Подходы к формированию программы формирования УУД с учетом показателей результативности реализации ООП ДО Патрикеева Ирина Евгеньевна Л.П.Совина, И.о.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Advertisements

«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Конструирование программы формирования универсальных учебных действий и подготовка условий к ее реализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Уважаемые родители ! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

Подходы к формированию программы формирования УУД с учетом показателей результативности реализации ООП ДО Патрикеева Ирина Евгеньевна Л.П.Совина, И.о. зав кафедрой управления и экономики образования ИПКиПРО УР Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития... Л.С. Выготский

2 Основная цель российского образования Новая цель образования Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентаци я на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться

«Социальный портрет» ребенка семи лет: «Социальный портрет» ребенка семи лет: Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками «Социальный портрет» «Социальный портрет» выпускника начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Структура ООП НОО ( Приказ МОиН РФ 2357 от г.) Целевой раздел: пояснительная записка; пояснительная записка; планируемые результаты освоения ООП НОО; планируемые результаты освоения ООП НОО; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Содержательный раздел: учебный план начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий; программа формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы программа коррекционной работы Организационный раздел: Учебный план Учебный план План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности Система условий реализации ООПНОО Система условий реализации ООПНОО

Требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС) Личностные результаты Метапредметные результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные) Предметные результаты Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ) физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками; любознательный активный; эмоционально отзывчивый; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; коммуникативные результаты способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; регулятивные результаты способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; познавательные результаты овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; регулятивные результаты овладевший необходимыми умениями и навыками;

Планируемые результаты: три группы результатов ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Система научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Действия с учебным материалом

Метапредметные результаты – формирование УУД (универсальные учебные действия)

Структура программы Пояснительная записка 1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования 2. Характеристики универсальных учебных действий младших школьников 3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов начальной ступени 4. Показатели сформированности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию 5. Планируемые результаты освоения обучающемися программы УУД 6. Типовые диагностические задачи для определения уровня развития УУД 7. Литература 8. Приложения Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

1.Ценностные ориентиры Формирование основ гражданской идентичности личности Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества Развитие ценностно-смысловой сферы личности Развитие умения учиться Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности

2.Характеристики универсальных учебных действий младших школьников В широком значении «универсальные учебные действия» – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении (собственно психологическом значении) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода.

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение МатематикаОкружающий мир личностныежизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация смыслообразова ние нравственно- этическая ориентация регулятивныецелеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познаватель- ные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познаватель- ные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникатив- ные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов 3.Направленность учебных предметов на развитие УУД

Объективные сложности процесса адаптации первоклассников Возраст - от 6 с половиной лет до 8 лет Разный уровень подготовленности к школе Гиперактивные дети Многонациональный состав учащихся - мигранты Резкая смена ведущего типа деятельности- от игровой к учебной

Внешние факторы адаптации первоклассника Особая опека со стороны учителя, воспитателя группы продленного дня, психолога Особый временной режим - продолжительность урока 35 минут, в день не более 3 уроков. Все эти мероприятия затрагивали только внешнюю сторону пребывания первоклассника в школе.

4.Показатели сформированности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию Обеспечение преемственности в развитии универсальных учебных действий предшкольного и начального общего образования в каждом конкретном образовательном учреждении может осуществляться в различных формах

Планы совместных мероприятий учителей начальных классов с воспитателями ДОУ, учителями-предметниками Проведение открытых уроков, занятий по предметам. Взаимопосещение уроков педагогами ДОУ и учителями- предметникам Семинар: «Особенности адаптации воспитанников детского сада к школе» Пед. совет. «Современная деятельность учителей начальных классов с воспитателями ДОУ, учителями- предметниками в плане подготовки детей в 1 класс Родительское собрание «Режим дня будущего первоклассника»

Особо организованный образовательный процесс в адаптационный период Программа адаптации детей к школе « ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ» авторы Г. А. Цукерман К. Н. Поливанова (изд. М.: Генезис, 2003.) В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внима­ние и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение от­ношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

Особо организованный образовательный процесс в адаптационный период Стартовый образовательный модуль в первом классе «Первый раз в первый класс» авт. коллектив под руководством А.Б. Воронцова Основная идея модуля - междисциплинарность,которая дает возможность: учителю – увидеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета; ученическому коллективу – осуществлять практико- ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы.

