Воропай Евгения Владимировна, зав. кафедрой гуманитарного образования, к. п. н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Advertisements

- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Калеева Н.Г., учитель начальных классов.
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Формирование навыков грамотного чтения на предметах гуманитарного цикла.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Горнева Т.В., учитель начальных классов.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Транксрипт:

Воропай Евгения Владимировна, зав. кафедрой гуманитарного образования, к. п. н., доцент

Результаты международных исследований (PIRLS, PISA) показывают высокий уровень читательской грамотности выпускников начальной школы и низкий уровень – выпускников основной школы. Обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе ?

заданий, содержащих большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем ; заданий, составленных на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения ; заданий, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы ;

заданий, требующих привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и « лишние данные »; комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты ; рефлексировать на содержание текстов : - размышлять над содержанием ; - оценивать прочитанное ; - излагать свои мысли о прочитанном ; использовать содержание текстов для достижения собственных целей ( развития возможностей, активного участия в жизни общества и т. п.)

Итоги международных исследований читательской грамотности « Изучение качества чтения и понимания текста » PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Проводится 1 раз в 5 лет (2001, 2006, 2011) Возраст участников – 10 лет В 2006 г. Россия, Гонконг и Сингапур оказались самыми успешными странами. Россия занимает первую строку в таблице результатов.

Итоги международных исследований читательской грамотности PISA – Programme for International Student Assessment ( Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ) Проводится 1 раз в 3 года (2000, 2003, 2006, 2009) Возраст участников – 15 лет

Изменение положения российских учащихся по читательской грамотности среди стран - участниц программы PISA Число стран Положение России (с учетом ошибки измерения) Средний балл России

Процент учащихся России, достигших уровней чтения : 6 уровень – 0,3 5 уровень – 3,1 4 уровень – 14,2 3 уровень – 57,2 2 уровень – 72,6 1 уровень – 98,4

Читатель способен детально и точно интерпретировать текст в целом, все его части, каждую единицу информации, сообщенной в самых глубинных слоях текста, и каждую, даже самую неприметную деталь формы. Читатель демонстрирует полное и подробное понимание нескольких текстов и связей между ними. От читателя требуется понимание незнакомых ему идей, выраженных в тексте, содержащем противоречивую информацию. Для интерпретации этих идей читателю необходимо самостоятельно строить абстрактные понятия. Читатель способен давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему, а также выдвигать гипотезы на основании прочитанного, опираясь одновременно на несколько критериев и учитывая несколько точек зрения

Читатель способен найти в тексте одну единицу информации, изложенной в явном виде. Текст должен быть коротким, синтаксически простым. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю ( обычно это повествование или простой список ). Как правило, такой текст содержит подсказки для читателя, например, иллюстрации или повторения. Текст не содержит противоречивой или избыточной информации. Для интерпретации такого текста требуется связать соседние сообщения текста

Страны, продемонстрировавшие высокие результаты : Сингапур, Финляндия, Япония, Шанхай Страны, в которых произошли значительные изменения в образовании за период с 2000 по 2009 годы : Албания, Бразилия, Венгрия, Германия, Израиль, Индонезия, Республика Корея, Латвия, Лихтенштейн, Перу, Польша, Португалия и Чили.

В 80- е годы во всех развитых странах мира начинают обсуждаться проблемы так называемого « кризиса чтения » По мнению специалистов особенно критическая ситуация складывалась в отношении чтения детей и юношества. В 90– е годы западные социологи констатируют, что процессы кризиса в отношении чтения приобретают устойчивый характер.

Великобритания и Финляндия в настоящее время рассматриваются как европейские лидеры в осуществлении политики чтения, США – как образец глобальных широкомасштабных системных действий в этой области.

В конце х годов правительство Великобритании инициировало кампанию под названием « Национальный год чтения ». Целью этой кампании стало повышение стандартов грамотности и уровня читательской культуры в стране. Было профинансировано более 80 разнообразных проектов с общим бюджетом в 800 тысяч фунтов стерлингов. В рамках данных проектов были предусмотрены следующие меры : приобщение к чтению с ранних лет ; развитие у детей любви к чтению и стремление к обретению знаний ; позиционирование чтения как увлекательного и современного способа проведения досуга. В 1999 году были внесены серьезные изменения в школьную программу, введены ежедневные обязательные занятия чтением во всех школах ; увеличены инвестиции в образование. Серьезное внимание в плане приобщения к чтению уделялось работе с так называемыми « трудными семьями », школьниками « группы риска », детьми с особыми нуждами.

