая проблемный анализ состояния школы, разработчики Программы должны выделить перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным. Проблемно-ориентированный анализ. Анализ условий

29 Алгоритм проблемного анализа в виде последовательности шагов Шаг 1. На основе анализа внешних и внутренних источников социального заказа и прогнозирования изменений требований, которые будут исходить из этих источников в будущем, формулировка в четко характеризуемых педагогических категориях - общий образ желаемого результата. Шаг 2. Оценка в этих же категориях результатов работы школы. Шаг 3. Сравнение желаемых и действительных результатов работы школы, выделение расхождений, формулирование на основе этого проблемы. Шаг 4. Выявление недостатков учебно-воспитательного процесса, приведших к появлению проблем. Шаг 5. Выявление недостатков условий, приведших к возникновению недостатков учебно-воспитательного процесса и результатов. Шаг 6. Формулировка ранжированных по значимости перечня проблем с объяснением причин существования каждой из них. По итогам - аналитические выводы, ставятся задачи развития. Аналитический материал нагляднее показать через таблицы, графики и диаграммы. Данные целесообразнее брать как минимум за последние три года. Диагностических методик существует достаточно много, и они широко описаны.

30 Формирование новой концепции школы Основная задачаразработчиков Основная задача разработчиков – поиск и оценка возможностей осуществления требуемых изменений. На основе: выявленного потенциала образовательного учреждения; внутренних тенденций развития; выявленных проблем и недостатков системы образования школы; определенных принципов и основополагающих педагогических идей моделируется: будущее состояние школы и её образовательной системы; формулируется генеральная цель развития школы и критерии её достижения. Концепция развития школы должна содержать данные, из каких оснований, ценностей мы исходили при ее разработке. (Там, где есть опора на научные концепции, необходимо их пояснить с указанием авторов). Идеи и теоретические положения определяют характер образовательной системы школы, саму возможность возникновения и развития этой системы. Раздел «концепция школы» воплощает в себе миссию школы. Все составляющие программы развития должны быть подчинены главной (педагогической) цели: создание необходимых условий для самоопределения, развития и самореализации личности воспитанника и педагога (индивидуальная интерпретация каждого образовательного учреждения обязательна!!!)

31 Формирование новой концепции школы. В практике сложилось пять путей обновления любых участков жизни школы. После определения предмета изменений – анализа и выявления проблем – (что требуется изменить), необходимо ответить на вопрос: «Как это можно сделать?». Для каждой проблемы необходимо разработать идеи (возможные способы) ее решения, а из них выбрать наиболее эффективные и реалистичные (с точки зрения условий).идеи Проблема 1 - Идея 1.1., идея Проблема 2 – идея 2.1., идея и т.д. Возникает несколько идей по решению проблем - они образуют концепцию. Искомые идеи должны определять, какие изменения содержания, организации и технологии учебно-воспитательного процесса позволят устранить несоответствие фактических и желаемых результатов на выходе школы (например): освоение известных и новых дидактических теорий и технологий; изучение и освоение передового педагогического опыта; разработка и внедрение оригинальных воспитательных систем; апробация и внедрение современных образовательных комплексов, УМК; освоение опыта получения дополнительного – «надбазисного» образования путем углубленного изучения отдельных предметов и т.д. и т.п.

32 Формирование новой концепции школы Важно!!! Идеи решения частных проблем образуют достаточное количество конкретных идей обновления, развития образовательной системы, но они все вместе еще не дают образа новой школы. Их нужно синтезировать в целостную концептуальную модель будущей школы: четко продумать «миссию» школы – определить, на реализацию какой части общего социального заказа к образованию она ориентируется (для каких детей предназначена школа). Аргументировать, привести ценностные основания выбора той или иной «миссии» (например: общеобразовательная школа или …школа, реализующая программы среднего (полного) общего образования профильного уровня ( какого ) и т.д.). определить критерии отбора нововведений и способы их синтезирования. Идеи обновления для каждой ступени должны быть сформулированы на таком уровне конкретности, чтобы было понятно, что именно и каким образом будет осваиваться. Концепция развития школы состоит из двух взаимосвязанных частей: - характеристики (описания) нового управляемого объекта; - характеристики управляющей системы новой школы.

