Функция чувствования - сигнал Учение о рефлексах Принцип согласования движения с чувствованием «Запускает рефлекс» Мышечная система- орган Регулирует течение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Advertisements

Подготовил Голобородько Евгений.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Тема 21. Психика, поведение и деятельность Важнейшая функция психики – регуляция - управление поведением и деятельностью живого существа.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Понятие и структура личности: основные подходы Презентацию подготовили Умова Луиза и Чемко Дина 1 курс 3 группа РиСО.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Транксрипт:

Функция чувствования - сигнал Учение о рефлексах Принцип согласования движения с чувствованием «Запускает рефлекс» Мышечная система- орган Регулирует течение рефлекса Внешний стимул - это образ-сигнал Идея интериоризации Антропологический принцип Программа построения психологии на основе физиологии Идея о «центральном торможении Познаваемость мира

Развитие сознания зависит от особенностей среды, исторических и социальных условий Изучение продуктов народного творчества Личность, а не коллектив является основой общественного прогресса Отождествление психики и сознания Антропологизм психологии Этическая направленность психологии Национальная психика Индивидуальная психика Изучение продуктов индивидуального творчества Интроспекция В психологии должны соединиться философия и физиология Методологические проблемы психологии Психология личности Личность Не существует без свободы воли Не может быть внеисторичной

Методологические проблемы психологической науки Противопоставление немецкой и английской психологии Создание позитивной психологии Формирование объективного метода Сочетание сенсуалистического и интроспективного методов Историческое направление Трансцендента- льное направление Учение о религии Теория познания Логическое направление Учение о нравственности Нравственность - надындивидуальная структура,, основа личности Нравственность формируется усилиями национальной или социальной группы Нравственность усваивается личностью в процессе воспитания Религия связана не с нравственностью и чувствами а с логикой и развитием мышления Нравственное чувство есть произведение культуры, отражающее нравы людей

Психологическое развитие опосредовано словом (сознание производно от речи) Исследование становления сознания и самосознания (на материале лингвистики) Культурно- исторический подход к психике Исследование формирования образа окружающей действительности Психология, как и языкознание, есть наука об истории душевных явлений Овладение речью лежит в основе формирования сознания и самосознания Сознание (нации и отдельного человека) формируется раньше самосознания Процесс развития речи Понимание речи другого Противоречивость психического развития человека Создание собственной речи Психическое развитие идет извне внутрь (интериоризация)

Необходимость постоянных усилий свободы воли Прогресс человеческого духа совершается только по пути личного нравственного совершенствования Несовершенство отдельного человека, преодолеваемое познанием Истинный смысл своего бытия человек познает, познавая законы всемирного прогресса развития Стремление к идеальному всеединству заложено в самой природе человека Задача человека - совершенствование, развитие бытия Недостаточность рационализма и эмпиризма Вера как источник познания Соединение рационализма с мистицизмом Преодоление дуализма Платона Объективный идеализм по образцу философской системы Платона Христианская философия В.С. Соловьева

Экспериментальное исследование эмоций Чувствования Волевое решение, переходящее в действие Умственная переработка Психология - объективная естественная экспериментальная наука Необходимость практического использования психологии Конвергенция психологических теорий на основе эксперимента Связи психологической науки с медициной, педагогикой и юриспруденцией Программа построения психологии Ощущения Теория баланса Психический оборот как единица душевной жизни человека Взаимосвязь эмоций и познавательных процессов психики (ощущений, мышления)

Предмет психологии: субъективные состояния сознания Методологические позиции Методы психологии: самонаблюдение и эксперимент Задачи психологии: точное и объективное изучение отдельных элементов и фактов психической жизни ПСИХОЛОГИЯ - наука о сознании индивида, феномены которого не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них Дуализм в решении психофизиологи- ческой проблемы Принцип «Импирического параллелизма»

Эндопсихическая сфера основана главным образом на врожденных качествах человека и определяет наклонности, способности, темперамент и характер Система коррекции психического развития Типология личностей Учение о двух сферах душевной деятельности Система диагностики личности Естественный эксперимент, в котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной обстановкой осуществления опыта Психология индивидуальных различий Необходимость построения целостной картины человека Индивидуальные различия связаны с деятельностью нервной системы Экзопсихическая сфера формируется в процессе жизни на основе системы отношений человека с окружающим миром, с людьми

Теория моторного внимания Стадия недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и инстинктивных движений Понятие о «психическом мире» Стадия индивидуального приобретенного опыта Развитие психики человека как социокультурного существа Ведущая роль биологической наследственности в передаче опыта Передача опыта через обучение и подражание, т.е. социальным путем Ведущая роль языка в формировании умственной жизни человека Разработка методов экспериментального исследования сознания Стадии психической эволюции