Общая структура образовательного модуля 1 неделя2 неделя3 неделя 3 суббота Актуализация дошкольного опыта ПЗ 1 «Мир вокруг нс» ПЗ 2 «Математикус» ПЗ 3 «Страна грамотеев» Посвящение в первоклассники Участвуют пятиклассники в позиции «организатор» и «эксперт»

4 неделя5 неделя6 неделя7 неделя8 неделя Переход от игровой к учебной деятельности ПЗ 4 «Признак и и сравнени е» ПЗ 5 «Модели рование» ПЗ 6 «Звуки, слова, язык…» ПЗ7 «Процесс ы» ПЗ 8 Задачи Работа строится в соответствии с выделенными практиками

Планирование по образовательному модулю « Первый раз, в первый класс ». занятия в модуле Тема занятияПредмет (учитель) Неделя 1. Путешествие по планете Земля 1Установка на решение ПЗ - построение макета природной территории. Определение дошкольного опыта построения простейшей классификации объектов. Взаимооценка работы групп. Презентация учебника по окружающему миру. окружающий мир 2 3Работа в группах по созданию макета отдельных природных территорий: отбор необходимого природного материала, конструирование территории. 4 5Сборка отдельных макетов территории (лес-луг-болото). Публичное предъявление результатов работы групп. Подведение итогов ПЗ. Рефлексия. 6 Неделя 2. Путешествие на планету «Математикус» 1Установка на решение ПЗ. Определение дошкольного опыта выделения признаков предметов – город Признакус. Способность сотрудничать в малой группе. математика 2 3Определение дошкольного опыта по работе с понятием «отношение» – город Относитикус. 4 5Определение дошкольного опыта по работе с понятием «величина» - город Величиния. 6 7Подведение итогов. Обсуждение результатов решения ПЗ. Рефлексия.

Данный модуль помогает решению следующих основных задач: адаптация детей к школе; освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе компенсацию предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве; накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками); развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов); формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.

Урок: - проблемная ситуация; - диалог; - взаимообучения; - свободный урок; - урок разновозрастного сотрудничества и т.д. Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач Учебное занятие: Место различных групповых и индивидуальных практик Консультативное занятие Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу Творческая мастерская Для организации навыков творческой коллективной деятельности Конференция, семинар Форма подведения итогов творческой деятельности Занятие в малой академии Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам Индивидуальное занятие Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов Внеурочные формы Место реализации личностных задач и интересов младших школьников. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления. Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.

- урок - экскурсия, образовательное путешествие - творческая мастерская - индивидуальные занятия - спортивные соревнования,спортивные секции - проектная деятельность, социальные проекты - познавательная лаборатория - театральная студия - поход - занятия в клубе - хоровая студия - студия народных музыкальных инструментов - трудовая практика - изо студия

1 а1б2а2б понедельник русский язык физич.культурарусский язык английский языкокружающий миррусский языкфизическая культура. завтрак математика физич.культура физическая культура.английский язык занятия в клубе соц. проект обед хоровая студияиндивидуальные занятияспортивные секции

вторник литературное чт. математика завтрак русский язык информатикаокружающий мир информатика спортивные соревнованиярусский язык музыка ИЗОспортивные соревнования 2 а2б3 а3б обед школьная театральная студияиндивидуальные занятия Студия народных музыкальных инструментов

Программы внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Состав и структура направлений внеурочной деятельности Часов в неделю Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Социально е Общеинтелле ктуальное Общекуль турное Музей в твоем классе Кружок, клуб, факультатив 2 Расчетно- конструкторс кое бюро Факультатив 1 Изучение природы родного края Проектная деятельность 2 «Ключ и Заря» Научный клуб 1 «Мы и окружающий мир» Научный клуб Занимательн ая экология Исследователь ская лаборатория 1 Компьютерна я долина Проектная деятельность 1 Город мастеров Творческая мастерская 1 Итого реализуемых направлений и рекомендуемых часов План внеурочной деятельности

Работа с родителями через сайт школы, района

Начальная школа- безопасная, комфортная среда Диалоговый учитель Ненасильственное сосуществование ( в Москве дошкольным образованием охвачено 125% детей) Риски- эксплуатация учебной деятельности, как ведущей ФГОС- ценностный ряд для родителей ФГОС- ценностный ряд для родителей

Системно- деятельност ный подход Проектная и исследовательская деятельность средства Готовность учителя Сотрудничество: дети, родители, учителя Опытно- экспериментальная деятельность Информационная среда Финансовое стимулирование ресурсы Родительское сообщество Педагогический коллектив (учителя нач. классов, учителя- предметники, администрация) Ученые ИПК Преподаватели Модель реализации программы входвыходпроцесс Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников МОУ Портрет выпускника начальной школы Личностно- деятельност ный подход ИКТ КТД урочная внешкольная внеурочная любознательный, любит свой край, Родину уважает и принимает ценности семьи умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию выполняет правила здорового и безопасного образа жизни владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность КоммуникативныеПознавательные Регулятивные Личностные Взаимообучение; служба взаимопомощи Методологические ТехнологическиеСредства социализации УМК «Перспектива» Интегрирован ное портфолио Научное общество учащихся Система типовых задач по развитию УУД Безотметочное обучение Социальные партнеры

Гекльберри Финн: Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование

Спасибо за внимание!