«Эпохой Просвещения» Культура Нового времени (17-18 века) иногда это время называют «Эпохой Просвещения» Барокко Барокко Классицизм Классицизм Рококо Рококо Сентиментализм Сентиментализм
– стиль в искусстве XVII – начала XIX вв. «образцовый». Само понятие «классицизм» в переводе с латинского (classicus) значит «образцовый».
Особенности классицизма: - обращение к античной культуре Возрождению как к образцу; - декларирование идеи совершенного общества; - преимущество долга перед чувством; - возвеличивание разума - рациональность, строгость; - подчинение человека государственной системе. Представители: Франция - литература - Корнель, комедии Мольера, живопись - Пуссен, Лоррен. Россия – литература - Ломоносов, архитектор Казаков, Росси, скульптор Мартос.
Эстетическая программа классицизма 1. Представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах 2. Объективное отражение окружающего мира 3. Стремление к разумной ясности гармонии, строгой простоте 4. Соблюдение правильности и порядка 5. Подчинение частного главному 6. Формирование эстетического вкуса 7. Сдержанность и спокойствие в проявлении чувств 8. Рационализм и логичность в поступках Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). (характер стиля)
Классицизм в литературе Он зародился в начале XVI века в Италии, в среде университетских ученых, создававших собственные сочинения по законам только что заново прочитанной "Поэтики" Аристотеля. Постепенно из Италии классицизм распространился в другие европейские страны и высшего расцвета достиг в XVII веке во Франции, где в 1674 году Никола Буало опубликовал поэтический трактат "Искусство поэзии", ставший на полтора века непререкаемым сводом требований к литературе. Образцом "высокой комедии" может служить «Тартюф» - комедия Мольера Классицизм в истории мирового театра явился мостом между античным театром и театром Нового времени. мостом между античным театром и театром Нового времени. Устройство театра: Театральные представления в эпоху классицизма разыгрывались без декораций, Почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку. Занавес появился, но им редко пользовались. Классицизм в театральном искусстве
В живописи главное значение приобрели : логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, строгость рисунка, разграниченность планов, четкая передача объема с помощью светотени, использование локальных цветов. Никола Пуссен «Подвиги Ринальдо» (1628)Подвиги Ринальдо Жак Луи Давид Жак Луи Давид «Клятва Горациев» (1784) Клод Лоррен. «Отплытие святой Урсулы» В живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. Представители: Никола Пуссен, К. Лоррен, Жак Луи Давид.
архитектуры классицизма Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность линий, уравновешенность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Ионический ордер Дорический ордер Коринфский ордер В моду входят триумфальные арки. Самой известной из них является арка, прославляющая заслуги императора, сооруженная архитектором Франсуа Шальгреном на площади Звезды в Париже.
Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, сглаженностью форм, спокойностью поз (Э.Фальконе, Ж.Гудон). Фальконе "Зима" Фальконе, Этьен Морис Фальконе, Этьен Морис Грозящий Амур Ж.А. Гудон. "Вольтер"
Перемены наступили с воцарением Людовика IV и созданием королевской художественной Академией. Основное развитие идеи классицизма получили во Франции в XVII в. Гиацинт Риго Портрет Людовика ХIV 1702 Если вначале искусство классицизма являлось воплощением целостности, величия и порядка, то к позднее оно служило идеалам против тирании, выражая идеалы наполеоновской империи. ампир Своё художественное продолжение классицизм нашёл в стиле ампир (империя).
зародилось в XVII веке во Франции, а в XVIII превратилось в господствующий стиль. Термин «рококо», происходит от французского «рокайль» (украшение из раковин).
Рококо Рококо это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо Рококо порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Рококо - это пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям напоминающим силуэт раковины
характерный для рококо мотив орнамента - стилизованная раковина.
Маскаро́н (фр. mascaron, итал. mascherone) вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфасфр.итал.скульптурногоанфас Маскарон фонтана. Краков
Характерные черты стиля рококо Грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость и импровизация, тяга к экзотике; Орнамент в виде раковин и завитков, цветочных гирлянд, фигурок амуров; Сочетание пастельных светлых и нежных тонов, с большим количеством белых деталей и золота; Культ прекрасной наготы, чувственность и эротичность; Интригующая двойственность образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений; Культ малых форм, миниатюрность, любовь к мелочам и безделушкам.
Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Любимые героини нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Живопись и скульптура рококо Мейсенские статуэтки
Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Антуан Ватто. Гамма любви. Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур.
Антуан Ватто
Франсуа Буше
Интерьер стиля рококо
Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве в мебели, посуде, бронзе, фарфоре Декоративно – прикладное искусство рококо Позднее стиль рококо был «реабилитирован» романтиками, импрессионисты приняли его за основу, а для художников последующих направлений послужил эталоном.
Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо «Сентиментализм» (от англ.sentimental чувствительный) «Чувство» сентименталисты сознательно противопоставляют «разуму». Чувство становится центральной эстетической категорией этого направления (для классицистов - разум).
Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня ( средоточие естественной жизни, нравственной чистоты ) городу ( символу зла, неестественной жизни, суеты ). Новые герои – « поселяне » и « поселянки » ( пастухи и пастушки ). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный : речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Основная идея
Англия: Лоренс Стерн – «Сентиментальное путешествие». Ричардсон – «Кларисса Гарлоу» Франция: Жан-Жак Руссо – «Юлия, или Новая Элоиза» Россия: М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский.
Основная тематика – любовная. Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр. Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.
Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке Подчеркнутая субъективность подхода к миру Культ чувств Культ природы Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
В.Л.Боровиковский ( г)– гений сентиментализмаВ.Л.Боровиковский ( г)– гений сентиментализма Не титла славу нам сплетают, Не предков наших имена, Одни достоинства венчают И честь венчает нас одна... М.М.Хераско в
В.Л.Боровиковский Екатерина вторая в Царкосельском Лицее В.Л.Боровиковский Портрет великой княжны Александры Павловны В.Л.Боровиковский Портрет Елены Александровны Нарышкиной
В.Л. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Задание на дом Гл. 6, творческая мастерская упр.1 стр.63