УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Advertisements

Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
Психологические особенности подросткового возраста.
Реализация ФГОС общего образования. Последовательность введения ФГОС (ФГОС дошкольного образования –пр. от ; ФГОС начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Что такое ФГОС НОО? Информация для родителей. ???????? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием.
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
Преемственность и системность ФГОС НОО и ФГОС ООО Каменская М.В.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. В основе ФГОС лежат принципы: 1.Единство преемственности и инновации. 2.Преемственно развивает многие идеи,
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Транксрипт:

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Модернизация системы образования Федеральный и региональный уровни Ангарское муниципальное образование Приоритетный национальный проект «Образование» Президентская инициатива «Наша новая школа» Проект модернизации региональных систем образования Комплексный проект модернизации образования Иркутской области Концепция воспитания детей и молодежи «Сибирский характер как ценность» Ведомственная целевая программа «Интеграция детей-инвалидов в пространство общеобразовательной школы» Ведомственная целевая программа «Организация каникулярного отдыха и занятости детей и подростков Ангарского муниципального образования» Ведомственная целевая программа «Модернизация муниципальной системы образования на период до 2012 года»

4

Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности»образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. 5

6 Образовательная программа – центральное основание для изменений в инфраструктуре, содержании и способах финансирования образовательной деятельности, разработки государственного задания и показателей качества его выполнения, оценки результативности деятельности педагогов, разработки проектов перспективного развития школ.

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие 7 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Преемственность Развитие

Портреты выпускников Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности человека

Школа должна готовить зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, реализующего принципы Конституции: демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство и пр., способного к самореализации в различных видах деятельности.

ФГОС НОО и ФГОС ООО -преемственность и развитие Метапредметные результаты ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие : овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Требования к структуре преемственность и развитие 11 Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса: ФГОС НОО 80% и 20% ФГОС ООО 70% и 30% В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность

Информа ционно – методическое обеспечение Требования к условиям ООП 12 Материальн о- техническое Кадровое Психолого - педагогическое Финансовое

Требования к структуре основных ООП начального и основного общего образования - преемственность и развитие Компоненты ООП НОО Компоненты разделов ООП ООО Целевого СодержательногоОрганизаци онного Пояснительная записка; Планируемые результаты; учебный план; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК- технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Учебный план; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

Особенности введения ФГОС ООО Особенности введения, обусловленные системными изменениями 14

Управление изменениями До 90 годов 20 века. Единая методическая тема. Развитие собственной деятельности учителем 90 годы 20 века Комплексно-целевые программы развития. Системное развитие школы Настоящее время. Условия: неопределенность, изменчивость, недостаток научно-методических и кадровых ресурсов. Сжатые сроки Высокие риски. Сложные крупные задачи Задание 1. Какая технология нужна?

СИСТЕМА ИЗМЕНЕНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС Изменения в целях Постановка новых целей ИЛИ прежних, которые не достигались Изменения в образовательной деятельности -Содержании образовательных программ - Формах, методах, технологии образовательной деятельности -Организации учебного процесса (системах) Изменения в ресурсах -Учебниках, программах -Квалификации кадров -Материально-техническом оснащении образовательного процесса -Нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса - В системе методической работы -В системе стимулирования труда и вознаграждения кадров -В системе оценки и аттестации кадров 16

Пример анализа метапредметных целей 1. Проанализировать метапредметные результаты освоения основной образовательной программы 17 Метапредметные результаты Не ставились Требуют коррекции Ставились, но не выполнялись Ставились, но не выполнялись, Что препятствует их достижению в существующей системе Управление собственной учебной деятельностью + Традиционное обучение: управление деятельностью ученика осуществляет учитель, не ставится задача включения ученика в деятельность в качестве субъекта Умение создавать знания + Репродуктивные методы обучения, знания даются в готовом виде, учащиеся их воспроизводят Коммуникативн ая компетентность + На уроке не создается условий для общения; преобладание фронтальной и индивидуальной работы учителя с учащимися. Коммуникацион ная компетентность + Начальный уровень использования ИКТ-технологий

