Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
Advertisements

Технология развития критического мышления Заседание ШМО естественно- математических дисциплин.
Роль элективных курсов в повышении качества образовательного процесса по математике.
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Новые педагогические технологии Технология развития критического мышления.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Активизация познавательной деятельности и творческих способностей учащихся Презентацию подготовила: Просвирнина О.С. учитель музыки МОУ «Средняя школа13»
Технологии компетентностно- ориентированного образования Учим размышлять.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Проблемный метод обучения в преподавании истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ 25»
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Транксрипт:

Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания

Новые цели и задачи образования Научить детей учиться, научить добывать знания самостоятельно Научить детей учиться, научить добывать знания самостоятельно Цель конкретного человека состоит по существу в том, чтобы занять в обществе положение, дающее возможность максимально раскрыть и реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально- экономических условиях, как в своих интересах, так и в интересах общества Цель конкретного человека состоит по существу в том, чтобы занять в обществе положение, дающее возможность максимально раскрыть и реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально- экономических условиях, как в своих интересах, так и в интересах общества

Параметры критического мышления Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.

Противоречия Между огромным информационным потоком и отсутствием навыков критической обработки информации; Между огромным информационным потоком и отсутствием навыков критической обработки информации; Между традиционной методикой обучения, направленной в основном на формирование определенного набора знаний, умений и навыков, и новыми методическими подходами, направленными на всестороннее развитие личности. Между традиционной методикой обучения, направленной в основном на формирование определенного набора знаний, умений и навыков, и новыми методическими подходами, направленными на всестороннее развитие личности.

Основная идея Формирование у учащихся критического мышления, способности к творческому решению сложных задач в различных областях деятельности через использование методик, способствующих развитию личности ученика Формирование у учащихся критического мышления, способности к творческому решению сложных задач в различных областях деятельности через использование методик, способствующих развитию личности ученика

Для осуществления данной идеи необходимо: Создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся; Создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся; Реализовывать принцип сотрудничества на уроке, при котором ученики становятся соавторами учебного процесса; Реализовывать принцип сотрудничества на уроке, при котором ученики становятся соавторами учебного процесса;

Для осуществления данной идеи необходимо: Реализовывать принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию; Реализовывать принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию; Оптимально сочетать традиционные и нетрадиционные формы работы. Оптимально сочетать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Сущность работы учителя состоит в разработке и активном использовании на уроках различных методических приемов, способствующих формированию критического мышления у школьников. Сущность работы учителя состоит в разработке и активном использовании на уроках различных методических приемов, способствующих формированию критического мышления у школьников.

Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления

Подготовка к уроку Предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке; Предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке; диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы; диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы;

Подготовка к уроку Подбор пакета учебных текстов к уроку (при необходимости их адаптация к уровню развития школьников); Подбор пакета учебных текстов к уроку (при необходимости их адаптация к уровню развития школьников); Подбор конкретных педагогических приёмов с целью использовать на уроке. Подбор конкретных педагогических приёмов с целью использовать на уроке.

Изменения в структуре урока Выделяются 3 основные стадии: Вызова; Вызова; Стадия осмысления; Стадия осмысления; Стадия размышления (рефлексии). Стадия размышления (рефлексии).

Стадия вызова Основная задача - пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Основная задача - пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления Учащиеся сталкиваются с новой информацией, пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Учащиеся сталкиваются с новой информацией, пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

Стадия размышления (рефлексии) Происходит корректировка взглядов учащихся на, основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Происходит корректировка взглядов учащихся на, основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их. Здесь идет речь о базовой модели урока. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их. Здесь идет речь о базовой модели урока.

В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех учеников в процесс. В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех учеников в процесс. Правила при проведении уроков по формированию критического мышления

Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика. Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика. Правила при проведении уроков по формированию критического мышления

Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме; Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме; Для школьников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше ставить в зависимости от используемого приема. Для школьников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше ставить в зависимости от используемого приема. Правила при проведении уроков по формированию критического мышления

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их. Деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам. Деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.

Результативность Повышение качества образовательного процесса Повышение качества образовательного процесса

Стадия вызова Цели: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; обеспечение мотивации предстоящей деятельности; обеспечение мотивации предстоящей деятельности; подготовка учащихся к выполнению последующей работы; подготовка учащихся к выполнению последующей работы; создание ситуации успеха на уроке. создание ситуации успеха на уроке.