Субъективная школа в правоведении Формирование социально активной и нравственной личности требует как можно раньше развивать как личностное самосознание детей, так и правовые атрибутивные эмоции Реальны только психические явления, социально-исторические образования - их проекции Нормы права, морали и эстетические убеждения детерминированы народной психикой Ведущая роль эмоций в психической жизни Специальные эмоционально- интеллектуальные образования Их содержание образует позитивные нормы общества Представляют собой ассоциации между представлениями и эмоциями Моральные нормы Правовые нормы Имеют атрибутный характер Отличаются обязательностью, а не добровольностью исполнения Являются обязательно- притязательными

Потребность выразить себя Творчество необходимо не только для создания художественного произведения, но и для его восприятия Необходимость сочетать два условия в процессе творчества Создание соответствующей формы выражения Процесс художественного творчества Задачи образования Применение закона сохранения энергии к исследованию психологии творчества Творчество - продукта личной, а не коллективной деятельности

Присутствует у животных РЕФЛЕКС - основной акт поведения Закономерности динамики нервных процессов (возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация Другие категории рефлексов Присутствует у человека Ориентировочный рефлекс Рефлекс цели Рефлекс свободы ПРИНЦИП «НЕРВИЗМА» эволюционно-биологическое объяснение функций организма как целостной системы, главным регулятором деятельности которой является нервная система Внешние агенты, выполняющие роль сигналов Взаимодействие организма со средой Безусловные рефлексы Условные рефлексы Первая сигнальная система Вторая сигнальная система Подкрепление Торможение

Ключевые положения учения о типах высшей нервной деятельности 1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом Основные свойства нервной системы Силы Подвижность Уравновешенность Сильный, уравновешенный, инертный Меланхолик Сильный, уравновешенный, подвижный Сильный, неуравновешенный 2. Эти свойства нервной системы должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур 3. Таких основных свойств три: сила, уравновешенность, подвижность. Они общие и постоянные для данного животного 4. Сочетание основных свойств образуют четыре основных типа нервной системы, или высшей нервной деятельности 5. Эти основные типы нервной системы соответствуют четырем классическим типам темперамента Типы нервной системы Слабый Флегматик ХолерикСангвиник ГИППОКРАТОВСКИЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Детерминизм Связь психической деятельности с энергетическими законами, в частности, с законами сохранения энергии РЕФЛЕКСОЛОГИЯ объективная психология поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики Предмет исследования: поведение, рефлексы, не исключается и сознание Методы исследования: рефлексологический эксперимент, анкетирование, самонаблюдение Рефлекс способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него Биологический Механический Целостная реакция организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды Воспитуемость рефлекса как показатель пластичности и гибкости нервной системы Сочетательный рефлекс

Источник навязчивых образов Господствующий очаг возбуждения нервной системы Организует интеллектуальную активность ПОНЯТИЕ О ДОМИНАНТЕ Оперативный покой Инертность нервной системы Мотивационный потенциал поведения Основные свойства внимания Предметный характер мышления Накапливает импульсы Подавляет активность др. центров Активное отношение к среде Устремление к реальности ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Реакция - основной элемент психики Попытка преодоления односторонности рефлексологии и интроспективного направления В реакции неразрывно (диалектически) слиты объективные (поведение) и субъективные (относящиеся к сознанию) проявления психики Диалектический материализм - философская основа психической науки

Мышление Самосознание Язык Сознание индивида Внутренняя форма слова - основная детерминанта познавательных процессов Имеет культурно- исторический характер Значительная роль эмоции в структуре национального сознания Сознание нации Формируется в процессе усвоения знаковых систем Содержание определяется знаковыми системами Процесс социального общения

VI этап ( гг.) усиление нападок на психологию, которую обвиняют в игнорировании требований школы, и практический запрет как педологии, так и детской психологии II этап ( гг.) разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии, появление первых психологических центров I этап ( гг.) зарождение детской психологии и педологии III этап ( гг.) период становления советской детской психологии, ревизии старой эмпирической науки IV этап ( гг.) консолидация разных групп и течений в детской психологии, выработка единой платформы и концепции развития психики V этап ( гг.) интенсивное развитие детской психологии, появление теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики

Биогенетический подход к решению проблемы психического развития человека ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - закономерная последо- вательность ступеней НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - основной фактор развития психики Генетический метод обучения Решение проблем обучения и воспитания Выбор методов воспитания определяется необходимостью помочь ребенку адекватно прожить определенный этап Периодизация психического развития Детство Размножение Угасание