33 Формирование новой концепции школы нового управляемого объекта Описание нового управляемого объекта включает в себя следующие компоненты: структуру модернизированного учебного заведения по ступеням образования (характеристика общеобразовательного учреждения): - цели и приоритетные направления образования в данном учреждении; - конкретные задачи на определенном этапе деятельности школы; - характеристика социального заказа на образовательные услуги и его влияние на деятельность школы; - приводятся задачи каждой ступени и типы классов (прогимназические, гимназические, лицейские, обычные, профильные, с углубленным изучением предметов, поддержки, коррекции, адаптации и др.); новый учебный план: - учебные планы по классам всех ступеней, типов и профилей с обязательным их обоснованием(пояснительной запиской), сравнением с традиционными учебными планами, обоснованием всех изменений и дополнений, которые характеризуют их как новые; - если изменения носят кардинальный характер, то желательно приложить рецензию на этот план и экспертное заключение специалиста). Важно!!! При структуризации школьного компонента ОУ учитываются пожелания учащихся и их родителей по вопросу изучения конкретных предметов и курсов, факультативов, организации индивидуальных и групповых консультаций.

34 нового управляемого объекта Описание нового управляемого объекта включает в себя следующие компоненты (продолжение): описание учебно-методической базы: - набор программ к базисной и вариативной частям учебного плана; - набор программ дополнительного образования; - модифицированные учебные программы (характеристика программ (сами программы, обязательно с пояснительными записками, экспертными заключениями, даются как приложения) в сравнении с ранее использовавшимися; организацию учебно-воспитательного процесса: - описание воспитательного процесса; - форм обучения учащихся; - педагогических технологий; - описание системы аттестации учащихся; - особо оговариваются, выделяются новые подходы, идеи по организации УВП; - описание изменений в структуре и организации учебно-воспитательного процесса; характеристику (описание) новых технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и развития учащихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования; характеристику нового содержания, структуры, организации внеурочной, внеклассной, внешкольной воспитательной работы; оценку реализации программы развития. Формирование новой концепции школы

35 Описание проекта управляющей системы. Он создается на основе полностью разработанного проекта нового объекта управления, так как отражает в себе этот объект. Описание управляющей системы новой школы должно содержать: новую (модифицированную) организационную структуру управляющей системы (в виде органиграммы (графической модели), схемы, отражающей элементы, части организационной структуры управления), где показаны ее звенья, уровни, названы все субъекты управления и, насколько это возможно, связи и отношения между ними); новый (модифицированный) и обязательно соответствующий новому объекту управления перечень функций всех лиц и коллективных субъектов управления (заместители директора, советы, комитеты, комиссии, объединения и др.), связанных с тем или иным участком развития школы; новые (если они есть) механизмы управления, реализующие функции управления и новые методы управления. Таким образом, продумав систему описания (содержание) обновленных (новых) объектов образовательной системы, можно перейти с формулированию собственно концепции образовательной системы школы. Формирование новой концепции школы

36 Концепция образовательной системы Описание деятельности, которую необходимо поэтапно осуществить, чтобы от сегодняшнего состояния перейти к моделируемому: ресурсное обеспечение Программы - кадровое, - финансовое, - материально-техническое, - временное состояние при переходе на новую Программу развития. Центральные позиции при создании Программы развития ОУ, емко характеризующие её содержание определение стратегических направлений развития (потенциальные результаты, к которым должна стремиться школа); качество управления общеобразовательным учреждением; информатизация образовательного процесса; ресурсное обеспечение; качество учебных планов и учебных программ; ход инновационных процессов; развитие культуры общеобразовательного учреждения и психологический климат.

37 Определение стратегических направлений развития модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе. Концепция образовательной системы Компоненты образовательн. процесса Рекомендации по описанию 123 1Цель и задачи образования Цели и задачи должны: 1)соответствовать приоритетным направлениям развития российского образования; 2)быть направлены на разрешение проблем, выявленных в проблемно-ориентированном анализе результатов деятельности школы; 3)быть конкретны, а их результаты измеряемы. Необходимо указать в обобщенном виде, какие знания будут освоены школьниками, какими умениями учащиеся должны овладеть, какие познавательные способ­ности будут развиты и какие качества личности сформированы. 2Содержание образования: 2.1. Общие подходы к построению содержания образования Первая ступень образования Вторая ступень образования Третья ступень образования При разработке содержания образования, вытекающего из его федерального компонента, учитываются возможности учебных предметов для приобретения учащимися общеучебных умений и навыков, овладения различными способами деятельности. Структура компонентов общеучебных умений определяется по каждой ступени образования. В обобщенном виде они представлены ниже: 1-я ступень: познавательная деятельность; речевая деятельность; организация деятельности. 2-3-я ступень: познавательная деятельность; информационно-коммуникативная деятельность; рефлексивная деятельность. Содержание образования на каждой ступени обучения по каждому предмету описывается по следующей структуре: цели изучения учебного предмета; его основное содержание; требования к уровню подготовки выпускников.

