Развитие интеллектуальных способностей младших школьников «Они все смотрят как-то особенно, оригинально, во всем видят именно то, что без них никто не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективность урока через развитие мышления обучающихся.
Advertisements

М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Тема: «Формирование общих учебных умений и навыков на основе организации учебной деятельности младших школьников». Учитель начальных классов МОУ СОШ с.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка или Обучение русскому языку средствами субъективизации.
Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников. Презентация опыта учителя высшей категории.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
Григорьева Екатерина Владимировна учитель математики МОУ СОШ 3 г. Луги Ленинградской области Обучение и развитие как форма и содержание единого процесса.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ФАЛИЛЕЕВА Н.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЧИНДАНТСКАЯ СОШ.
«Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» Л. Фейербах.
Геометрический материал – средство развития мышления младших школьников Васько Ирина Ивановна учитель начальных классов.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения Г.К. Лихтенберг.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Транксрипт:

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников «Они все смотрят как-то особенно, оригинально, во всем видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и все удивляются, что прежде этого не видели…» Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ 17 Стрельцова Ирина Николаевна

Мышление характеризуется как высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека, в которой в результате непрерывного взаимодействия человека с объективным миром происходит отражение бытия в сознании на основе единства объективного и субъективного. Причем данное отражение осуществляется обобщенно и опосредованно, когда мы сравниваем и сочетаем общее и существенное без непосредственного обращения к опыту, - в ходе идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности возникают новые мысли об объектах окружающей действительности.

4 дополнительных требования к организации учебной информации : 1. Учет психологических особенностей процесса образования понятий; 2. Создание условий для становления базовых интеллектуальных качеств личности; 3. Формирование мета когнитивной осведомленности (представление человека о своих индивидуальных интеллектуальных возможностях); 4. Обеспечение психологически комфортного режима умственного труда. На своих уроках мы стараемся придерживаться вышеперечисленных требований.

Является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Психологическим основанием «мозгового штурма» является теория З. Фрейда, согласно которой мышление человека в обычных условиях определяется в основном сознанием, где властвует контроль и порядок. Чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условие для прорыва «грозных сил и инстинктов», живущих в подсознании.

Особенность проведения мозгового штурма заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. С целью активизации мышления младших школьников используем следующие задания: Задача 1. сгорело деревянное строение на берегу реки в лесу. Откуда пришел огонь? Ответы: подожгли дети, курящий мужчина бросил спичку или не потушил сигарету, туристы не потушили костер, в избушку ударила молния…

Задача 2. У К. Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается «Тянитолкай». Фантастическое животное с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству? Ответы: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди, быстрее есть, видеть все, что находится вокруг, имея две головы веселее жить, животное лучше видит и слышит, а значит может вовремя заметить опасность…

Задача 3. Игра «Остров». Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелели, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать чтобы выжить? Ответы: необходимо строить жилье, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь…

Изучение словесно - логического мышления Цель: методика разработана Э.Ф. Замбацявечене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхаура с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированность важнейших логических операций. Субтест Цель: Исследовать навыки дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий в словарном запасе. 1. У сапога всегда есть – шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы 2. В теплых краях живет – медведь, олень, волк, верблюд, пингвин 3. В году – 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. 4. Месяц зимы – сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март 5. В нашей стране не живет – соловей, аист, синица, страус, скворец 6. Отец старше своего сына – часто, всегда, никогда, редко, иногда 7. Время суток – год, месяц, неделя, день, понедельник 8. У дерева всегда есть – листья, цветы, плоды, корень, тень 9. Время года – август, суббота, утро, каникулы 10. Пассажирский транспорт – комбайн, самосвал, автобус, тепловоз, экскаватор.

Становление базовых интеллектуальных качеств личности Среди интеллектуальных качеств личности можно выделить такие, как: Любознательность (способность активно реагировать на новую информацию), Критичность (способность фиксировать и разрешать коллизии, противоречия), Креативность (способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а так же использовать нестандартные способы деятельности), Дисциплинированность ума (способность строить свою интеллектуальную деятельность по плану), Самоконтроль (способность к самопроверке), Полилог (способность участвовать в совместных обсуждениях). Например, на уроках предлагаются задания такого типа: «Найди ошибку в рассуждениях», «Проверь и обоснуй, какое решение является верным», «Составь самостоятельно аналогичное задание».

Формирование мета когнитивной осведомленности Интеллектуальное развитие ребенка предполагает не только усвоение знаний «о том, что» и знаний «о том, как», но и знаний о том, какой Я». Знание собственных интеллектуальных особенностей является мощным стимулом развития индивидуальных интеллектуальных сил. Метакогнитивная осведомленность включает: 1. Систему представления о своих индивидуальных интеллектуальных качествах. 2. Умение оценивать сильные и слабые стороны своего интеллекта. 3. Готовность сознательно управлять своей интеллектуальной деятельностью. Повышению уровня осведомленности способствуют разделы «Психологический комментарий», в которых дети знакомятся с общими сведениями об определенных проявлениях человеческого интеллекта: - способность оперировать образами; - способность к запоминанию; - способность выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); - способность быть внимательным.

Конечно, не все можно понять сразу и полностью. Но постепенно усваивая новые знания и исследуя окружающий мир, человек начинает получать удовольствие от самого процесса познания. В 4 классе анализируются четыре основных правила: 1. «Старайся помнить об инерции собственного мышления (готовность действовать по привычке, без сознательных усилий)»; 2. «Научись задавать вопросы (правильно задать вопрос – значит наполовину решить задание) 3. «Формулируй и обосновывай гипотезы (предположение о возможности какого-либо события)». 4. «Используй эвристические приемы (прием мыслительной деятельности, который обеспечивает быстрое «наведение» на правильное решение и сокращение мыслительного поиска)» Например, задача 4 класса: если кум съел половину трети пирога, а кума – треть половины того же пирога, кто съел больше? (способы решения данной задачи разные: графический, арифметический, логический).