Управление организацией Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент 1 курс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление организацией 1 курс. Тема 6. Мотивационные концепции в организационном построении Мотивационная функция: сущность и основные принципы Мотивы.
Advertisements

Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Уральский железнодорожный техникум Студент: Кленова Ю.В. Группа: П-946 Дисциплина: Менеджмент Вариант 2: Мотивация как функция управления.
Работу выполнила студентка 810 группы Лукашенко Рая МОТИВАЦИЯ.
Выполнила студентка 3-ВМ группы Дзебоева диана МОТИВАЦИЯ.
Теории мотивации. А. Маслоу Теория иерархии потребностей.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Теория организации МАКИЕНКО МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА. Сущность мотивации в теории организации Вопросы : 1. Основные параметры изучения мотивации 2. Теории мотивации.
Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения.
Основные сведения по мотивации Теория Х Средний человек не любит работать и при любой возможности старается ее избежать Средний человек не любит работать.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Выполнил Петух В. В.. Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Потребности сотрудников и их мотивация Надежда Кошкина, Enkata.
Мотивация деятельности в менеджменте. Основные понятия Мотивация Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека.
Мотивация Группа МАВРОС Татарстан, Калмыкия, Ставрополь,Тверь, Ярославль.
Управление мотивационной деятельностью организации План 1. Сущность мотивации 2.Механизм мотивации 3. Теория иерархии потребностей А. Маслоу 4. Современные.
Теория Мак-Клелланда. День рождения: года Место рождения: Маунт-Вернон, Нью-Йорк, США Дата смерти: года Гражданство: США Американский.
МОТИВАЦИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ. Мотивы трудовой деятельности Высшая ступень 14-15% Работа важна и интересна независимо от оплаты Вторая ступень.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения. Педагогический семинар.
Транксрипт:

Управление организацией Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент 1 курс

Тема 6. Мотивационные концепции в организационном построении Мотивационная функция: сущность и основные принципы Мотивы и стимулы, их классификация Мотивационное ядро Мотивация и стимулирование Потребности как основа мотивации Содержательные и процессуальные теории мотивации Мотивационные инструменты в современной трудовой деятельности

Мотивационная функция: сущность и основные принципы Мотивация как функция управления социальными организациями означает побуждение себя и других работников к деятельности в соответствии с системой личных и коллективных целей. Функция мотивации реализуется с помощью различных методов, всю совокупность которых можно разделить на две большие группы: методы убеждения и методы принуждения. Такая классификация известна как метод «кнута и пряника». Существует множество методов и правил убеждения (внушение, заражение, просьба и др.) и способов принуждения (угроза, приказ, шантаж и др.), которые составляют арсенал мотивационных средств.

Мотивационная функция: сущность и основные принципы Функция мотивации тесно связана с другими функциями общего характера: планированием, организацией, контролем и координацией. Так, составление и реализация планов организации невозможны без применения соответствующих средств воздействия на работников. Организация как функция управления также подразумевает соответствующую систему мотивации труда. Координация также подразумевает соответствующий механизм стимулирования и назначения в зависимости от степени и направленности отклонения от заинтересованных целей. Установление размеров таких отклонений – это уже функция контроля.

Мотивы и стимулы Мотив – внутренний побудитель человека к действию, к тем или иным поступкам в процессе трудовой или иной деятельности. Мотив – состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом. Мотив – это средство, с помощью которого индивид объясняет и обосновывает свое поведение. Стимул - побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимул - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию

Классификация мотивов Мотивы обеспечения – стремление достижения благополучия работника и его семьи. Эти мотивы лежат в основе материальной заинтересованности, в ориентации на заработок и напрямую взаимосвязаны с действием механизма стимулирования. Мотивы признания - состоят в стремлении работников реализовать свои потенциальные возможности в процессе трудовой деятельности. Мотивы престижа - выражаются в стремлении работников реализовать свои социальные устремления, принять участие в общественно значимой деятельности.

Мотивационное ядро Мотивы достаточно подвижны и зависят от внутренних факторов - уровень культуры индивида, образ его жизни, степень материального благополучия и др. внешних факторов – социальная среда, политика и идеология общества, шкала социальных ценностей, соотношение материальных и нематериальных стимулов и т.д. Мотивационное ядро – это совокупность мотивов (мотивы обеспечения, мотивы признания и мотивы престижа), которые соотносятся определенным образом и воздействуют на деятельность конкретного работника.