Пример анализа личностных целей 1. Проанализировать личностные результаты освоения основной образовательной программы 18 Результаты Не ставились Требуют коррекции Ставились, но не выполнялись Ставились, но не выполнялись, Что препятствует их достижению в существующей системе Гражданская идентичность + Отсутствие практической внеучебной деятельности. Противоречие ценностей внешней среды. Квалификация кадров. Ответственное отношение к учению + Репродуктивные методы мотивации в создании и освоении знаний. Немотивирующий характер контроля и оценки знаний. Отсутствие самооценки. Необходимость прикладывать слишком большие усилия, перегрузки. Не учитываются индивидуальные особенности учащихся. Квалификация кадров. Целостное мировоззрение + Отсутствие интеграции предметного содержания образования. Узкая специализация труда. Предметная квалификация кадров. Ценностное отношение к другому человеку + Авторитарные методы взаимодействия с учащимися. Преобладание фронтальных форм работы в ущерб коллективным и групповым. Противоречие ценностей внешней среды. Недостаток психологической компетенции кадров и учащихся в области общения

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНИЙ Новая цель: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Изменения в образовательном процессе. В технологиях: развивающее обучение, проблемное обучение, учебное исследование, метод проектов, личностно-ориентированные проекты в предпрофильной подготовке; формирующее оценивание, рефлексия результатов учебной деятельности, портфолио. Изменения в обеспечивающих процессах Организация учебного процесса: переход на гибкое расписание учебных занятий с учетом потребностей инновационных технологий и обучения на основе ИУП Методическая работа: обучение учителей формированию данных метапредметных результатов ( должны быть освоены: понятия, лежащие в основе результатов, технологии, позволяющие сформировать данные результаты, проектирование учебного процесса в новых технологиях) Индивидуальный план профессионального развития учителя. Управление саморазвитием учителя через план, ежегодную внутришкольную оценку и аттестацию. Работа с родителями: заключение договоров 19

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНИЙ Новая цель: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Изменения в образовательном процессе. В технологиях учебной и внеучебной деятельности: обучение в сотрудничестве, социальные проекты, практики, волонтерство, система ученического самоуправления: Республика беспокойных сердец, ГОУ (участие школьников в работе органов ГОУ) Деятельность вне школы, коллективные творческие дела, детско-взрослые проекты. Содержание образования: элективные курсы (тренинги) конфликтология, социальная психология Изменения в обеспечивающих процессах Методическая работа: психологическое образование учителей в вопросах психологии общения, социальной психологии, вопросах социализации личности, конфликтологии. Обучение на рабочем месте, переподготовка, стажировки. Внешние связи школы Работа с родителями: школа дистанционного обучения для родителей, совместные детско-взрослые проекты Социальное партнерство с различными учреждениями и организациями. Договоры, отражение на школьном сайте. 20

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ НОВШЕСТВО - это средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании, способно улучшить результаты ее работы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НОВЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, ШКОЛА КАК ПЕРЕГОВОРНАЯ ПЛОЩАДКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СОЦИАЛЬНЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ И ПРАКТИКИ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК ПРИНЦИ И КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ЦИФРОВАЯ ШКОЛА КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ Программы и планы: учебный план, основная образовательная программа школы, рабочие программы учителей НСОТ САЙТ ШКОЛЫ, ОТКРЫТЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДОКЛАД 21

