История социологии Основные направления социологической мысли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Advertisements

Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Возникновение социологии В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Гуманизм Определение Возникновение Объект Предмет Задачи Цели.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Н АУКА И ФИЛОСОФИЯ.. Е СТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ. Сходства. Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Подготовила асс. кафедры СМК Воробьева Т.А.. Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 2 Позитивисткая традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
Транксрипт:

История социологии Основные направления социологической мысли

Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Термин «социология» связан с именем О. Конта, но не именно он создал эту науку. Он сумел обобщить те новые явления, которые были характерны для конца XVIII начала XIX вв., а выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя.

Стадии развития знания Стадии развития общества 1. Теологическая (греч. теос бог)1. Эпоха охватывающая Древний мир и Средневековье Знание имеет мифологический, религиозный характер и основано на вере. «Человеческий дух... воображает, что явления (социальные. Б. И.) производятся воздействием... сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся явления мира» 1 Она делится на три периода: фетишизм. Здесь люди видели богов во внешних предметах, им же приписывалась жизнь политеизм. Жизнью наделялись «фиктивные существа», боги. Их вмешательством и объяснялись все явления монотеизм. Христианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог 2. Метафизическая 2. Эпоха революций Знание оторвано от реальной жизни, имеет абстрактный характер. «В мета­физическом состоянии (человеческого духа. Б. И.) сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, которые могут сами собой производить все наблюдаемые явления, объяснение которых состоит только в подыскании соответствующей сущности» 2 Абстрактное знание приобретает критический характер, наблюдается кризис, распад социальных связей. Эта стадия длилась примерно с XIV до начала XIX в. и охватывает собой эпоху Реформации, Возрождения, эпоху Великих географических открытий, становление и развитие капитализма. 1-й и 2-й стадиям соответствует общество, нацеленное на войну, имеющее военно- авторитарный режим правления 3. Позитивная 3. Промышленное и мировое общество Знание основано на опыте, эксперименте и имеет научный характер. В положительном состоянии «человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений, т. е. их неизменных отношений, последовательности и подобия» 3 Начало этой стадии, т. е. индустриализацию общества, стабилизирующую все социальные процессы и делающую бессмысленной войну (ибо с помощью массового производства можно достичь во всех сферах общества гораздо большего, чем завоеваниями), и наблюдал О. Конт в первой половине XIX в.

Предпосылки формирования социологии как науки

Факторы формирования социологии как науки Появление социологии как самостоятельной науки обусловлено двумя важнейшими факторами. Во-первых, объективными потребностями развивающегося индустриального общества, нуждающегося в рациональном взгляде на социальную жизнь в условиях рыночных издержек и рисков. Во-вторых, фактором развития самого обществоведческого знания в рамках социальной философии, исторической науки, теории государства и права и других наук.

Под влиянием Великой французской революции в эти времена происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями. В центр этого общества постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений требовали следующие факты: 1) стремительное развитие капитализма; 2) нарастающая волна социальных конфликтов; 3) противоречия в функционировании буржуазной демократии. Быстрое развитие других общественных наук (истории, экономики, права, социальной философии) создало новый комплекс проблем, лежащих на грани этих наук и требовавших самостоятельного рассмотрения.

Основные направления развития социологии

Позитивизм: Огюст Конт ( ) (О.Конт «Курс позитивной философии) - рассмотрение всех социальных явлений как подчиненных неизменным естественным законам. 1. социальные явления качественно те же, что и природные, 2. при изучении социальных явлений используются те же методы, что и в естественных науках 3. Задача социологии – выработка эмпирически обоснованных теоретических положений для прогнозирования социальных явлений.

Материалистическое направление: Карл Маркс К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории. Это послужило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций.

Биологическое направление: Г. Спенсер ( ) Г. Спенсер который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. По его мнению, процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Он поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни.

Географическое направление: Г. Бокль ( ) Г. Бокль представлял прогресс человеческого общества не как предопределение провидения или результат действия свободной волн исторических деятелей, а как проявление природных факторов.

Антипозитивизм: В. Виндельбанд ( ), Г. Риккерт ( ), В. Дильтей ( ) Антипознтивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а понимание социальных фактов

Антропологическое направление: М. Шелер ( ) Человек разорвал свою прямую связь с природой, и как единичное существо, индивид он не самодостаточен. Свои недостатки он компенсирует культурой, т. е. знаниями и навыками, которые он получает от общества. Развитие цивилизации только увеличивает разрыв человека с природой. Отсюда вытекает задача развития социальных институтов семьи, школы, церкви, государства, которые насыщают индивида культурой и регулируют его поведение.

Психологический подход: Л. Уорд, Ф. Гиддинс Психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс) рассматривает развитие общества как часть космической эволюции, которая в отличие от природной эволюции базируется на техническом (целенаправленном), сознательном управлении социальными процессами

Инстинктивизм: У. Мак-Дугал основа жизни в инстинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психического склада индивида.

Психология масс: Г. Лебон, Г. Тард объяснение поведения больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость.

Бихевиоризм: Э. Торндайк, Д. Уотсон Бихевиоризм на первое место выдвигал сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия. Другая характерная черта этого направления постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и институтов.

Неопозитивизм 20-е 50-е гг. XX в Принципы неопозитивизма: натурализм; сциентизм; бихевиоризм; верификационизм; квантификация; объективизм.

Социология в России 1 -и этап: с середины 60-х гг. XIX в. до середины первого десятилетия XX в. – Распространение социологических идей, формирование направлений, появление самостоятельных социологических работ 2-й этап: с середины первого десятилетия XX в. до середины 20-х гг. XX в. – Институциализация социологии: создание кафедр, отделений, подготовка и чтение курсов лекций, выпуск специализированных изданий, создание социологического общества 3-й этап: с середины 20-х гг. до середины 50-х гг. XX в. – Высылка социологов-не марксистов за границу (1922 г.), исключение курса социологии из программ университетского образования, закрытие социологического общества (1923 г.)

Социология в России 4-й этап: с середины 50-х гг. до середины 80-х гг. XX в – Начало новой институционализации социологии-в СССР: создание АСС, социологических лабораторий, ИКСИАН (1968 г.), журнала «Социс» (1974 г.) 5-й этап: с середины 80-х гг. по настоящее время – Становление самостоятельной науки, ее окончательная институционализация

Социологические теории

Рекомендуемая литература Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996 Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. М., История буржуазной социологии Х1Х-начала ХХ века. М., История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., История социологии: Учебное пособие / Под общ.ред.А.Н.Елсукова и др. Мн., 1997.

Спасибо за внимание