Средствами выполнения национального учебного плана в Великобритании стало : введение новых и модернизация имеющихся курсов обучения грамотности в подготовке и переподготовке учителей ; заключение контрактов с родителями, по которым они были обязаны читать ежедневно с ребенком не менее 20 минут и участвовать в проектах семейного чтения ; создание для учителей и учащихся летних школ. Программы для средней школы пересматривались с точки зрения внимания к чтению и письму, во многих школах была введена новая должность - консультанты чтения, учителя чтения. Вследствие объединения усилий британского правительства с образовательными структурами, книжным сообществом, средствами массовой информации и частными компаниями в стране удалось разработать программу масштабной кампании для популяризации и приобщения к чтению самых широких слоев населения страны.

В 1983 году в США был подготовлен доклад « Нация в опасности », посвященный проблемам функциональной неграмотности. В 1985 году принята государственная программа, в которой сказано, что « для сохранения и развития американской демократии необходимо срочно превратить Америку в нацию читателей » год был объявлен « Годом юного читателя ». Другие программы : « Год читателя на всю жизнь » (1991), « Узнай новые миры – Читай !» (1992), « Книги изменяют жизнь » ( ), « Построй свое будущее – Читай !» ( ), совместная программа Департамента образования США, Американской библиотечной ассоциацией и ряда компаний, « Читай – пиши - сейчас », (1996 г ) для учащихся начальной школы, « Создадим нацию читателей » ( ), « Рассказываем историю Америки » ( ).

Финские подростки являются лучшими читателями в странах Европы. проект Национальной Финской коллегии по образованию ( НФКО ) - программа « Читающая Финляндия ». Главной задачей данного проекта было совершенствование способностей в чтении и письме у учеников средней и высшей школы, а также повышение уровня их литературных знаний. Партнерами проекта стали городские управления, издательства, редакции, ассоциации библиотек и т. д.

высокий социальный статус учителя, модернизация подготовки учителя, внимание преподавателя любого предмета к текстовой деятельности чтению и письму ; введение в школе должности « учителя чтения ». повышенное внимание к возрасту детей 1012 лет, который является критическим для приобщения к чтению ; внимание к чтению и письму ( грамотности ) на всех уроках в школе, включающее обучение текстовой деятельности ; приобщение к свободному, досуговому чтению в свободное время через программы поддерживающего чтения второй половины дня ; постоянный мониторинг чтения по критериям качества чтения.

Это вычитывание трех видов текстовой информации : фактуальной ( о чем в тексте сообщается в явном виде ) под текстовой ( о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается « между строк ») концептуальной ( основная идея текста, его главные смыслы )

Смысловое чтение – метапредметный результат освоения ООП Навык чтения – фундамент последующего образования. В ходе чтения решаются познавательные и коммуникативные задачи ( понимание, поиск информации, восстановление контекста, интерпретация, комментирование, оценка текста )

1. До чтения ( ознакомительное чтение ; просмотровое чтение ): чтение ключевых слов и словосочетаний; чтение заглавия; рассматривание иллюстраций к тексту; предугадывание содержания текста. Результат – включение механизма антиципации ( предугадывания )

2. Во время чтения текста ( изучающее, или медленное, чтение, чтение - слушание ) первичное чтение текста; выявление первичного восприятия; повторное чтение текста с элементами анализа; обобщающая беседа. Результат – истолкование текста

Г. Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте ( в конце предложений ) сигналы : В – вопрос ( найди, задай ), О – ответ ( ответь на этот вопрос ), П – проверка ( проверь точность своих предположений именно в этом месте текста ), З – зеркало ( включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало ).

