Содержание М. В. Ломоносов Г. Р. Державин А. А. Дельвиг Ф. И. Тютчев К. М. Фофанов А. С. Пушкин И. Ф. Анненский А. А. Ахматова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Advertisements

«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
ДЕЛЬВИГ АНТОН АНТОНОВИЧ
«Отечество нам – Царское Село…» 19 октября – день лицея.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Презентация к уроку литературы Зачётная работа выполнена слушателем компьютерных курсов Ламоновой Натальей Яковлевной город Волхов город Волхов.
Александр Сергеевич Пушкин Абрам Петрович Ганнибал, прадед поэта по материнской линии.
«Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи».
С лицейского порога 200 лет со дня открытия Императорского Царскосельского лицея.
«Нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село…» 19 октября 1811 года – день открытия лицея. 19 октября 1811 года – день открытия лицея. Это было новое.
Пушкин о назначении поэта и поэзии
Сонце російської поезії И чувства добрые я лирой пробуждал. О.Пушкин Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф. Тютчев И чувства добрые я.
А.С. ПУШКИН Биография, отношение к истории и историческая тема в литературе
«Жалей того, кто с идеалом Столкнется здесь лицом к лицу. Его душа крылом усталым Вспорхнёт и улетит к Творцу». Владимир Палей.
Сказуемое как синтаксическое средство выразительности речи.
Темы и мотивы в лирике. Основное содержание лирического произведения – передача чувства, настроения, мысли; изображение внутренней жизни людей; жизнь.
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Юбилею Зеленограда посвящается… Стихи и рисунки учеников 8 «А» класса ГБОУ СОШ «Школа надомного обучения 367», Учитель русского языка и литературы: Козлова.
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Транксрипт:

Содержание М. В. Ломоносов Г. Р. Державин А. А. Дельвиг Ф. И. Тютчев К. М. Фофанов А. С. Пушкин И. Ф. Анненский А. А. Ахматова

Царское Село на страницах русской поэзии. Царское Село. Этот город, расположенный близ Санкт-Петербурга, по праву считают ярчайшей жемчужиной в ожерелье пригородов культурной столицы России. В течение трёх веков это удивительное место щедро наполняло вдохновением сердца признанных мастеров пера и совсем юных, начинающих поэтов. Каждый, вдыхая волшебный аромат цветущих лип, погружаясь в атмосферу необыкновенной красоты природной гармонии, предаваясь чувству восторженного уединения в тенистых аллеях парка, испытывал волнение и желание выразить свои чувства изысканными, торжественными, музыкальными строками. И тогда на помощь приходила поэзия. У каждой эпохи свои герои, темы, жанры, свои средства художественной выразительности. Вдумчивый читатель видит, как в блистательных строфах Ломоносова, Пушкина, Ахматовой отражена удивительно яркая, значительная, порой драматическая история Царского Села. Попытаемся и мы пройти литературными маршрутами любимого города, вспомнить имена, факты, события, увидеть в поэтических строках хорошо знакомые с раннего детства места.

М. В. Ломоносов

Первые страницы нашей импровизированной антологии по праву будут принадлежать известному учёному, историку, физику, химику, механику, художнику и стихотворцу Михаилу Васильевичу Ломоносову ( ). Литература первой половины XVIII века сохраняет черты переходного периода – от литературы религиозной к литературе светской. Сложная ритмическая организация, устаревшая лексика, одический жанр затрудняют восприятие стихотворного произведения современным читателем, но не прочувствовать торжественность и восторг, выраженные в оде Ломоносова 1750 года, нельзя: Как если зданием прекрасным Умножить должно звёзд число, Созвездием являться ясным Достойно Сарское Село. Чудовища, что легковерным Раченьем древность и безмерным, Подняв на твердь, вместила там, Укройтесь за пределы света: Се зиждет здесь Елисавета Красу прилично небесам. Поэт предсказывает Царскому Селу большое будущее, подчёркивая созидательную, просветительскую роль императрицы Елизаветы Петровны. Четырнадцать лет спустя тема разумной монаршей власти снова будет выделена Ломоносовым в замечательной пейзажной зарисовке «На Сарское Село августа 24 дня 1764 года»: Луга, кустарники, приятны высоты, Пример и образец Эдемской красоты, Достойно похвалить я ныне вас желаю, Но выше по чему почтить, ещё не знаю. Не тем ли, что везде приятности в садах И нежны зефиры роскошествуют в цветах? Или что ради вас художеств славных сила Возможность всю свою и хитрость истощила? Или что мещет с вас златая блеск гора, Откуда видим град Великого Петра? Гора или то дом, богам земным пристойной, К отдохновению величества спокойной? Всех больше красит сей Екатерина край, При ней здесь век златой и расцветает рай. Она все красоты присутством оживляет, Как свет добротами и славой восхищает. В представленном стихотворении поэт создаёт гармоничную картину осмысленного творческого взаимодействия человека и природы. Преобразовывая, совершенствуя, украшая, прогрессивный правитель достигает значительных результатов, прославляя своё Отечество. Думается, совсем не случайно в оде отмечена историческая эстафета от Петра Великого к Екатерине II, чьё правление отмечено как золотой век российской державы.

Г. Р.Державин

Таким образом, в первых стихотворных посвящениях Царскому Селу мы встречаемся с владельцами и создателями знаменитой царской резиденции, имеем возможность оценить вклад каждого и восторженно, как того требует жанр оды, воспринять художественно описанные красоты. Для полноты картины любителям русской словесности можно порекомендовать известное произведение Г. Р. Державина «Прогулка в Сарском Селе», отрывок из которого и предлагается вашему вниманию: …Взгляни, взгляни вокруг И виждь, красы природы Как бы стеклись к нам вдруг: Сребром сверкают воды Рубином облака, Багряным златом кровы, Как огненная река; Свет ясный, пурпуровый Объял все воды вдруг; Смотри в них рыб плесканье, Плывущих птиц на луг И крыл их трепетанье. Весна во всех местах Нам взор свой осклабляет В зелёных муравах Ковры нам постилает; Послушай рога рёв, Там эха хохотанье; Тут шепоты ручьёв, Здесь розы воздыханье.

Блистательный век русского классицизма плавно перешёл в период, который позднее с полным основанием критики назовут золотым веком русской литературы. Пейзажная лирика XIX века выделяет особо тему Царского Села благодаря творческому наследию таких замечательных поэтов, как А.А.Дельвиг ( ), Н.В.Кукольник ( ), Ф.И.Тютчев ( ), П.А.Вяземский ( ), К.М.Фофанов ( ). Сады и парки Царского Села во все времена года прекрасны. И это великолепие, сказочное убранство, неповторимые ландшафтные черты, особенную атмосферу восторга и единения человека с природой мы обнаруживаем в замечательных строфах поэтов того времени.

А. А. Дельвиг

Я редко пел, но весело, друзья! Моя душа свободно разливалась. О Царский сад, тебя ль забуду я? Твоей красой волшебной оживлялась Проказница фантазия моя И со струной струна перекликалась, В согласный звон сливаясь под рукой, И вы, друзья, любили голос мой.

Ф. И. Тютчев

Осенней позднею порою Люблю я Царскосельский сад, Когда он тихой полумглою, Как бы дремотою объят, И белокрылые виденья, На тусклом озере стекла, В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле…

К. М. Фофанов

Меланхоличен Царскосельский сад И тем милей мечтателям угрюмым. Он вас чарует прелестью баллад, Приветствует спокойно-важным шумом, В нём вечером люблю встречать закат, Предавшися своим певучим думам… Войдёмте же в него мы. Много в нём И выходов, и входов есть кругом. Ведущие в ласкающую даль, Как хороши тенистые аллеи! Там что ни шаг, то будят в вас печаль Угасших лет невинные затеи. То пруд блеснёт, прозрачный как хрусталь, То статуя Амура иль Психеи На вас глядит, кокетливо грустя,- Столетнее бездушное дитя!

Сколько искреннего чувства, обаятельной простоты, сердечного тепла в представленных фрагментах! Природа и человек сливаются воедино, настраиваются на творческую волну, и вот уже вплелись в стихотворный размер шелест листвы, шум ветра, соловьиные трели… Поэтический небосвод русской литературы без этого имени невозможно представить. Пушкин и Царское Село. Сколько мыслей, ассоциаций, вопросов и цитат возникает в сознании любителей словесности! Имя поэта стало именем города не случайно. Биографы Пушкина, исследуя жизненный путь великого поэта, отмечают тесную связь его судьбы с двумя городами – Москвой и Петербургом. В Москве поэт родился, а в Петербурге произошли самые значительные события его жизни. Но неизменно, обращаясь к биографии поэта, исследователи подчёркивают роль Царского Села в его творческом становлении. В Царском Селе Пушкин провел шесть лет; в этих садах расцветал его дивный талант, наконец, здесь поэт испытал восторг юношеской дружбы и долгожданный миг обретения счастья: сначала в кругу лицейских друзей, а потом в медовый месяц, летом 1831 года.

Царскому Селу Александр Пушкин посвятил множество замечательных строк. Сначала в строгом и торжественном одическом стиле, отдавая дань величественному XVIII веку и прославляя достойных сынов Отечества, честно служивших российскому престолу. Обратимся к стихотворению 1815 года, в котором шестнадцатилетний автор выражает юношескую жажду героического, патриотический восторг, пристальное внимание к славному историческому прошлому – всё то, что будет детально разработано в творческой мастерской гениального поэта позднее. А пока Чесменская колонна, Орловские ворота, Кагульский обелиск будят воображение юного поэта, и на бумагу ложатся строки: Бессмертны вы вовек, о россии исполины, В боях воспитаны средь бранных непогод; О вас, сподвижники, друзья Екатерины, Пойдёт молва из рода в род. О громкий век военных споров, Свидетель славы россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали. Их смелым подвигам, страшась, дивился мир, Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громкозвучных лир.

Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина, заявленная буквально в самых ранних произведениях, будет широко представлена в дальнейшем. Образы Бориса Годунова, Петра Первого, Емельяна Пугачёва обретут реальные черты благодаря возникшему у начинающего поэта ещё в лицейский период непреодолимому желанию всесторонне исследовать психологию сильной личности. Постепенно обретая виртуозную лёгкость стиха, смело погружаясь в многоликий мир поэтического вдохновения, активно осваивая жанры посланий, элегий, посвящений, поэт задумывается о сути творчества, его природе, о назначении поэзии. В те дни в таинственных долинах Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Кто знает, сумел бы развиться поэтический талант на другой почве, в другом окружении, в иной временной период? Всё удивительным образом переплелось, соединилось, совпало…Открытие уникального учебного заведения, выдающийся состав педагогов, целая плеяда ярких личностей в первом наборе воспитанников лицея, атмосфера всеобщего воодушевления, вызванного победой российского оружия в Отечественной войне 1812 года.

И, конечно же, поражающее воображение своими природными красотами, развивающееся и постепенно обретающее современные черты Царское Село - город муз, поэтов и творцов. Лицей подарил юному Пушкину радость творчества, первое признание, настоящую дружбу и ощущение родного дома. Именно поэтому в путешествиях, далёких и близких, поэт вновь и вновь возвращается мысленно к тем местам, где он был по-настоящему счастлив. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастье куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское село. На протяжении всей жизни Пушкин всячески поддерживал духовную связь с лицейскими друзьями, берёг в сердце искреннюю привязанность к своим наставникам, не уставал вспоминать живописные уголки Царскосельского парка. Всё это нашло отражение в поэтическом воспоминании 1829 года. Воспоминаньями смущённый, Исполнен сладкою тоской. Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу с поникшей головой. Так отрок Библии – безумный расточитель, До капли истощив раскаянья фиал, Увидев наконец родимую обитель, Главой поник и зарыдал.

Мотив возвращения, ностальгической грусти сменяется светлыми красками радости, которыми тридцатилетний поэт рисует прошлое, художественно представляя миг своего творческого рождения. Воображаю день счастливый, Когда средь вас возник Лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый, И вижу вновь семью друзей, Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым, Мечтанья смутные в душе моей тая, Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, Поэтом забываюсь я. Каждый поэт, стремясь к идеалу, формирует свои принципы художественного метода, определяет ключевые слова, которые помогают читателю лучше понять противоречивую, страдающую, ранимую душу художника. За пушкинской строкой мы нередко чувствуем незримое присутствие царскосельской музы – свободолюбие лицейского братства, всепоглощающее чувство любви к конкретным людям и окружающему миру, к красоте природы, явленной в кронах вековых деревьев, хрустальной глади водоёмов, грациозных движениях белоснежных птиц.

Царское село. Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений, О ты, певцу дубрав давно знакомый гений, Воспоминание, рисуй передо мной Волшебные места, где я живу душой, Леса, где я любил, где чувство развивалось, Где с первой юностью младенчество сливалось И где, взлелеянный природой и мечтой, Я знал поэзию, весёлость и покой. Веди, веди меня под липовые сени, Всегда любезные моей свободной лени, на берег озера, на тихий скат холмов!.. Да вновь увижу я ковры дерев, и светлую долину, И злачных берегов знакомую картину, И в тихом озере, средь блещущих зыбей, Станицу гордую спокойных лебедей.