38 Определение стратегических направлений развития модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе: Концепция образовательной системы 123 3Дополнительное обра­ зование детей 1) Цели и задачи дополнительного образования детей в школе. 2) Основное содержание дополнительного образования детей (цели, основное со­держание программ, требования к результатам освоения программ). 3) Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по программам дополнительного образования детей 4Система контроля и оценки качества обра­ зования Контроль качества преподавания. Контроль уровня обученности и качества знаний 5Система аналитиче­ ских и диагностических методик, обеспечи­ вающих управление реализацией образо­ вательной программы Дается краткая аннотация диагностических методик по форме: объекты диагностики; название диагностики, автор; краткая аннотация к диагностической методике. Объекты диагностики: процессы обучения, воспитания, развития; результаты образовательного процесса; условия, в которых протекает образовательный процесс

39 Определение стратегических направлений развития школы развитие системы «технологического оснащения» образовательного процесса: При разработке Программы развития целесообразно ответить на следующие вопросы: 1. В каком состоянии находится сегодня «технологическое оснащение» образовательного процесса в школе? В какой мере применяемые методы, приемы и средства осознаются учителями как некая целостная технология обучения? Насколько полно используются возможности действующих технологий, вырабатывается их ресурс? Есть ли объективная необходимость пересмотра технологий обучения в связи с обновлением содержания образования (например, переходом на раннее изучение иностранного языка, информационно-коммуникационных технологий, введением предпрофильной подготовки и профильного обучения) и насколько это осознано учителями? 2. Какие требования к новым технологиям предъявляет ситуация в школе и стратегия ее развития? 3. Какие из существующих в педагогической практике технологий по своим концептуальным основаниям и реальным возможностям наиболее адекватны ценностям школы, задачам ее развития? Смогут ли эффективно «сработать» на потребности школы те технологии, которые «приглянулись» отдельным учителям? Не сломает ли их использование целостную систему образования в школе? 4. Удастся ли обеспечить с помощью новых технологий большую индивидуализацию и дифференциацию обучения; расширение сферы свободы выбора предпрофильной подготовки и профильного обучения, экономию времени, повышение мотивации учения? Не ли больших разрывов между технологиями, предлагаемыми для начальной школы и технологиями еле дующих ступеней обучения? 5. Какой научно-методической работы и каких других ресурсов потребует введение новых технологий? Может ли школа пойти на такие затраты? Насколько реально перейти на те или иные новые технологии? 6. Как обеспечить максимальный учет предложений и пожеланий школьников при выборе различных вариантов педагогических технологий? Какую работу разъяснительного характера надо провести с родителями при переходе на новые технологии? Концепция образовательной системы

40 Качество управления общеобразовательным учреждением установление оптимальных контактов в образовательном пространстве, отношений в коллективе; коллегиальное выстраивание модели деятельности школы – демократической: (предоставление права участвовать в принятии управленческих решений, оперативно обмениваться информацией, творчески сотрудничать). Информатизация образовательного процесса повышение роли информационных процессов; повышение потребности в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования; увеличение потоков информации в образовательной деятельности, планирование внедрения новых информационных технологий (НИТ) – применение электронных средств для работы с информацией, наряду с традиционными информационными технологиями, в которых используются традиционные носители информации; планирование организации дидактического процесса как информационного, в котором происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование; информатизацию образовательного процесса следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации всего образовательного процесса, как направление в науке. Концепция образовательной системы

41 Ресурсное обеспечение оптимальная организация материально-технической стороны образовательного процесса и способов регулирования финансовых и других потоков, обеспечивающих высокий уровень реализации программы развития ОУ. Качество учебных планов и учебных программ оптимальная разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, в том числе «независимость» педагогических коллективов школ в создании содержания вариативной части учебного плана. Распределение часов вариативной части учебного плана происходит по следующим основаниям: необходимость усиления подготовки учащихся по предметам профильных циклов; подготовка выпускников школы к поступлению в вузы; освоение минимума содержания основных образовательных программ; наличие в школе «сильного» учителя-предметника; стремление (а иногда и необходимость) «догрузить» учителя, имеющего небольшую педагогическую нагрузку; желание привлечь в школу учащихся, проживающих за пределами микрорайона школы; реализация «заказа» самих учащихся и их родителей. Концепция образовательной системы