§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это ….. Лена : На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек. Биолог : Это лишайники – особая группа живых организмов. В Что это за особая группа живых организмов ? Чем они отличаются от других ? Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П ( Мы нашли ответ на вопрос ?) Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте. ( То есть по - другому …) На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники. Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных профессий В ( Каких именно профессий и почему ?) О. Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П … Пример работы с текстом

3. После чтения текста ( рефлексивное чтение ): сообщения об авторе; вопросы ко всему тексту; беседа; возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания; переработка текста (конспект, тезисы, кластеры, таблицы и т.п.); концептуальная ( смысловая ) беседа по тексту ; творческие задания. Результат – понимание текста

Ознакомительное Изучающее Просм ó тровое ( поисковое ) Выразительное Чтение - слушание Рефлексивное

Просмотровое Цель : самое общее представление о содержании и смысле текста, решение : читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Ознакомительное Цель : извлечение основной информации ( в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать ) чтение по абзацам графические пометки Изучающее Цель : проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации выделение смысловых частей вычитывание подтекста

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл : определять главную тему, общую цель или назначение текста ; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста ; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста ; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт ; объяснять порядок частей ( инструкций ), содержащихся в тексте ; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты ; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

находить в тексте требуемую информацию : пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте

решать учебно - познавательные и учебно - практические задачи, требующие полного и критического понимания текста : определять назначение разных видов текстов ; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию ; различать темы и подтемы специального текста ; выделять главную и избыточную информацию ; прогнозировать последовательность изложения идей текста ; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме ; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей ; формировать на основе текста систему аргументов ( доводов ) для обоснования определенной позиции ; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления ; проводить проверку правописания ; использовать в тексте таблицы, изображения ; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации ; формулы, графики, диаграммы, таблицы ( в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах ), переходить от одного представления данных к другому ; интерпретировать текст : сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера ; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов ; делать выводы из сформулированных посылок ; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться выявлять имплицитную ( скрытую, присутствующую неявно ) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста ( использованных языковых средств и структуры текста ).

откликаться на содержание текста : связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников ; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире ; находить доводы в защиту своей точки зрения ; откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения ; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов ; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию ; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении ( прочитанном тексте ). Выпускник получит возможность научиться критически относиться к рекламной информации ; находить способы проверки противоречивой информации ; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

Разные по стилю и жанру Разные по типу речи Сплошные / несплошные С гипертекстовой информацией и без неё Из разных областей науки Печатные и электронные

описание ( художественное, техническое ), повествование ( рассказ, отчёт, репортаж ), объяснение ( рассуждение, резюме, интерпретация ), аргументация ( научный комментарий, обоснование ), инструкция ( указание к выполнению работы, правила, уставы, законы )

формы ( налоговые, визовые, анкеты ); информационные листы ( расписания, прейскуранты, каталоги ); расписки ( ваучеры, билеты, накладные, квитанции ); сертификаты ( ордера, аттестаты, дипломы, контракты ); призывы и объявления ( приглашения, повестки ); таблицы и графики ; диаграммы ; таблицы и матрицы ; списки ; карты.

Предтекстовые задания Текстовые задания Послетекстовые задания Традиционная методика Инновационная методика

Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране. Задание 1. Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна ? Задание 2. Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации ?

Найди в череде букв 4 названия древнерусских городов. ВАУОВГВУРОСТОВПГРДЖУОКИЕВГОЛОКНО КУВПСКОВПРАГОНОВГОРОДПРУВГОЧЕРНИ ГОВАРТУПГ

На гранях кубика написаны начала вопросов : « Почему », « Объясни », « Назови », « Предложи », « Придумай », « Поделись » Учитель ( или ученик ) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Задания Предложи …, Придумай …, Поделись … направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые ( неявные ) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

На каждой парте распечатанный материал статистических данных со следующим заданием : « Проанализируйте имеющиеся данные. Напишите небольшой очерк и сами дайте ему название ».