Человек - активный деятель в объективной, закономерно организованной среде Среда не аморфная масса, а структури- рованная ситуация Активность проявляется не только в приспособ- лении, но и изменении среды Деятельность опосредует взаимоотношения организма и среды Развитие человека как деятеля в среде зависит от окружающего социума Человек действительно проникает в среду и овладевает ею путем активного ее познания

Имеет языковую природу Изменяет структуру душевной жизни и психические функции Является социокультурным посредником между индивидом и мором Исследование психических функций Различие между инстинктом и сознанием Соотношение сознания и поведения Поведение Сознание Психические функции выступают как непременные регуляторы поведения Поведение включает речевые компоненты Слово как действие Развитие системы высших психических функций у человека Благодаря труду происходит удвоение опыта Благодаря труду происходит удвоение опыта Исследование психических функций Психические функции выступают как непременные регуляторы поведения

Интериоризация как механизм формирования детской психики Каждая высшая психическая функция появляется «на сцене» дважды Произвольность Формирование знаковой функции сознания Интериоризация знаков Опосредованность Высшие психические функции Как интерпсихическая в плане общения Как интерпсихическая в плане сознания Как интерпсихическая в плане общения Как интерпсихическая в плане сознания Опосредующая роль знака Натуральные психические функции

Развитие психики в онтогенезе Законы психического развития Возраст как единица развития психики Критерии периодизации Сложная организация во времени Периодизация психического развития Метаморфозы в детском развитии Неравномерность детского развития Развитие высших психических функций Динамический Содержательный Критические и литические возрасты Психологические новообразования возраста

Зона актуального развития т.е. тот уровень психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития Зона ближайшего развития т.е. то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого и завтра сумеет сделать самостоятельно Ориентируется на незавершенные циклы развития Обучение Осуществляется в сфере взаимодействия со взрослыми и сверстниками Ведет за собой развитие Уровень актуального развития психики Уровень потенциального развития психики

Наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) Эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) Является социокультурным посредником между индивидом и миром Является психическим орудием, изменяющим сознание субъекта Имеет знаковую природу Процесс развития мышления Словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака) Интерпретация эгоцентрической речи Мышление РечьСлово Происходит из орудийной деятельности Происходит из эмоционального выражения посредством звукового сигнала Соединение мышления и речи (в возрасте 1,5 лет)

Всевозрастающая дифференциация научного изучения человека КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА Изучение человека как индивида Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом Изучение человека как личности Место психологии в комплексном изучении человека Тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в комплексные системы Изучение человека как субъекта Изучение жизненного пути личности

Социально-психологический аспект исследования личности Статус личности Мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру Мотивация поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей Общественные функции Склонности Характер Человек как субъект Как субъект и объект общения Как объект и субъект исторического процесса Как субъект познания Как субъект общественного поведения Как объект и субъект общественных отношений Как субъект труда Динамическая структура личности Центральные проблемы психологического исследования Координационный принцип построения Субордина- ционный (иерархический) принцип построения

Парная работа больших полушарий мозга Взаимодействие анализаторов в чувственном познании Системный характер чувственного сознания Закономерности развития находятся на пересечении - онтогенеза и жизненного пути Представление о целостном жизненном цикле человека Вера как источник познания Преодоление дуализма Платона Б.Г. Ананьев Возрастная психология Возрастная психология Педагогическая психология

Субъект в деятельности не только проявляется, но созидается и определяется ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Субъект Поступок - единица поведения Деятельность- взаимодействие субъекта с объектом Предметность деятельности Творческий характер деятельности Деятельность Поведение Перестройка психологии на основе марксизма Преодоление кризиса в психологии, порожденного декарто-локковской концепцией сознания Поступок - единица поведения Самостоятельность деятельности Деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным является отношение к моральным нормам Новый продуктивный метод психологического познания, обозначаемый как «единство воздействия и изучения»

Личность - методологический принцип психологии Личность как субъект Критические Личность как основание взаимосвязи психических процессов Л И Ч Н О С Т Ь Личность - предмет психологии Личность- основная психологическая категория Задачи, которые решает личностный принцип в психологии Позитивные Исследование специфики саморазвития и формирования личности

Психика человека формируется посредством «орудий» -знаков Психика человека формируется в реальных формах общественной жизни Посредством знаков человек изменяет не внешний мир, а строй собственной психики «ИНСТРУМЕН- ТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Виды памяти Исследование памяти в контексте культурно-исторической теории психики человека Превращение знаков из внешних во внутренние Использование знаков для овладения собственной психики Натуральная память Чисто человеческая память Изменяется характер отношений Опосредованная Произвольная Высшая психическая функция