42 Ход инновационных процессов Инновационные процессы в ОУ объективно предполагают обновление педагогической деятельности в соответствии с выявленными закономерностями, принципами, использованием соответствующих методов и средств обучения и воспитания в «конкретной» школе: отношение общего количества учебных программ к числу образовательных программ, реализующих инновационные подходы; уровень научной и организационно-управленческой обеспеченности и обоснованности инноваций; научно-методические материалы, нормативные документы, регулирующие эти процессы. Развитие культуры общеобразовательного учреждения и психологический климат проектирование социально-психологической («отношенческой») стороны образовательного процесса; организация образовательного процесса в системе хорошего психологического климата, позитивного эмоционального настроя учителей и учеников; ценностная ориентация членов коллектива, их моральных норм и интересов; оценочные характеристики психологического климата (понимание, уважение, открытость, взаимопомощь, сплоченность, ценность мнения каждого, поддержка, право выбора своей позиции, поведения при ответственности за них). Концепция образовательной системы

43 Алгоритм создания концепции школы Структура действий по формированию концепции школы в виде следующего алгоритма шагов: Шаг 1. Поиск и оценка идей, реализация которых позволит решить выявленные при анализе проблемы, формирование «дерева идей». Шаг 2. Уточнение «миссии» новой школы (для каких детей она будет предназначена). Создание модели выпускника школы (демонстрация особенности школы по сравнению с другими, описание качеств выпускника). Описание модели школы, которая позволит выпустить такого выпускника (эта модель разбивается на два русла - одно связано с «государственным каналом и нормативами», другое – с индивидуальностью школы). Шаг 3. Выбор идей для концепции на основе учета уровня их технологической разработанности, возможностей, условий и других факторов, обеспечивающих реализацию «миссии школы». Шаг 4. Формирование концепции новой школы (концепции управляемого объекта). Шаг 5. Формирование концепции новой управляющей системы, соответствующей новому объекту.

44 Направления деятельности (задачи) Действия по решению задач (мероприятия) Ресурсное обеспечение Кадровое (исполнитель) Временное (сроки исполнения) Финансовое (за счет каких средств) Материально- техническое и т.д. Целесообразно дополнить таблицу графическим координационным планом, который разводит деятельность разных структур во времени. Образец плана действий по реализации Программы развития на …2007 – 2008 учебный год учебный год План реализации Программы развития на период с …2005 – 2010 годы Основные направления развития и задачи Мероприятия по выполнению задач Ожидаемые результаты 1. Обновление содержания образования 1.1 Ввести новый вариант образовательной программы школы, обеспечив.многоуровневость и вариативность образования Переход на новый базисный учебный план (указываются этапы перехода, например: 1 этап 1-е, 5-е, 10- е классы уч. г.; 2 этап 2-е, 6-е, 11-е классы уч. г. и т.д.) Разработка рабочих программ на основе госу­дарственного стандарта общего образования Школа работает по новому базисному плану Учебный план на...% обеспечен рабочими программами 1.2 Разработать компонент образовательного учреждения учебного плана Разработка содержания и программно-методического обеспечения компонента образовательного учреждения, представленного следующими курсами: для ступени начального общего образования (указывается название конкретных курсов); для ступени основного общего образования Реализуется компонент образовательного учреждения 1.3 Ввести предпрофильную подготовку учащихся Изучение спроса на те или иные направления профильного обучения Разработка спецкурсов для предпрофильной подго­товки учащихся (указываются конкретные спецкурсы) % учащихся 9-х классов охвачены предпрофильной подготовкой и.т.д.

45 Типичные ошибки при разработке Программы Типичные ошибки: отсутствие серьёзного анализа состояния школы; размытость целей школы; слабая информированность о существующих научных разработках и передовом опыте; неумение планировать и проектировать. 1) непрофессионально выполнен проблемный анализ: не четко сформулирован комплекс ключевых проблем школы; нарушена логика проблемного анализа: проблемный анализ «не доходит» до проблем обеспечивающей деятельности и управления школой. Смешиваются проблемы конкретного образовательного учреждения с глобальными проблемами образования. их несистемность Главная ошибка большинства Программ их несистемность: 2) 2) разработчики Программ ещё до проведения анализа принимают одну-две идеи и вокруг них выстраивают концепцию будущего своей школы (например: сбережение здоровья, развитие национального самосознания, компьютеризация и т.п.). Следствие ошибки – программа не описывает школу как целостную организационную систему и строится путем простого соединения слабо связанных между собой фрагментов;