Поэтическую дань отдал Царскому Селу Иннокентий Анненский ( ), проживший здесь последние 13 лет жизни. Чуждый суетности светской жизни, кипевшей в загородной резиденции, поэт открыл для себя прелесть царскосельских пейзажей, величие мраморных скульптур, классическую строгость галерей и павильонов. И. Ф.Анненский был воспитателем и учителем Н. С. Гумилёва. В гимназии, где он был директором и преподавателем в одном из классов, слушал его лекции по словесности будущий поэт Всеволод Рождественский. События и имена, факты и вопросы, тайны и тревоги XX века. Стремительный, неоднозначный, полный глубокого трагизма период оставил свой след в русской литературе. Но царскосельские мотивы не были забыты, новая плеяда поэтов и писателей нашла своё вдохновение в этом удивительном городе.

Иннокентий Анненский

Если колкой вьюгой, ветром встречным Дрогнувшую память обожгло, Хоть во сне, хоть мальчиком беспечным Возврати мне Царское Село! Бронзовый мечтатель за Лицеем Посмотрел сквозь падающий снег, Ветер заклубился по аллеям, Звонких лыж опередив разбег. И бегу я в лунный дом по следу Под горбатым мостиком туда, Где над чёрным лебедем и Ледой Дрогнула зелёная звезда.

А. А. Ахматова

Наш рассказ не был бы полным без имени Анны Ахматовой (1889 – 1966), великого русского поэта серебряного века, которую современники не без основания называли Царскосельской музой, наследницей пушкинского гения. Её детство и отрочество прошли в Царском Селе. «Мои первые впечатления – царскосельские, - зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду», - вспоминает Ахматова. Попытаемся и мы почувствовать, понять, что же скрывается за этим коротким загадочным «нечто»:

Настоящую оду Нашептало…Постой, Царскосельскую одурь Прячу в ящик пустой, В роковую шкатулку, В кипарисный ларец, А тому переулку Наступает конец. Здесь не Темник, не Шуя – Город парков и зал, Но тебя опишу я, Как свой Витебск – Шагал.... Фонари на предметы Лили матовый свет, И придворной кареты Промелькнул силуэт. Так мне хочется, чтобы Появиться могли Голубые сугробы С Петербургом вдали.

Эмоциональный заряд, ассоциации и параллели, внимание к штрихам и деталям, по сути, новый поэтический язык помогают выразить чувство, которое испытывает поэт к городу своего детства. Тема Царского Села представлена в лирике Ахматовой не в сиюминутном, современном, а историческом контексте. Наследницей прошлого воспринимает себя поэтесса, осознавая степень ответственности и драматургической глубины происходящего: Казалось мне, что песня спета Средь этих опустелых зал. О, кто бы мне тогда сказал, Что я наследую всё это: Фелицу, лебедя, мосты И все китайские затеи, Дворца сквозные галереи И липы дивной красоты, И даже собственную тень, Всю искажённую от страха, И покаянную рубаху, И замогильную сирень. Нотой высокого патриотизма, искреннего переживания исполнено стихотворение «Городу Пушкина», в котором переплелись судьба человека и судьба города. О, горе мне! Они тебя сожгли... О, встреча, что разлуки тяжелее! Здесь был фонтан, высокие аллеи, Громада парка древнего вдали, Заря была самой себя алее, В апреле запах прели и земли, И первый поцелуй...

Читая Ахматову, веришь, что атмосфера творчества, высокой поэзии никогда не покинет это место, своеобразный литературный Олимп, существующий уже на протяжении трёх веков,- Саарская мыза, Царское Село, город Пушкин. Об этом ещё одно стихотворение поэтессы: Все души милых на высоких звёздах. Как хорошо, что некого терять И можно плакать. Царскосельский воздух Был создан, чтобы песни повторять. У берега серебряная ива Касается сентябрьских ярких вод. Из прошлого восставши, молчаливо Ко мне навстречу тень моя идёт. Здесь столько лир повешено на ветки, Но и моей как будто место есть. А этот дождик, солнечный и редкий, Мне утешенье и благая весть.

Поэтическое приношение Пушкину, Царскому Селу отдали и мастера второй половины XX века. Среди них и такие тончайшие лирики, как Давид Самойлов и Александр Кушнер, мэтры авторской песни Б. Окуджава, Ю. Ким, А. Городницкий, А. Розенбаум, множество других авторов, различных по своему поэтическому дару, но объединённых восторгом и преклонением перед художественным феноменом Царского Села.