Два поколения стандартов Фундаментальное ядро содержания образования по каждому предмету ФГОС второго поколения Обязательный минимум содержания образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Advertisements

Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
«Введение Федеральных государственных образовательных Стандартов второго поколения в практику работы школы» На основе учебно-методического комплекта «Школа.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
«Федеральный государственный образовательный стандарт» МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
Транксрипт:

Два поколения стандартов Фундаментальное ядро содержания образования по каждому предмету ФГОС второго поколения Обязательный минимум содержания образования ФГОС первого поколения

Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г – 3 компонента (федеральный, региональный, школьный) – изменения в предметном содержании – заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции, деятельностный характер образования – только федеральный компонент – предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер – усиление воспитательной функции образования – ориентация стандарта второго поколения на результат образования

САЙТ: standart.edu.ru 4

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения Создание условий для решения стратегической задачи развития российского образования повышения его качества достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, способности к достижению эффектов «социального лифта» выравнивания социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования ФГОС начального общего образования ФГОС основного общего образования ФГОС среднего (полного) общего образования

Особенности ФГОС общего образования нового поколения Стандарт как общественный договор Стандарт – совокупность трех систем требований Системно-деятельностный подход Ориентация стандарта на результаты образования

8 Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность Развитие Личностное Социальное Общекультурное

Структура стандартов 2004 г. и стандартов второго поколения 2004 г. Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания) Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Требования к уровню подготовки выпускников Требования к результатам освоения образовательных программ Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к условиям реализации образовательных программ новые стандарты

10 Новая структура стандартов Требования к Результатам освоение ООП o умение учиться, компетентности o разные результаты для разных ступеней o опора на закономерности возрастного развития, передовую науку Структуре ООП o вариативная часть o выбор занятий учениками o «неаудиторная занятость» Условиям реализации ООП o механизмы достижения нового качества o предоставляемые новые возможности o стимулирование обновления и эффективности o привлечение талантливых педагогов

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновление содержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации - научные знания и представления о природе, - обществе, человеке, знакавых и информационных - системах - умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности - коммуникативные и информационные умения - умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций - способность к контролю и самоконтролю - способность к творческому решению учебных и практических задач

Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации - ценностные ориентации выпускника, которые - отражают его индивидуально-личностные позиции - (религиозные, эстетические взгляды, политические - предпочтения и др.) - характеристика социальных чувств (патриотизм, - толерантность, гуманизм и др.) - индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях

Требования к условиям реализации основных образовательных программ Кадровое обеспечение укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию. Финансово-экономическое обеспечение параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их деятельности. Материально-техническое обеспечение общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно- образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ Учебно-материальное обеспечение требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования. Информационное обеспечение обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Требования стандарта могут быть дополнены ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА Требования региона Требования региона Требования школы Требования школы Требования школы Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников

Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

19 Требования стандарта Базисный учебный план Программа ДН развития и воспитания Примерные учебные программы Концепция ДН развития и воспитания Рабочие (авторские) программы и УМК У М Е Н И Я И п Р И М Е Р Ы З А Д А Н И Й Программа формирования УУД Фундаментальное ядро содержания общего образования Планируемые результаты Образовательный процесс Система оценки: модель обеспечения качества образования Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

20 Фундаментальное ядро содержания общего образования Фиксирует: Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности 20

СТРУКТУРА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛОЛОГИЯ (РУССКИЙ, РОДНОЙ И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫКИ) МАТЕМАТИКАИНФОРМАТИКА БАЗИСНЫЕ ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫЙ ЦИКЛ ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО Основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера Универсальные учебные действия личностные познавательные регулятивные коммуникативные фактыидеитеорииметодыпонятия

Универсальные учебные действия (УУД) – неотъемлемая часть Фундаментального ядра В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта В более узком – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Надпредметный уровень!

Виды универсальных учебных действий Личностные - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные – действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование результатов деятельности, коррекция, оценка)

Виды универсальных учебных действий Познавательные – общеучебные, включая специально-предметные действия, определяющиеся содержанием конкретной дисциплины (постановка и решение проблем и т.д.) Коммуникативные – социальная компетентность, учет позиции других людей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителей и сверстниками

Особенности ФГОС нового поколения Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса Представлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность 26

Отличия ФГОС второго поколения от первого Новый ФГОС - средство не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а средство ориентации образования на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.