Из опыта работы с новым учебником учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия 7 г. Буденновска» Смирновой Зои Михайловны А. В. Гулин, А.Н. Романова. Литература, 5 класс, часть 1,2, М., «Русское слово», 2011г.
УМЕТЬ ЖИТЬ УМЕТЬ РАБОТАТЬ УМЕТЬ ЖИТЬ ВМЕСТЕ УМЕТЬ УЧИТЬСЯ Цели образования XXI века
Учебник нового поколения
Основные разделы учебника - Слово в фольклоре и литературе - Народное творчество - Детский фольклор - Загадки - Обрядовая поэзия - По следам обрядовой поэзии - Народные волшебные сказки - По следам народной сказки - Сказки о животных
Основные разделы учебника - По следам сказок о животных - Животные в баснях - Животные в произведениях разных литературных жанров - Народная лирическая песня - По следам народной песни - Пословицы и поговорки - По следам народных пословиц и поговорок
ЧИТАТЬ – ЗНАЧИТ ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ; ИБО ЧИТАТЕЛЬ КАК БЫ ОТЫСКИВАЕТ СКРЫТЫЙ ПИСАТЕЛЕМ ДУХОВНЫЙ КЛАД… ЭТО ЕСТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ИБО ВОСПРОИЗВОДИТЬ – ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ. Общая идея И.А. Ильин
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углубленно; оно должно быть творческим. Мысли вслух
Как же изучить все это богатство, как не запутаться, не потеряться в изобилии слов, мыслей, образов? Из вступительной статьи учебника ПРОБЛЕМА Проблема
Главное, к чему стремились авторы учебника, – создать условия для доверительного общения с учеником, сделать книгу его добрым собеседником. Учебник не справочник, не безликий информационный ресурс… КОНЦЕПЦИЯ Концепция
Научить ребят мыслить, судить самостоятельно о прочитанном можно, только вовлекая их в процесс размышления и суждения. Стратегия
ВОСПРИЯТИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ, ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВОЗНИКАТЬ СВОБОДНО, НЕ НАВЯЗАННЫЕ ЗАРАНЕЕ ЗАДАННЫМ ВОПРОСОМ. Тактика
Мыслящим человеком нашего ученика может сделать серьезный разговор о сложных вещах, которые предлагаются ему в учебных статьях. Мы не боимся ставить перед ребятами вопросы «не по возрасту», так как убеждены, что нет таких вопросов, над которыми не размышляют дети, подростки. Практика
Глубокое осмысление прочитанного, анализ художественного текста. Решение
Презентация к уроку в 5 г классе Изображение природы в литературе. Учимся понимать мир искусства.
Литература – искусство слова, одна из форм художественного освоения мира, а также общее название художественных произведений. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература- отражение того, что любит народ и что ненавидит. Сохранение памяти - главный ее закон. Писатели многому учились у безымянных авторов старинных песен и сказок, они никогда не пренебрегали опытом своих предшественников.
Обрядовая поэзия
Теория литературы СЕМЕЙНО- БЫТОВЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ Обряды
Календарный обряд – « договор» крестьянина с природой, ее таинственными животворящими силами.
А.Г. Венецианов г.г.
А. Г. Венецианов. На пашне. Весна –е г.
Учимся понимать язык искусства Почему героиней картины А.Г. Венецианова стала женщина- крестьянка, а не мужчина- пахарь? Какую особенность отношения крестьян к земле передал в этой картине художник, изобразив на переднем плане младенца?
Теория литературы Заботясь о своем благополучии, русский крестьянин научился наблюдать родную природу, толковать ее приметы, чувствовать ее всем сердцем.
Природа- это все, что не создано руками человека, это великий порядок, существующий независимо от нашего желания. А человек принадлежит природе?
Человек всегда размышлял о своем месте в мире, о природе и цивилизации, о тайнах собственной души. И тема природы стала одной из вечных тем художественной литературы.
Алексей Васильевич Кольцов г.г.
Константин Николаевич Батюшков 1787 – 1856 г.г.
Александр Сергеевич Пушкин г.г.
Подумаем вместе Назовите известные вам произведения других видов искусства, созданные под влиянием творчества Пушкина.
Михаил Юрьевич Лермонтов г.г.
СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ» МОГЛО БЫ СТАТЬ СЦЕНАРИЕМ НЕБОЛЬШОГО ФИЛЬМА. РАССКАЖИТЕ, НА КАКИЕ КАДРЫ-КАРТИНКИ МОЖНО ЕГО РАЗДЕЛИТЬ? ОПИШИТЕ КАЖДУЮ КАРТИНУ, КАК ВЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ. КАКИМИ СРЕДСТВАМИ МОЖНО БЫЛО БЫ ПЕРЕДАТЬ ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ? Подумаем вместе
Николай Васильевич Гоголь г.г.
Архип Иванович Куинджи. Лунная ночь на Днепре г.
СРАВНИТЕ ОПИСАНИЕ ДНЕПРА У ГОГОЛЯ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК И В РАЗНОЕ ВРЕМЯ. ЧТО В НИХ ПОХОЖЕГО И ЧЕМ ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ? НАЙДИТЕ СРАВНЕНИЯ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ ТЕКСТА. КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОНИ ПРОИЗВОДЯТ? Подумаем вместе
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов. И.А. Ильин
Какой я читатель?
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Я думающий читатель. Я желаю людям добра. Я люблю своих родителей. Я защищаю животных. У меня есть четвероногие друзья. Я люблю сочинять и фантазировать. Мне нравится быть хорошим. Я хочу узнать из книг, как устроен мир. Мне интересно жить!