Классификация стимулов Стимулы трудовой деятельности Индивидуальные Коллективные Материальные Нематериальные Денежные Материально- вещественные Социальные Духовные Креативные Социально- психологические

Мотивация и стимулирование Мотивация – это функция управления организацией представляет собой систему действий по активизации персонала для достижения заданных целей Стимулирование – это положительная мотивация или процесс поощрения (вознаграждение) за фактический или ожидаемый результат деятельности Система дисциплинарного и административного воздействия на работников организации в необходимых случаях – отрицательная мотивация

Потребности как основа мотивации Потребности – социально и биологически обусловленное отношение человека к окружающей среде, обеспечивающее нормальное его функционирование как социально-биологического организма Общественные и личные потребности Материальные и духовные потребности Уровни потребностей: - рациональный уровень - фактический уровень - удовлетворяемый уровень

Тест по оценке мотивации к достижению успеха

Ключ теста по мотивации Да. 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41 Нет. 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39 Не учитываются: 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40

Результаты теста по мотивации 1-10 баллов. Мотивация к успеху очень слабая. Вы довольны собой и своим положением, убеждены, что независимо от Ваших усилий все пойдет своим чередом баллов. У Вас средняя мотивация к успеху, такая же как и у большинства людей. Стремление к цели у Вас бывает в форме приливом и отливов: порой Вам хочется все бросить, т.к. считаете, что цель, к которой стремились, недостижима балла. Умеренно сильная мотивация к успеху, Вы упорны в достижении цели и готовы преодолеть любые препятствия. Более 21 балла. Слишком сильная мотивация к успеху!!!

Тест по оценке мотивации к избеганию неудач

Ключ теста по мотивации 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результаты теста по мотивации 2-10 баллов. Уровень мотивации к избеганию неудач низкий, что порой может приводить очень рискованным шагам баллов. У Вас средний уровень мотивации к избеганию неудач и соответственно к защите, что в случае сочетания с умеренно сильным уровнем мотивации на достижение успеха позволяет Вам достаточно эффективно достигать поставленных целей балла. Очень сильная мотивация к избеганию неудач, что порой мешает Вам решиться на решительные и нестандартные шаги. Более 20 балла. Слишком сильная мотивация к избеганию неудач, что значительно препятствует настрою на успех, т.е. достижению поставленных целей !!!

Содержательные теории мотивации Содержательные теории мотивации рассматривают поведение людей как процесса основанного на потребностях людей и уровне их развития: - теория потребностей А. Маслоу - теория потребностей Д. Мак Клелланда - мотивационно-гигиеническая теория Ф. Герцберга - теории «X» и «У» Д. Мак Грегора - теория «Z» В. Оучи

Теория потребностей по Абрахаму Маслоу Теория потребностей по А.Маслоу включает: физиологические потребности: голод, жажда, влечение и т. д. потребности в безопасности и защите: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни. социальные потребности: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность. потребности в уважении и признании: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. потребности самоутверждения: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда Д. Мак Клелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния. Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Мотивация на основании потребности в причастности определяет заинтересованность людей в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения.

Мотивационно-гигиеническая теория Фредерика Герцберга В результате проведения исследований установили, что на работающих действуют две группы факторов: - гигиенические, которые должны быть обязательно обеспечены и связаны с окружающей средой работы – условиями труда, оплатой, отсутствием стрессов, хорошими отношениями с руководителем; - мотивирующие, которые повышают привлекательность работы и связаны с самой работой (внутренняя мотивация) – интересная, сложная работа, высокий уровень ответственности.

Теории «X» и «У» Дугласа Мак Грегора Теория X представляет собой традиционный подход к оценке индивида и его отношения к труду и сводится к следующим утверждениям: - средний индивид в силу своей природы не любит работать и при возможности стремится избежать труда. - вследствие прирожденной неприязни к труду большую часть людей необходимо принуждать, контролировать или угрожать наказанием. - средний человек предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, нечестолюбив и предпочитает собственную безопасность.

Теории «X» и «У» Дугласа Мак Грегора Теория Y отражает современный взгляд на поведение людей и их отношение к труду и базируется на следующих предпосылках: - затраты умственных и физических усилий в труде также естественны, как в играх или на отдыхе. - внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами для ориентации усилий людей. Человек способен и станет сам себя контролировать, если будет заинтересован в достижении поставленных целей. - усилия индивида в труде прямо пропорциональны ожидаемому вознаграждению. - средний индивид при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. - способности к творческой фантазии, изобретательности в решении проблем организации свойственны, скорее, широкому, а не узкому кругу людей. - в условиях современного производства интеллектуальные возможности среднего человека используются далеко не полностью.

Теории «Z» Вильяма Оучи Теория Z описывает хорошего работника предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу и включает следующие принципы: - гарантия занятости и создание обстановки доверительности; - создание атмосферы корпоративной общности, преданности фирме; - необходимость постоянного внимания руководства к исполнителям, максимально частые контакты между ними; - гласность внутрифирменной информации, общность целей и ценностей руководства и рядовых работников; - создание атмосферы общей ответственности; - предоставление возможно большей свободы в выборе средств работы и создание «духа доверия» работнику; - особое внимание к социальным контактам исполнителей по «горизонтали», т.е. к неформальным связям.