46 3)миссия ОУ не определена вовсе или настолько общо, 3) миссия ОУ не определена вовсе или настолько общо, что не может выполнять своё назначение в качестве ориентира для целеполагания (например, «миссия нашей школы в том, чтобы удовлетворять образовательные потребности детей и их родителей, обеспечивать поддержание физического и психического здоровья детей, их интеллектуальное, нравственное и физическое развитие»). Следствие ошибки – программа не является прогностичной, в ней не выявляется и не обозначается социальный заказ, на реализацию которого она должна быть нацелена; 4)нечеткость, нереалистичность целей: 4) нечеткость, нереалистичность целей: нечеткость нечеткость – ( например: «формирование духовно богатой, физически здоровой личности, патриота своей родины, человека, обладающего базовыми знаниями, необходимыми для продолжения обучения, способного адаптироваться к условиям новой жизни» - с такой «целью» ни анализировать, ни проектировать педагогический процесс нельзя). Следствие ошибки – в программе не отражена индивидуальность школы, она не носит авторского характера. нереалистичность нереалистичность – (цели школы определяются в виде перечня личностных качеств выпускников, таких, например, как честность, целеустремлённость, ответственность, нравственность, трудолюбие и т.п., достижение которых ничем реально не обеспечивается). Следствие ошибки – программа слабо соотносится с реальным потенциалом школы, что приводит либо к нереальности поставленных задач и ориентиров, либо к их недостаточной напряженности; Типичные ошибки при разработке Программы

47 Типичные ошибки при разработке Программы лишь декларация цели лишь декларация цели – заявляются цели развития личности, не поддерживающиеся практической системой работы: предусматривается сохранение лишь слегка модернизированной ЗУНовской модели образования. Однако в таком случае цель и способ её достижения оказываются не соответствующими друг другу. Следствие ошибки – в программе отсутствуют четкие, операционально сформулированные цели деятельности; 5)узость области поиска возможностей 5) узость области поиска возможностей для повышения качества образования: предложение значительного числа идей и разработок, которые при их использовании могут дать минимальный положительный эффект; 6)фактическое отсутствие взгляда в будущее 6) фактическое отсутствие взгляда в будущее: неявно предполагается, что в будущем сохранятся те же требования к результатам образования, останутся то же содержание и образовательная модель, что и в настоящем.

48 Оформление Программы развития Целесообразно в трех файловых папках (по разделам). Объем каждого раздела не должен превышать страниц печатного текста. (В противном случае, это будет неработающий документ). Утверждается Программа развития образовательного учреждения на педагогическом совете и общешкольной родительской конференции. Программа содержит: титульный лист; аннотацию (паспорт программы); оглавление; список литературы, нормативных источников, использованных при ее разработке. Аналитический раздел Аналитический раздел будет каждый год пополняться новыми данными на 1-2 страницы. В графики и диаграммы возможны добавления новых данных (новая точка или колонка), и проявление тенденции будет нагляднее. Вместе с практическим разделом, который в основном будет обновляться ежегодно, аналитический раздел составит годовой план работы. Концептуальный блок Концептуальный блок будет практическим неизменным на несколько лет, пока не произойдет сильного изменения окружающих обстоятельств, не начнётся реструктуризация школы или включение в новый эксперимент. Практический раздел Практический раздел целесообразно оформлять в виде нижеследующих таблиц

49 Литература, посвященная написанию Программы развития ОУ Концепция Федеральной целевой программы развития образования на годы // Вестник образования С Елисеев В.В. Планирование работы школы на учебный год. Ульяновск: УИПКПРО, с. Елисеев В.В., Основина В.А. Управление образовательным процессом в школе. Ульяновск: УИПКПРО, с. Лазарев В.С. Системное развитие школы. 2-е изд. М.: Пед. о-во России, с. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе / Под ред. М.М.Поташника. М.: Новая школа, с. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей / Под ред. А.М. Моисеева. М.: Пед. о-во России, с. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П.И. Третьякова М.:Новая школа, с. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника. М.: Новая школа, с. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие /Под ред. М.М. Поташника. М.: Пед. о-во России, с. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», с. И т.д.И т.д.

50

51 Законодательная база для разработки Программы развития школы 1. Конвенция о правах ребенка 2. Закон РФ "Об образовании" 3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении 4. Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" 5. Концепция модернизации содержания и структуры российского образования. 6. Устав ОУ. 7. Локальные акты.

52 Проектирование Важно!!! Конструирование (проектирование) модели – предвидение будущего состояния образовательной системы школы и планирование пути, по которому она придет в данное состояние, выбор стратегии развития школы. 2 варианта технологии моделирования 1. Предвидение дальнейшего развития образовательной системы с использованием знаний об отдельных элементах её структуры. На этой основе моделирование её поступательного развития и движения в целом.отдельных элементах 2. Анализ механизмов функционирования и поведения образовательной системы в целом в прошлом и настоящем. Выявление устойчивых, доминирующих механизмов развития системы образования и на основе этого конструирование проекта модели системы в будущем (системный подход). целом Велика роль интуиции руководителя, базирующейся на опыте, знании теории, владении аналитическим материалом и методами его экстраполяции.