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНИЙ Элементы системы работы школы Перечень вводимых новшеств (изменений) и их связь с метапредметными целями Содержание учебной урочной и внеурочной деятельности Русский язык как средство общения, Риторика - Олимпиада по риторике Использование интернет-ресурсов в обучении Использование сетевого взаимодействия школьников в обучении по всем предметам учебного плана Технологии учебной деятельности Проектная технология Развивающее обучение Дистанционное обучение и поддержка. 1 Обучение на основе ИУП Изменение системы домашней работы (комплексные, индивидуальные задания, задания по выбору и т.д. Проекты в предпрофильном обучении, тьюторское сопровождение. Портфолио Содержание, формы и методы организации внеучебных видов деятельности: самоуправление, волонтерство, трудовая Ученическое самоуправление: КТД, работа в органах ученического самоуправления и ГОУ. Практика в муниципальных органах местного самоуправления. Методическая работа, повышение квалификации кадров Курсы повышения квалификации Индивидуальные планы профессионального развития Семинар: инновационные технологии при переходе на ФГОС ( по договору) Все цели 22

Рекомендации по содержанию работ, которые должны войти в единичный школьный проект преподавания учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС 1. Разработка проекта преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС Пакеты работ, входящие в единичный проект Отдельные работы, входящие в пакеты работ Анализ изменений в образовательной системе и ресурсах в связи с введением ФГОС НО Анализ изменений в целях изучения предмета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в формировании УУД в рамках предмета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в формировании личностных в соответствии с требованиями ФГОС целях в рамках предмета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в содержании образовательной программы по предмету в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в технологии преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в оборудование кабинета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в собственной профессиональной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС Изменение системы преподавания предмета Разработка учебной программы и мероприятий внеурочной деятельности по предмету. Изменение учебного оборудования, учебно-методических ресурсов, методической работы по предмету Разработка содержания методической работы учителей школы по предмету Определение изменений в учебном оборудовании в кабинетах начальной школы Разработка содержания обновления фонда школьной библиотеки в соответствии с требованиями ФГОС Разработка плана-графика реализации проекта Разработка плана-графика Согласование графика реализации данного проекта с другими и с исполнителями Разработка механизмов организации проектных работ Определение и формирование проектной группы Разработка (обновление должностных инструкций руководителей и учителей школы Разработка графика контроля работ по разработке проекта Составление графика предварительного, текущего и итогового контроля процесса разработки проекта.

2. Реализация проекта преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС Пакеты работ, входящие в единичный проект Примеры отдельных работ, входящих в пакеты работ Реализация новой (откорректированной) учебной программы преподавания предмета Разработка и реализация календарно-тематического и поурочного планирования учебной программы преподавания предмета Использование нового оборудования Информирование родителей об успешности освоения учащимися содержания новой программы по предмету Выработка рекомендаций для родителей по возникающим у обучающихся затруднениям. Введение новой технологии преподавания предмета Разработка и реализация календарно-тематического и поурочного планирования с учетом использования новой технологии Определение новых методов работы, которые должны освоить учащиеся для работы в новой технологии Обучение учащихся методам работы в новой технологии Проведение самостоятельного анализа успешности освоения работы в новой технологии Подготовка сценариев мероприятий по анализу успешности освоения учащимися работы в новой технологии для родителей и учащихся. Проведение учебных занятий по анализу успешности освоения учащимися методов работы в новой технологии Проведение родительских собраний по анализу успешности освоения учащимися содержания и технологии работы по новой программе Реализация с обучающимися нового (откорректированного) плана воспитательной работы Разработка сценариев воспитательных мероприятий, запланированных в рамках проекта Подготовка и проведение воспитательных мероприятий, запланированных в рамках проекта. Анализ результативности воспитательных мероприятий с точки зрения целей ФГОС Внесение изменений в план воспитательной работы Разработка системы оценки планируемых результатов по предмету Разработка содержания портфолио обучающегося по предмету Разработка (или их отбор) системы и текстов текущих и итоговых контрольных работ по предмету. Разработка комплексных контрольных работ по предмету Разработка системы контроля за выполнением проектных работ по предмету Реализация новой системы контроля результатов и проекта введения ФГОС Подготовка и проведение с родителями мероприятий информационного характера по новым формам и методам контроля Проведение запланированных контрольных работ Анализ результатов выполнения работ и коррекция

25 В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни.

С началом учебного года! Творческих успехов!!!!!!!!!!