Процессуальные теории мотивации Процессуальные теории мотивации рассматривают поведение людей с учетом их восприятия, ожиданий и познания: - теория ожидания (В. Врум): работник верит, что от его усилий зависит получение результата, вознаграждение должно соответствовать полученным результатам, при этом вознаграждение должно быть значимым для работника - теория справедливости (Дж. Адамс) - индивид сравнивает два отношения: отношения между его собственным усилием и вознаграждением; аналогичное соотношение, воспринимаемое им при наблюдении за деятельностью других людей и сравниваемое с собственными усилиями и вознаграждением. - комплексная процессуальная мотивационная теория (Л. Портер, Э. Лоулер) - результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характера человека, а также осознания им своей роли в процессе труда. - теория целепологания (Э. Лок) - понимание работником целей активизирует потребность в достижении и способствует лучшему их выполнению.

Мотивационные инструменты в современной трудовой деятельности К материальным инструментам мотивации относятся: - заработная плата - бонус (премия) - социальный пакет - опцион в компании

Мотивационные инструменты в современной трудовой деятельности Инструменты нематериальной (или нефинансовой) мотивации: - соревнования на звание «Лучшего сотрудника» - корпоративная газета - корпоративная библиотека - празднование памятных дат - почетная грамота, знак отличия - размещение фотографии на Доске почета - награждение билетами в театр (с семьей) - именные канцелярские принадлежности - фото представителя в буклете компании - оплата абонемента в спортивный клуб - бесплатные обеды на неделю в ресторане - именные часы - дни «самоуправления» - совместные коллективные мероприятие, например, спортивные турниры - корпоративные вечеринки за счет компании - участие в принятии решений - делегирование полномочий - участие в новом проекте компании

Тест по оценке конструктивности мотивации

Результаты теста «Лев». Основной способ (мотив) взаимодействия – «да-да», то есть мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, обусловливающего возможность саморазвития личности. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале «Лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству). Может быть Учителем (с большой буквы), (ди)ректором, основателем (научной) школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. При нетребовательном к себе отношении и общественной невостребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня». «Львом» не рождаются, им становятся. Особенно часто тип «льва» диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и производственных объединениях. В то же время вне оптимальных условий деятельности или вне специального воспитания «лев» при той же самой мотивационной стратегии проявляет себя, как холерик, со всеми вытекающими из этого следствиями. В различной мере эффект самовоспитания демонстрируют такие, например, «львы», как Сергий Радонежский, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский, И.П.Павлов.

Результаты теста «Пантера». Основной способ (мотив) взаимодействия – это мотив когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой мотивации чаще всего является «избегание» сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник. Обычное личностное состояние по параметру активности – меланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и не обязательно в благоприятных обстоятельствах жизни. В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от чувства ответственности за себя и других. Примеры воспитанной меланхолии являли собою А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, Г.В.Ф.Гегель.

Результаты теста «Тигр». Основной способ (мотив) взаимодействия, означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу-норме, цели и т.д. – как инструкции. Деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству», на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Неукротимость, бьющая через край энергия «тигров» позволяет им достигнуть в своей самоотверженности очень многого в общественном служении, в том числе и на поприще искусств. «Тигры» часто являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, горящими на работе или на алтаре семьи «воинами», «поэтами». В отрицательном плане они являют собою типы вроде Хлестакова или Ноздрева. Им необходимо больше дорожить своим здоровьем, поскольку по своему темпераменту они достаточно чувствительны и потому действительно «сгорают» в переживаниях от собственного пламени. «Воспитанными» в той или иной мере «тиграми» можно назвать Наполеона, А.С.Пушкина, А.В.Суворова.

Результаты теста «Медведь». Основной способ взаимодействия и его мотив – это мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, обусловливающего стабильность и равновесность, неспешного развития личности. Мотивация выражается в двух формах «приспособления». Первая из них – это форма подавления, властвования над другими и над собою во взаимном отрицании внутреннего мира – как своего, так и мира других людей. Вторая форма – приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее стабильность существования. «Медведь» либо проявляет себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, реально и несколько пессимистически представляющий жизнь. В стрессовых ситуациях и в решающие моменты жизни «медведь» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь». Его спасает обычно достаточно хорошая репутация надежного, постоянного человека, так что этот «панцирь» можно понимать и как авторитет, как обладание властью или мастерством. В качестве примеров «медведей» можно назвать имена О. де Бальзака, И.Ньютона.

Спасибо за внимание