Основные стадии развития психики Основные тенденции развития психики Усложнение форм поведения ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПСИХИКИ Разделение мотива и цели Совершенствование способности к индивидуальному научению Усложнение форм психического отражения Элементарная сенсорная психика ГИПОТЕЗА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЯ Объективный критерий психического - способность реагировать на абиотические воздействия Дискретная предметная среда как толчок к появлению психики Общественное разделение труда Перцептивная психика Поведение как «встроенная» между средой и организмом форма активности Интеллект Осмысление соотношения цели действия и мотива Появление речи и языка

Исследование зависимости психики людей от различий в социо- кльтурных условиях жизни Генетическая обусловленность - сказывается на элементарных процессах психики Исследование соотношений между наследственностью и средой Овладение мышлением Вклад А.Р. Лурия в культурно-историческую теорию психики Высшие психические функции в большей степени зависят от воспитания Исследование различных планов и стадий психического развития Изменение строя психической жизни человека в результате овладения знаковыми средствами Овладение языком Овладение памятью и числовыми операциями Знаковые средства сначала используются для коммуникации между людьми Затем становятся регуляторами собственной психической активности

ИССЛЕОДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ Все внешние проявления психики включают индивидуальные различия Формирование представлений о значимости активности и моторных компонентов в восприятии Обращенность психологии к жизни, к практике Исследование индивидуальных различий как в психологическом, так и в психофизиологическом плане Исследование сенсорно-перцептивных процессов психики Формирование концепции перцептивных процессов

Общие теоретические положения относительно способностей ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ Проблема развития способностей Нет способностей, которые бы не развивались в процессе воспитания и обучения Количественные и качественные различия людей по способностям Широкие возможности компенсации способностей Количественный анализ способностей должен следовать за качественным Способности как индивидуально- психологические особенности людей Одаренность как сочетание различных способностей, которое определяет успешность деятельности Способности как индивидуально- психологические особенности людей Возможности развития способностей Сложное соотношение способностей и задатков Способности выявляются на основе анализа деятельности Успешность деятельности зависит от комплекса способностей Возможность компенсации одних способностей другими

ОБЩИЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ Общие и специальные способности проявляются в деятельности Личностный подход к проблеме интеллекта Общие способности выступают в тесной связи с другими личностными свойствами Специальные способности отвечают требованиям одного вида деятельности К общим способностям относятся свойства воли, мышления, внимания, вооброжения Анализ структуры практической деятельности Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности Общие способности проявляются внутри специальных и в связи с ними Единство эмо- циональных, волевых, и интеллектуальных моментов в общих способностях Постановка проблемы интуиции Соотношение общих и специальных способностей

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ЗАДАЧИ Психика есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа Изучение условий Адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности является формирующий эксперимент Изучение строения Изучение законов Психика как ориентировочная деятельность возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа Психика осуществляется с помощью действий в плане этого образа ориентировочной деятельности

Общение и деятельность - различные стороны социального бытия человека ОБЩЕНИЕ Общение является детерминантой когнитивных процессов Существуют в неразрывной связи и единстве Реализует отношения «субъект- объект» Являются основанием процессов психики Едины, но не тождественны ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Результат деятельности - изменение объекта Реализует отношения «субъект- субъект» Результат общения - установление и/или реализация отношений между людьми Информационно-коммуникативная Функции общения Регулятивно-коммуникативная Аффективно-коммуникативная

Кризис совпадает с периодом максимального разрыва между уровнем развития двух сторон ПОНЯТИЕ О ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Раннее детство Познавательная сторона деятельности Каждая эпоха состоит из двух периодов Основные эпохи детства СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯДЕТСКОЙ ПСИХИКИ Первый период отличается преимущественным усвоением мотивов и задач деятельности Выделение двух сторон в деятельности Во втором периоде идет развитие предметно-операционной стороны действия Критерии возрастной периодизации Мотивационная сторона деятельности Раннее детство

Специфический вид формирования Личность - это человек как носитель сознания Уровни психологического анализа Воспитание Психофизиологический, нейропсихологический Структура личности Индивидуально-психологический Психолого-педагогический Социально-психологический Обучение Упражнение Тренировка Подструктура направленности включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Подструктура опыта включает привычки, умения, навыки, знания Подструктура особенностей психических процессов включает внимание, волю, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции Подструктура особенностей психических процессов включает внимание, волю, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции