Ученик 10 A класса Фомина Алексея Александровича Научный руководитель - преподаватель Федотова Тамара Николаевна МОУ СОШ 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шарапова Е.Н. Преподаватель математики и физики ЛАЗЕР Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ГОУ ПУ 1.
Advertisements

Полупроводниковые лазеры Выполнила: Вартанова Анна У4-02.
Лазер (оптический квантовый генератор) – устройство, испускающее когерентные электромагнитные волны оптического диапазона за счет вынужденного излучения.
Фантасты - это люди, которым не хватает фантазии, чтобы понять реальность. Габриэль Лауб.
Лазеры МОУ СОШ 2 Выполнил ученик 10 «А» класса Алиев Иса-Магомед Учитель физики: Стрекова Н. А г.
Исследование свойств лазерного излучения Выполнила работу: Коростелева Алена ученица 11 класса МОБУ «СОШ 1 им. А.П.Гайдара» Руководитель: Жигальцова Т.В.,
Лазеры Семинарское занятие. План семинарского занятия 1. Строение атома 2. Спонтанное и вынужденное излучение 3. Квантовые генераторы: а) история открытия.
Комсомольская средняя общеобразовательная школа 3 и Шилова А. М. учитель физики представляют урок с использованием компьютерных технологий.
Лазер Оптический квантовый генератор Учитель физики ГБОУ СОШ 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Стадникова Елена Вячеславовна.
ЛАЗЕРЫ © В.Е. Фрадкин, 2004 © Г.Н. Мешкова, 2004.
Лазеры и их применение Работу выполнил Демеев Руслан, У 4-01.
Спонтанное излучение Спонтанное излучение – излучение, испускаемое при самопроизвольном переходе атома из одного состояния в другое. (Разные атомы излучают.
НАУЧНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ Использование лазеров в технологии машиностроения ученицы 10- Б класса ОШ 1 г. Славянска Рожанской Анастасии НАУЧНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ.
Лазер происходит при отсутствии внешнего воздействия на атом объясняется неустойчивостью возбуждённого состояния атома является некогерентным.
Лазер Оптический квантовый генератор Laser От англ.Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation.
МОУ Шараповская основная общеобразовательная школа Докладчик: учащийся 9 класса В.Кравченко. Руководитель: учитель математики Р.Ф. Филиппова.
Выполнила: Ученица 11е класса Лицея при СГТУ Ильина Александра.
Выполнили: студенты ФТФ, гр Столяров Д. и Савостьянов А.
Лазеры и их применение Наука не знает добра и зла Наука лишь формулам верит В двадцатом веке наука вошла В природы запретные двери. За то, что узнать довелось.
Волновая оптика Интерференция и дифракция. Иванова Светлана Николаевна Самара МБОУ СОШ 101.
Транксрипт:

Ученик 10 A класса Фомина Алексея Александровича Научный руководитель - преподаватель Федотова Тамара Николаевна МОУ СОШ 3

1. Изучить устройство и принципы работы различных типов лазеров. 2. Разработать демонстрационные эксперименты по волновой оптике с помощью полупроводникового лазера.

1. Изучить физическую основу работы лазера. 2. Изучить строение и принцип работы полупроводниковых и других типов лазеров. 3. Разработать и проделать некоторые демонстрационные опыты с использованием полупроводникового лазера.

1. Введение 2. Принцип работы лазера. Спонтанное и индуцированное излучение 3. Типы и характеристики лазеров 4. Демонстрационные опыты с использованием полупроводникового лазера 5. Заключение

Лазер представляет собой источник монохроматического когерентного света с высокой направленностью светового луча. Физической основой работы лазера служит явление индукционного излучения. Слово «лазер» составлено из начальных букв английского выражения «Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation», что в переводе означает «усиление света в результате вынужденного излучения». Н. Г. Басов А. М. Прохоров

рубиновый на красителях газодинамический полупроводниковый Гелий-неоновый Типы лазеров CO2 - лазер

