Экспериментальная психология как наука Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА tvpsite.ru 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретико-методологические основы дифференциальной психологии Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент.
Advertisements

Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Сущность понятия «научное исследование» РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЛЮБЕРЦЫ 2017.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Психология как наука. Цели урока Познакомиться с психологией как наукой и местом психологии в системе наук, Познакомиться с основными этапами ее развития,
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Экспериментальная психология: эмпирические методы исследования Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА 2012.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Транксрипт:

Экспериментальная психология как наука Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА tvpsite.ru 2012

План 1. Понятие об экспериментальной психологии. 2. Научное исследование. 2.1 Критерии истинности научного знания. 2.2 Методологические принципы. 2.3 Фазы (состояния) науки. 2.4 Этапы нормативного исследования. 2.5 Виды научных исследований и теорий. 2.6 Понятие и виды гипотез. 3. «Идеальное исследование», понятие и виды валидности. 4. Методы исследования (общие подходы).

1. Понятие об экспериментальной психологии 1. В расширительном значении: научная дисциплина, изучающая проблемой методов психологического исследования в целом. 2. Вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения психики человека и животных (по В. Вундту). 3. Система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. 4. Теория психологического эксперимента.

2. Научное исследование Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности и характеризующаяся методом. Критерии истинности (научности) знания: -Любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. -Научным признается знание, которое может быть опровергнуто в процессе эмпирической проверки. -Знание, для опровержения которого нет соответствующей процедуры, не может быть научным.

Теория - это предположение и может быть опровергнута экспериментом Эксперимент – метод опровержения правдоподобных гипотез. Методологические принципы: 1. Принцип фальсифицируемости - -потенциальная опровержимость теории; -абсолютное опровержение теории всегда окончательно. 2. Принцип верифицируемости – любая гипотеза может быть опровергнута впоследствии (относительна)

Состояния (фазы) науки (по Т. Куну): 1. Революционная фаза (ломка парадигмы). 2. «Нормальная наука» - правила и стандарты научной деятельности, принятые научным сообществом, до очередной революции, ломающей старую парадигму. Этапы нормативного процесса научного исследования: Выдвижение гипотезы (гипотез). Планирование исследования. Проведение исследования. Интерпретация данных. Опровержение или не опровержение гипотез. (Формулировка новой гипотезы).

Виды научных исследований 1. Фундаментальные (без учета практического эффекта). 2. Прикладные (для решения конкретной задачи). 3. Монодисциплинарные и комплексные. 4. Однофакторные (аналитические) – выявление наиболее существенного аспекта. 5. Поисковые (вопросы, ранее не решаемые). 6. Критические (опровержение существующей теории, выбор из альтернативных гипотез). 7.Воспроизводящие.

Виды научных теорий 1. Аксиоматические (на основе аксиом, недоказанных в рамках теории) и гипотетико-дедуктивные (на основе предположений - гипотез). 2. Качественные теории (без привлечения математического аппарата). 3. Формализованные теории (с использованием математического аппарата).

Гипотеза – научное предположение, которое пока не подтверждено и не опровергнуто. - может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой; - открыта для дальнейшей проверки. I. Виды гипотез (по происхождению): 1. Теоретические (теоретически обоснованные; для проверки следствий теории). 2. Экспериментальные (для подтверждения/ опровержения теорий). 3. Эмпирические (безотносительно к теории; для данного конкретного случая).

II. Виды гипотез (по содержанию) 1. О наличии явления (существует ли?). 2. О наличии связи между явлениями (корреляционное исследование). 3. О наличии причинной связи между явлениями - экспериментальные гипотезы: - Основные (1-2) и альтернативные. -Гипотеза о различии (Н 1 ). -Гипотеза о сходстве (Н 0 ).

Понятие идеального исследования Результаты объективны, инвариантны относительно времени, пространства, типа объектов исследования. Идеальное исследование интерсубъективно. Идеальное исследование не может и не должно полностью соответствовать реальному. Научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Понятие и виды валидности.

Виды валидности Теоретическая (прогностическая) валидность – отношение идеального исследования к реальности Внутренняя валидность – соответствие реального исследования идеальному Внешняя валидность – соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности

Классификация психологических эмпирических методов (по В.Н. Дружинину)

1. Общепсихологические методы: 1. по виду используемого опыта: методы интроспекции и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению); 2. по активности воздействия: наблюдение и эксперимент; 3. по уровню обобщенности полученных закономерностей: номотетические (ориентированные на общее, психология объяснения) и идеографические (ориентированные на единичное, психология понимания); 4. по стабильности - констатирующие и формирующие методы.

2. Психогенетические методы – изучение влияния наследственности и среды Генеалогический метод (генеалогические древа). Метод приемных детей – (пары ребенок - биологический родитель и ребенок - приемный родитель). Близнецовый метод (Э. Торндайк) (монозиготные (однояйцевые) близнецы обладают идентичными генными наборами, дизиготные (генный набор - как у обычных родных братьев и сестер).

Разновидности близнецового метода

3. Исторические методы (методы анализа документов) Биографический метод (вариант - петрографический метод) Дневниковый метод - вариант биографического, как правило, посвящен изучению жизни обычного человека. Автобиография - жизнеописание, ретроспективный опыт.

4. Собственно психологические методы 1. Интроспективные методы Самонаблюдение (интроспекция) Самооценка 2. Психофизиологические (аппаратные) методы Методика кожно- гальванических реакций Измерение абсолютных и дифференциальных порогов Методика двигательных реакций Методика условнорефлекторного изменения чувствительности

5. Социально-психологические методы 1. Опросы (в их разновидностях) Беседа (роли симметричны) Интервью («лидер» и «ведомый») Анкетирование (начиная с 10 лет). 2.Социометрия.

6. Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов «Поперечные» срезы подразумевают сравнение различных по возрасту людей (А. Гезелл). «Продольные» (лонгитюдные) срезы предполагают исследование, ведущееся на одной и той же выборке длительное время.

7. Метод тестирования Тесты способностей. Тесты умений и навыков. Тесты восприятия. Мнения (интересы, установки). Эстетические тесты. Проективные тесты. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях). Игровые тесты. 8. Праксеометрический метод (анализ продуктов деятельности)

9. Методы исследования индивидуальности (каналы получения информации) L (life record data) - данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. T (objective test data) - данные объективных тестов (испытаний). Q (questionnaire data) - данные, получаемые при помощи опросников, анкет.

Самопроверка 1. Принципы экспериментальной психологии: А) фальсифицируемости; Б)верифицируемости; В) научности. 2. Номотетический метод предполагает: А) объяснение; Б) понимание. 3. Основоположник экспериментальной психологии: А) В. Вундт. Б) З. Фрейд. В) Л.С. Выготский.