53 3 типа стратегии развития школы 1- стратегия локальных изменений. Параллельное улучшение, рационализация, обновление деятельности отдельных участков жизнедеятельности школы. Эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят школе сделать шаг вперед. (Пример: проведение одновременно нескольких экспериментов по освоению новых методик или программ преподавания отдельных предметов). 2 - стратегия модульных изменений. Осуществление нескольких комплексных нововведений, которые не связываются между собой, хотя внутри модуля могут координироваться действиями многих исполнителей. (Пример: в начальной школе осваивается новая педагогическая система (новый УМК, «системы» Занкова, Давыдова-Эльконина и пр.), в среднем звене реконструируется преподавание предметов естественно-научного цикла, в старшем звене вводится углубленное изучение каких-либо предметов). 3 - стратегия системных изменений. Полная реконструкция школы как образовательного учреждения, затрагивающая все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологию и пр.), все структуры, их части, связи, звенья, участки. (Например: изменение прежнего статуса школы, превращение ее в новое образовательное учреждение. Создание гимназии, лицея, или комплекса «Детский сад-школа», «Школа-вуз», или школы с различными профилями, специализациями, школы-лаборатории и пр.) Проектирование

54 Сложности в прогнозе системы развития школы: неопределенность внешних факторов (политических, экономических, федеральной образовательной системы); элементы окружающего социума вплетаются в ткань образовательной системы и становятся ее жизненным пространством (освоенной средой).Важно!!! 1. Содержание прогноза – следствия из действительно протекающих, запланированных, реально выполнимых процессов. Следует допускать возможность существования различных вариантов вышеперечисленных последствий. 2. Учитывать систему оценки и эффективности результативности Программы развития при проектировании. Проектирование

55 Система оценки и эффективности результатов 2 подхода к оценке эффективности выполнения Программы Первый подход: Первый подход: (по 1 варианту технологии моделирования) Программа развития - комплекс целевых программ, объединяющих конкретные программы в единую взаимосвязанную педагогическую систему, охватывающую важнейшие направления обновления деятельности школы: целевая Программа по реализации «кричащих» проблем, которые нужно решать немедленно. Оценка эффективности такой Программы идет от достигнутого результата - насколько полученный результат соответствует поставленной цели по образовательным, социальным, экономическим и управленческим показателям.(по 1 варианту технологии моделирования) параметры оценивания: соответствие частной идеи общей цели развития школы; результативность; актуальность; творческая новизна; методическая разработанность; возможности потенциальных участников; баланс интересов различных групп учителей; финансовые затраты и материально-техническое обеспечение; организационные условия; нормативно-правовая обеспеченность; привлекательность; соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики.

56 Второй подход: Второй подход: (по 2 варианту технологии моделирования) представление целостной картины, образа воспитательной системы.(по 2 варианту технологии моделирования) Оценка программы развития исходит из позиций внутренней логичности, целостности, «разворачиваемости» и гуманистической направленности. Основные показатели оценки : Целеполагание: 1. Целеполагание: гуманистическая направленность программы и постановка конкретных, реальных, определенных и, по возможности, технологичных целей. Создание системы: цель – задачи – методы – деятельность по реализации – результат. Реалистичность: 2. Реалистичность: соответствие модели тенденциям развития ситуации и ресурсному обеспечению (по всем показателям: кадровый потенциал, финансы, материально- техническое обеспечение, время). Системность 3. Системность: охват всех основных направлений жизнедеятельности школы в их взаимозависимости (всех компонентов образовательной системы школы). Контролируемость: 4. Контролируемость: возможность определять достижение конечной и промежуточных целей. (Наличие критериев достижения цели и способа их применения.) Корректируемость 5. Корректируемость: возможность внесения изменений в формулировку задач и в ход деятельности (процесс, содержание). Концептуальность: 6. Концептуальность: внутренняя логика и непротиворечивость. Вытекают ли задачи из анализа тенденций и ситуации, и ведет ли запланированная деятельность к достижению намеченных результатов. (Отражается простроенность системы целеполагания). Система оценки и эффективности результатов

57 Важно!!! Важно!!! В системе реализации Программы развития учитывается не результат сам по себе, а приближение к поставленной цели - оценка выносится по степени достижения цели (самобытная, конкретизированная в задачах, имеющая и свои показатели достижения): меняется образовательная система школы и ее пространство, взаимоотношения с окружением, меняются люди.оценка Общие показатели оценки: - критерий факта (наличия), - критерий качества (состояния). Общенаучные требования к показателям этих критериев : однозначность трактовки; элементарность, то есть «не быть сводимыми к другим показателям»; способность измерять то, для чего данный критерий предназначен; объективность; отражение системного характера жизнедеятельности школы; обеспечение необходимой полноты оценки; отсутствие дублирования. Критерий факта констатирует выполнение тех или иных намеченных действий, создание запланированных структурных элементов (т. е. выполнения программы) и, в конечном итоге, наличие в школе образовательной системы. Следует учитывать, что данные показатели могут выступать в характерологической (аналитические справки, характеристики, текстовая информация и т.п.) и в статистической формах. Оценка эффективности результатов программы

