ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА Зизина Е. А., педагог дополнительного образования МБОУДОД «СЮН города Новоалтайска»
УЧИТЕЛЬ - это Человек и Гражданин (Н.И.Пирогов) с ярко выраженными интеллектуально-чувственными и коммуникативными качествами (П.Ф.Каптерев), стремящийся к постоянному самоусовершенствованию (Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев), социально активный (И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой), но чуждый политическим пристрастиям (П.Ф.Каптерев); его религиозное (толстовское) понимание жизни обеспечивает ему самоотречение в пользу детей на основе любви, его «прекрасная душа» (Ж.-Ж.Руссо) и «прекрасный разум» (Дж.Локк) делают учителя своим в любом социальном окружении.
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ - это Профессионально-компетентная, творчески развивающаяся, гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества, у которой ярко выраженная субъектная позиция, индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал – наличие у педагога скрытых, неиспользованных резервов в области профессиональной деятельности.
УЧИТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛ Успешно решает задачи обучения и воспитания; Личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен; Использует развивающие, психосберегающие технологии обучения; Достигает желаемых результатов в развитии личности учащихся; Осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней; Вместе с тем стремится индивидуализировать свой труд; Достигает необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений;
УЧИТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛ Вместе с тем имеет и осознает перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития, делая все для их реализации; Открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта; В то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада; Социально активен в обществе; Предан педагогической профессии; Предрасположен к качественной и количественной эволюции оценки своей профессиональной деятельности, спокойно относится к участию в проф испытаниях (тестах).
КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Приближают к описанию обобщенной эталонной модели современного учителя- профессионала. Осознавать учителю эти критерии в их единстве необходимо для того, чтобы увидеть свой труд в целом, стремиться к эталонной модели как к некоторой конечной цели.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и результативности педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Формы повышения квалификации педагогов УДО Самообразование; Методические выставки; Консультации; Семинары; Практикумы, ролевые игры, творческие мастерские, открытые занятия; Курсы; Наставничество, педагогические чтения.
Самообразование Самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов).
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогических кадров образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования.
Необходимость курсов П К обусловлена тем, что: Дополнительное образование – это особый вид образовательной деятельности, сочетающий в себе образование и воспитание, педагогику и культуру; Педагоги доп образования, имеющие специальное педагогическое образование, не имеют опыта организации занятий по конкретному профилю; Около 45% педагогов не имеют психолого-педагогического образования, являясь при этом высококвалифицированными специалистами в своей области; Отсутствует комплексная система повышения квалификации, нет дифференциации по категориям. Уровню подготовки, потребностям.
Цели и задачи курсов П К: Цель: обеспечение учреждений дополнительного образования детей квалифицированными кадрами. Задачи: - удовлетворение потребностей специалистов УДО в получении знаний о новых достижениях в соответствующих областях науки и техники, передовом педагогическом опыте; - создание условий для обновления теоретических и практических знаний педкадров УДОД в соответствии с повышающимися требованиями гос образовательных стандартов.
Ожидаемые результаты обучения: Расширение профессионального самосознания обучаемых педагогов; Изменение профессиональных установок; Коррекция личностных качеств и умений; Включение слушателей в работу по самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю, приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных методик.
Рейтинг актуальной тематики: Новые педагогические технологии – 76,5%; Современные тенденции в педагогической науке и практике – 63,7%; Педагогическая психология – 82,3%; Психодиагностика – 58,8%; Культурология – 45,7%; Нормативно-правовое конструирование документов, приемов, форм и методов работы в образовании – 9,7%.
Потребность в развитии навыков: Методической подготовки к проведению занятий – 28%; Методики организации целостного образовательного процесса – 27%; Психолого-педагогических основ построения образовательного процесса – 22%; Анализа собственной деятельности – 37%; Решения конфликтных ситуаций – 43%; Саморегуляции и снятия нервного стресса – 13%; Владения психологическими методами мотивации детей к творческой деятельности – 18%.
ИКОС – информационно-коммуникационная образовательная среда Одним из главных факторов модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является использование информационно-компьютерных технологий, создание на их основе информационно-коммуникационной образовательной среды.
Современный педагог должен: Знать психолого-педагогические основы организации учебного процесса в условиях ИКОС; Знать основы дидактики современной информационно- образовательной среды; Уметь организовать свое личное информационное пространство с целью профессионального совершенствования; Владеть основами работы на компьютере; Владеть основами работы в сети Интернет, стать для учащихся проводником-консультантом в освоении образовательного пространства Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов в целях формирования навыков непрерывного образования.
Инновационная деятельность - Мощный фактор личностно- профессионального саморазвития учителя Условие для достижения новых образовательных результатов в обучении учащихся и системе профессиональных достижений педагога.
Другие формы повышения квалификации Консультации (индивидуальные или групповые). Проводятся методистами УДО, специалистами окружного и городского метод центра, ИПК. Консультанты должны владеть определенными знаниями передового опыта, достижений науки, техники, искусства, механизмом применения их на практике.
Другие формы повышения квалификации Ролевые игры и мозговые атаки. Проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической деятельности педагогов. Наставничество. Используется в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ.
Повышение профессионального мастерства, непрерывное обучение педагогических и управленческих категорий работников системы дополнительного образования детей в настоящий момент становится одной из актуальных проблем, от решения которой во многом зависит уровень экономического и социального развития государства в целом. Таким образом
Аттестация педагогических кадров Определение уровня профессионально - педагогической компетенции работника и результатов деятельности на основе комплексной оценки его труда. Аттестация – самый эффективный инструмент, который не на словах, а на деле способствует повышению уровню образования в обществе.
Л.Н.Толстой « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Информационные ресурсы: Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. Педагогика ; Рыбин В.А. Учитель в педагогике нового времени. Педагогика ; Чернобай Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой ИКОС. Педагогика ; Система повышения квалификации специалистов дополнительного образования. Бюллетень. Стр.2; Информационный сборник 2. Барнаул ree/task,viewlink/link_id,4916/Itemid,118/