Приём «Я уже знаю» Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс. Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс. Время выполнения: 7-8 минут. Время выполнения: 7-8 минут. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс. Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс. Время выполнения: 7-8 минут. Время выполнения: 7-8 минут. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

1 этап. Учащиеся выполняю работу индивидуально (2 минуты). 2 этап. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа (2 минуты). 3 этап. "Сброс идей в корзину". Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие - не повторять то, что уже было сказано другими (2-4 минуты).

В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Тема: «Япония на пути модернизации» (8 класс) Япония Островное государство Самурай Каратэ Электроника Страна Восходящего Солнца Рис Кимано Дальний Восток Харакири Тихий океан«Сони» Токио Иена Сёгун

Вывод Из вышеперечисленного мы можем установить, что Япония - островное дальневосточное государство, расположенное в бассейне Тихого океана, обладающее древними культурными и военными традициями. В настоящее время Япония -высокоразвитое государство, славящееся своей техникой и электроникой. Столица -Токио, национальная валюта - иена. Однако, к началу XIX века, по своему экономическому и политическому развитию Япония значительно отставала от ведущих европейских держав и США". Из вышеперечисленного мы можем установить, что Япония - островное дальневосточное государство, расположенное в бассейне Тихого океана, обладающее древними культурными и военными традициями. В настоящее время Япония -высокоразвитое государство, славящееся своей техникой и электроникой. Столица -Токио, национальная валюта - иена. Однако, к началу XIX века, по своему экономическому и политическому развитию Япония значительно отставала от ведущих европейских держав и США". Далее объяснение нового материала. Далее объяснение нового материала.

Приём «Решение творческих учебных задач» Цель: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме. Время выполнения: 7-8 минут Описание приема. Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения. Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения.

Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям: наличие проблемы, требующей решения; наличие проблемы, требующей решения; достаточность условия; достаточность условия; корректность вопроса; корректность вопроса; наличие противоречия (неочевидность ответа). наличие противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают варианты решения. Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности. Далее изучение нового материала.

Тема: "Мировой экономический кризис г.г." (9 класс) Задача: "Одной из главных причин экономических кризисов является нарушение баланса между производством и потреблением: предложение на рынке произведенных товаров превышает платежеспособный спрос на них. Во избежание убытков, предприниматели вынуждены сокращать производство, увольнять работников, что, в свою очередь приводит к падению платежеспособности населения и очередному сокращению рынка сбыта. Предложите, в какие отрасли экономики следует перераспределить капиталовложения, чтобы сохранить прибыль, обеспечить занятость населения, но, при этом, не выпускать излишнюю товарную массу?" Задача: "Одной из главных причин экономических кризисов является нарушение баланса между производством и потреблением: предложение на рынке произведенных товаров превышает платежеспособный спрос на них. Во избежание убытков, предприниматели вынуждены сокращать производство, увольнять работников, что, в свою очередь приводит к падению платежеспособности населения и очередному сокращению рынка сбыта. Предложите, в какие отрасли экономики следует перераспределить капиталовложения, чтобы сохранить прибыль, обеспечить занятость населения, но, при этом, не выпускать излишнюю товарную массу?"

Прием "Лови ошибку" Цель: - актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие критического подхода к получаемой информации. Цель: - актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие критического подхода к получаемой информации. Время выполнения: 5-6 минут Время выполнения: 5-6 минут Описание приема. Описание приема. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Прием "Лови ошибку" Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Пример «Труд и трудовое законодательство», 9 класс Задание: "Предприниматель А. принял на работу 14- летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях: Задание: "Предприниматель А. принял на работу 14- летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях: 6-дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 - часов; ежегодный оплачиваемый отпуск - 2 недели; 6-дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 - часов; ежегодный оплачиваемый отпуск - 2 недели; испытательный срок при приеме на работу - 3 месяца. испытательный срок при приеме на работу - 3 месяца. Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?" Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?"

Результативность Использование перечисленных приемов на уроке приводит к: Использование перечисленных приемов на уроке приводит к: актуализации уже имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; актуализации уже имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; обеспечению высокого уровня заинтересованности в изучении нового материала; созданию ситуации успеха для каждого школьника; обеспечению высокого уровня заинтересованности в изучении нового материала; созданию ситуации успеха для каждого школьника; возможности для учителя диагностировать уровень подготовки учащихся к изучению данной конкретной темы. возможности для учителя диагностировать уровень подготовки учащихся к изучению данной конкретной темы.

Спасибо за внимание