58 Организация командной работы учителей Команда (творческая, проектная группа) Команда (творческая, проектная группа) – это временная инициативная группа учителей, которая в тесном сотрудничестве добивается максимального успеха в достижении целей. Подходы к формированию команды: хорошее знание руководителем возглавляемого коллектива: - педагогических склонностей; - лидеров первичных контактных групп; - организаторских способностей каждой личности; умение объединить педагогов в психологически совместимые группы, способные обеспечить успех будущего дела, положительную реакцию каждого члена команды. В основе разработки качественной Программы развития ОУ – организация работы специальных групп (проектных): (внутри каждой группы необходима работа по формированию специальных знаний, социально- психологической общности проектировщиков и разработчиков Программы) достижение общности в понимании целей деятельности команды; определение проблем и путей их разрешения; оценка прошлого опыта; разработка планов и способов их реализации. Основные формы изучения Основные формы изучения (носят практико-ориентированный характер): - анкетирование; - тестирование; - разработка проектов; - «мозговой штурм»; - деловые игры с элементами социально-психологического тренинга; - рефлексия.

59 Примерная тематика занятий 1. Прогноз развития образовательного учреждения при переходе на новую Программу Сбор информации о рынке образовательных услуг и тенденциях их развития. Прогноз развития школы при сохранении положительных и отрицательных тенденций или при переходе на новую Программу развития. 2. Выявление потребностей в новой Программе Разработка матрицы проблем. Анализ проблем. Проблемы качества образовательных услуг. Анализ проблем, связанных с удовлетворением образовательных потребностей. Трансформация проблем в цель и задачи новой Программы. Обоснование необходимости решения проблем программными методами. Изучение потенциала образовательного учреждения Анализ информации об имеющихся инновациях. Поиск идеи (нового способа решения проблемы). Изучение потенциала школы в отношении разработки или освоении инновации. Определение степени и размеров риска внедрения инновационной разработки Отбор идей. Определение возможностей и практической реализации новации. Оценка новации на соответствие государственной, региональной политике, стратегии ОУ. 3. Оформление информационной карты образовательного учреждения и паспорта Программы. 4. Разработка программы «Развитие образовательного учреждения» Определение основных направлений развития образовательного учреждения. Система мероприятий по реализации Программы. Механизм реализации Программы (ресурсное обеспечение, управление Программой и контроль за ходом ее реализации). Ожидаемые результаты от реализации программы. 5. Самоэкспертиза качества Программы развития школы. 6. Бизнес-план развития образовательного учреждения Планы маркетинговой, финансовой и научно-образовательной деятельности).

60 На этапе разработки проекта желаемой педагогической системы школы необходимо: сформулировать задания, определить состав групп разработчиков, контролировать ход работы, оценивать результаты. Группе разработчиков предстоит: проектирование или корректировка миссии школы; выбор образовательной модели школы; планирование или корректировка целей школы; планирование или корректировка целей промежуточных ступеней образования; поиск способов воздействия на причины недостатков в результатах образования; оценка и выбор способов воздействия на причины недостатков в результатах образования; синтезирование способов решения проблем; оформление результатов поэтапной разработки Программы; экспертиза проекта желаемой педагогической системы образовательной деятельности школы. Эти функции распределяются между Советом по развитию школы, директором, руководителем разработки Программы (проектной группой), созданными рабочими группами. Организация командной работы проектной группы

61 Содержание деятельности Управленческие команды Результат 1 Разработка программы развития (стратегия развития школы, программы и подпрограммы) Ведущий инновационный компонент – технология метода проектов, (концепция компетентностно- ориентированном подхода) 1. Проектная группа 2. Совет по стратегии и планированию развития школы 3. Инициативные группы (временно существующие для разработки путей решения какой либо проблемы) Разработка проблемно- ориентированного анализа, концепции, стратегического плана развития, плана реализации этапов проекта. Координирование инновационной деятельности на всех уровнях (учитель - МО - годичная команда - инициативные группы) Анализ результатов введения новшеств в методику преподавания предметов, принятие решения об устранении недостатков Разработка: моделей выпускника (I-III ступеней обучения); критериев оценки трудовой деятельности педагогических кадров; системы стимулирования трудовой активности учителей