Ж. И. АЛФЕРОВ Академик, лауреат Нобелевской Премии за 2000 год Полупроводниковый лазер, полупроводниковый квантовый генератор, лазер с полупроводниковым кристаллом в качестве рабочего вещества. В П. л., в отличие от лазеров др. типов, используются излучательные квантовые переходы не между изолированными уровнями энергии атомов, молекул и ионов, а между разрешенными энергетическими зонами кристалла. В П. л. возбуждаются и излучают (коллективно) атомы, слагающие кристаллическую решётку. Это отличие определяет важную особенность П. л. малые размеры и компактность (объём кристалла ~ см 3 ). В П. л. удаётся получить показатель оптич. усиления до 10 4 см -1 хотя обычно для возбуждения генерации лазера достаточны и меньшие значения. Другими практически важными особенностями П. л. являются: высокая эффективность преобразования электрической энергии в энергию когерентного излучения (до 3050%); малая инерционность, обусловливающая широкую полосу частот прямой модуляции (более 10 9 Ггц); простота конструкции; возможность перестройки длины волны l излучения и наличие большого числа полупроводников, непрерывно перекрывающих интервал длин волн от 0,32 до 32 мкм.лазерквантовые переходы

Для подтверждения формулы d·sin α = n· λ следует измерить расстояние между дифракционной решеткой и экраном. После измерений получилось расстояние, равное L = 2.31 м. Далее измерим расстояние между нулевым и n порядком дифракции каждой из решеток: Диф. решетка (d = 0.02мм): x = 7.9 см x = 16.1 см Диф. решетка (d = мм): x = 23.5 см x = 48 см Из формулы d·sin α = n· λ выражаем значение sin α: sin α = nλ / d Подставим значения для n = 1, для двух различных дифракционных решеток: По первой решетке: sin α = nλ /d = 1*670*10 / 0.02*10³ = Для малых углов sin α tg α = x / L: tg α = 7.9*10 ² / 2.31 = По второй решетке: sin α = nλ / d = 1*670*10 / *10³ = 0.1 tg α = 23.5*10 ² / 2.31 = 0.1 Таким образом, в обоих случаях, sin α = tg α, следовательно формула d·sin α = n· λ верна.

Цель работы : Определить длину световой волны, излучаемой лазером Ход работы: Укрепите лазер, дифракционную решетку и шаблон с миллиметровой бумагой в лапках штатива. Включите лазер, направив луч через дифракционную решетку на миллиметровую бумагу. Зарисовать положение центрального и боковых ярких максимумов (пятен) (рис. 2.). Измерьте расстояние от центра главного максимума до центров боковых максимумов h1 и h2, вычислить среднее h. Измерить расстояние от дифракционной решетки до экрана (планшета) L. Вычислить длину световой волны, излучаемой лазером, используя формулу дифракционной решетки. Оценить погрешность измерения, результат представить в виде λ = λ ± Δλ. Измерить расстояние от центра главного максимума до центров вторых максимумов. Повторите вычисления длины световой волны для вторых максимумов. Оценить погрешность измерения, результат представить в виде λ = λ ± Δλ.

Используя формулу d·sin α = n· λ, учитывая sin α tg α при малых углах tg α = x / L, подставляем в основную формулу и получим: d · x /L = n· λ; λ = d · x / L · n d = 0.02 * 10¯³ м x = 7.9 * 10¯² м L = 2.31 м n = 1 λ = 0.02*10 ³*7.9*10² / 2.31*1 = 683 * 10¯ м Вычислим погрешность измерения: Δλ / λ = Δx / x + ΔL / L; Δλ / λ = 1*10 ³ / 7.9*10² + 1*10 ² / 2.31 = 0.014; Δλ = * 683 * 10¯ = * 10¯ м λ = 683 * 10¯ м ± 9.56 * 10¯ м

Лазеры нашли применение в самых различных областях от коррекции зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного синтеза. Газовые лазеры применяются в геодезических нивелирах, дальномерах и теодолитах; в метрологии – как эталоны частоты и времени; для записи голограмм. Лазеры на красителях и других рабочих средах используются для зондирования атмосферы. Мощные технологические лазеры на парах металлов и молекулах (в основном на CO ) – для резки, сварки и обработки металлов. Полупроводниковые лазеры используются в качестве прицелов ручного оружия, в проигрывателях компакт-дисков. Также полупроводниковый лазер пригоден для использования в качестве когерентного излучения при проведении демонстрационных экспериментов по физике, что я и представил в данной работе.