детали Важные, рабочие текущие, оперативные факту Важные знания

Мозговой штурм Глоссарий Ориентиры предвосхищения Батарея вопросов Предваряющие вопросы Рассечение вопроса

1. Мозговой штурм ( Мы будем читать текст « Лицеи и школы ». Какие ассоциации у вас возникают по поводу названия ?) Лицеи и школы

Лицей ( ликей ) Школа Академия « Дом жизни » Взрослые мужи Оплот язычества Иероглифическое письмо Император Фараон Жрец Царственные сыны Аристотель Платон Храм Аполлона Ликейского Юстиниан Филипп Александр Македонский

До чтения СужденияПосле чтения В школе и лицее учатся дети, а в академиях - студенты. Слово « школа » имеет одно значение. Иероглифическое письмо есть не только в Китае, Японии, но и в Египте. Богатые люди в древности были очень хорошо образованны Прочитайте суждения, отметьте те, с которыми вы согласны ( V ). Отметьте их ещё раз после чтения. Если ответ изменился, объясните, почему это произошло.

Как учились люди в древние времена без Интернета и компьютеров ? Слова « школа », « лицей », « энциклопедия », « библиотека », « академия » заимствованные ? Когда и где был основан первый лицей ? Кто в нём учился ? Как учились первые ученики лицея ? Кого в Древней Греции называли академиками ?

Если заглавие состоит из нескольких слов, то предлагается разбить его на смысловые группы и определить, о чём пойдёт речь в тексте ( Какие формы рельефа встречаются в горах и на равнинах ? Почему в тропиках теплее, чем на полюсе ? Научная и « ненаучная » фантастика. Сорока - нумизмат )

Посмотрите бегло текст. Какие виды информации есть в тексте ? Какая есть внетекстовая информация ?

Чтение по очереди по абзацам. Задача слушающих – задавать вопросы читающему, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. При этом есть только одна копия текста, которая передаётся от чтеца к чтецу

Текст разбивается на смысловые части. Читается 1 часть. Беседа о прочитанном и предположение о дальнейшем развитии сюжета. Читается вторая часть. Беседа о прочитанном и т. д.

+ понял, - не понял ? (!!) надо обсудить ++ соответствует тому, что я знаю - - противоречит тому, что я знаю ?? Не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения

Где ответ ? В тексте В голове читателя В одном предложении текста В разных частях текста Автор и я Только я Найди точный ответ Соедини вместе, составь ответ Найди ответ в своей голове

Рассмотрите схему « Где ответ ?» Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. Дайте ответ на вопрос.

1. Вопросы на выявление фактической ( фактуальной ) информации. 2. Вопросы на выявление под текстовой информации ( скрыта между строк ). 3. Вопросы на выявление концептуальной информации ( часто находится за пределами текста и имеет отношение к использованию информации ).

Что появилось раньше – ликей или академия ? Почему писцы в Древнем Египте так долго учились ? Как изменились значения слов « школа », « лицей », « академия »?

1. Прочитайте 1- й параграф текста. 2. Работайте в парах. 3. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. 4. Ответьте на них. 5. Проделайте аналогичную работу со 2- м параграфом. 6. Найдите значения новых слов. 7. Составьте краткий пересказ текста.

1. Названа основная мысль текста ( да / нет ). 2. Названы главные мысли текста и основные детали ( да / нет ). 3. Присутствует логико - смысловая структура текста ( да / нет ). 4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста ( да / нет ). 5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста ( да / нет ).

Заполнить карту алфавита по теме … абвгдеж зиклмно прстуфх цчшщэюя

Обзор словаря Аналогия Постепенная догадка по контексту

словообъяснениеключ Здесь может быть рисунок, синоним, образ, пример

Прочитайте предложение. Определите отношения между предметами. Добавьте своё слово. Машина относится к дороге, как поезд к … Составьте свои предложения

Нам скоро встретится слово … Попробуем его угадать. Оно крепкое, серебряного цвета. Оно чаще всего изготавливается из железа. У него есть плоское основание для ноги. Оно находится на лошади. Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади. ( стремя )

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение ( на выбор учителя ) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия ( с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя ). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное « вдумчивое » повторное чтение ( всего текста или его отдельных фрагментов ). Анализ текста ( приемы : диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение ( в случае необходимости ) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная ( смысловая ) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций ( истолкований, оценок ) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую - либо сферу читательской деятельности учащихся ( эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы ). Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.