62 Содержание деятельности Управленческие команды Результат 2Реализация программы развития (в т.ч. программы и подпрограммы) Ведущий инновационный компонент – технология метода проектов, (концепция компетентностно- ориентированном подхода) 1. Совет по стратегии и планированию развития школы 2. ШМО учителей: технология метода проектов и обучение в сотрудничестве 3. Годичные команды (команды учителей, обучающих детей одного возраста – одна параллель классов) 4. Инициативная группа 1 5. Инициативная группа 2 Координирование инновационной деятельности на всех уровнях (учитель - МО - годичная команда - инициативные группы) Анализ результатов введения новшеств в методику преподавания предметов, принятие решения об устранении недостатков Анализ результатов освоения новшеств в учебно- воспитательном процессе в одной параллели. Разработка и осуществление плана реализации решений по устранению недостатка при внедрении инновационных технологии. Разработка путей решения основных проблем. Разработка алгоритмов деятельности по реализации программы

63 Содержание деятельности Управленческие команды Результат 3Разработка программы развития. Ведущий инновационный компонент – компетентностный подход, метод аутентичного оценивания. Усиление акцента на воспитании в учебно- воспитательном процессе. Проектная группа МО учителей Инициативная группа 1 Инициативная группа 2 Разработка проблемно- ориентированного анализа, концепции развития, программы ОЭР. Проведение семинаров по изучению теоретических основ всех нововведений. Управление повышением уровня квалификации учителей, самообразовательной работой по освоению концептуальных основ развития школы. Разработка методик применения внедряемых технологий в образовательный процесс школы. Разработка путей повышения корпоративной культуры субъектов образовательного процесса

64 Содержание деятельности Управленческие команды Результат 3Разработка программы развития. Ведущий инновационный компонент – компетентностный подход, метод аутентичного оценивания. Усиление акцента на воспитании в учебно- воспитательном процессе. Проектная группа МО учителей Инициативная группа 1 Инициативная группа 2 Создание нормативно-правовых ресурсов: - приказы, регулирующие инновационную деятельность; - программа опытно- экспериментальной работы по проблеме инновации; - положение о научно- исследовательской работе, опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы; - обеспечение педагогов, участвующих в реализации инновационной деятельности, методическими материалами, содержащими описание сути инновационной технологии, рекомендациями по их применению на практике.

65 Преимущества коллективного управления школой Управленческая команда - основа успеха организации в целом: растет взаимное доверие в коллективе; повышается трудовая мотивация: совместное участие в разработке и принятии решений – сильнейшее средство мотивации учителей; наращивание индивидуального потенциала каждого из числа коллектива; коллективно «рождается» значительно больше идей; решения становятся более обоснованными, повышается ответственность каждого педагога за принятие и реализацию решений; формируется у всего коллектива чувство сопричастности к достижению общей цели. При этом уточняются коллективные и индивидуальные ценности, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, растет сплоченность коллектива. Программа, разрабатываемая всем коллективом с привлечением родителей и старшеклассников, будет выполняться совместными усилиями. Основной проект текста готовит инициативная, авторская группа, в которую, кроме администрации, могут входить руководители МО, психолог, социальный педагог, активные и авторитетные педагоги. Активная работа директора в данной группе – обязательна.

66 Социальный заказ образовательного учреждения Социальный заказ образовательного учреждения Социальный заказ на образование- это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения. Поскольку в качестве заинтересованных сторон выступают: во-первых, участники образовательного процесса – обучающиеся и педагоги; во-вторых, родители; в-третьих, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; в-четвертых, государство, характеристика социального заказа складывается из следующих основных компонентов то характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов: государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь, - государственным образовательным стандартом); потребности обучающихся (выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и в ходе экспертных оценок педагогов); ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования ит.п.); профессионально-педагогические потребности учителей (устанавливаются в ходе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем); требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются при заключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа их трудоустройства, успешности сдачи ими вступительных экзаменов в вузы).

67 В практике сложилось пять путей обновления любых участков жизни школы: 1. Совершенствование (модификация, модернизация, рационализация, оптимизация) уже имеющегося опыта самой школы. 2. Освоение опыта, созданного вне своей школы. 3. Освоение готовых научно-методических разработок. 4. Путь проб и ошибок (речь идет не о непродуманных, «слепых» пробах, а о пробах с обратной связью). 5. Создание новой практики образования через проведение научно обоснованного и методически обеспеченного эксперимента. С учетом этих путей и ищутся идеи, которые будут положены в основу построения новой школы. Алгоритм создания концепции школы.Пути обновления Алгоритм создания концепции школы. Пути обновления Пути обновления Пути обновления