Составитель: Рудакова Е.А., к.п.н., доц. каф. математического образования НИПК и ПРО
Разработан в нач. ХХ в. США американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Его называли также методом проблем; 1905 г. в России под рук. С.Т.Шацкого создается коллектив ученых, занимающихся проблемным образованием (методом проектов); с сер.80-х гг. рост интереса к методу проектов; с 2000 г. разработка МП как важной научно-практической проблемы.
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Уильям Херд Килпатрик
проектирование это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени (Поливанова К.Н.).
комплексная деятельность временного коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с внешней средой, направленная на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием ограниченных ресурсов
1. Реалистичный замысел о желаемом будущем рациональное обоснование конкретный способ практической осуществимости
2. Метод обучения постановка социально значимой цели практическое достижение цели
совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (Википедия)
учебно- познавательная исследовательская творческая игровая деятельность учащихся, связанная с решением какой- либо актуальной проблемы
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
в отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе: проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования
проблематизации целеполаганию и планированию деятельности самоанализу и рефлексии умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме презентации (само предъявлению) хода своей деятельности и результатов
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования проведению исследования (анализу; синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)
Формирование способности к проектированию Начальная школа Поиск и присвоение способа действия. Этап замысла свернут, как правило, принадлежит учителю. Основная школа Удерживание замысла и реализации. Принятие решений о реализации. Выбор адекватных средств. Получение и презентация продукта. Старшая школа Проектирование собственной образовательной траектории
Проект – это пять «П» Проблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация (И.С. Сергеев)
Ориентация на получение конкретного результата. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата. Предварительное планирование действий по достижению результата. Программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией. Получение продукта, его соотнесение с исходной ситуацией.
Алгоритм создания проекта Алгоритм создания проекта Проблема Тема проекта Выдвижение гипотез – перевод проблемы в задачи Цель проекта – конкретизация проблемы Реализация проекта Составление плана Выбор методов и способов Оформление результатов Защита проекта
Проблема Тема Цель Задачи Замысел Планирование Методы и способы Исследование Моделирование Реализация Оформление результатов Защита проекта Продукт
Собственно проектная Деятельность управления Проектирует образовательные результаты (новые способности школьников) Управляет проектной деятельностью школьников.
поиск и формулирование проблемы определение целей и задач проекта формирование рабочих групп поиск информации по решению поставленной проблемы оформление результатов проекта презентация проекта оценка выполненного проекта
Учебный проект Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы Цель проекта Зачем я это делаю? Целеполагание Задачи проекта Что для этого следует сделать? Постановка задач Методы и способы Как это делать? Планирование Результат Что получится? Ожидаемый результат
Условия организации проектной деятельности: проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося; для выполнения проекта должны быть все условия информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества; обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта; необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
Условия организации проектной деятельности: необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта; необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектнаядеятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
По доминантной деятельности учащихся: Прикладной (практико-ориентированный). Исследовательский (напоминает научное исследование). Информационный проект (сбор информации, выход- публикация в СМИ). Творческий (альманахи, театрализации, видеофильмы и т.п.). Игровой (ролевой) - проектанты берут на себя роли исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
По содержанию: - монопроекты (в рамках одного предмета, хотя и может использоваться информация из других областей знаний); - Метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), По продолжительности: - мини проекты (в рамках одного урока); - краткосрочные проекты (4-6 уроков); - недельные (в ходе проектной недели); - Годичные. По характеру контактов: По характеру контактов: - Внутриклассные - Внутришкольные - Региональные - Межрегиональные - международные
По количеству участников: индивидуальный, парный, мало групповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
По дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
проектная папка, раскрывающая ход работы. Состав: Паспорт проекта Планы Промежуточные отчеты Вся собранная информация Результаты исследований Краткое описание проблем Эскизы, чертежи Материалы к презентации (сценарий) Рабочие материалы, черновики
Проектная группа Задачи проекта Цели проекта ПроблемыаннотацияПродукт (результат) Список литературы
Web-сайт Анализ данных соц. опроса Видеофильм Газета Действующая фирма Журнал Игра Карта коллекция сказка задачник макет модель решебник справочник Тезаурус Сценарий праздник слайдовая программа и т.п.).
Деловая игра Демонстрация видеофильма Защита на Ученом совете Игра с залом Инсценировка Научная конференция Слайдовая программа Пресс-конференция Реклама Ролевая игра Спектакль Научный доклад Экскурсия Телепередача Соревнование
Векторы помогают в геометрии Подсчет остовых деревьев графа колеса Экстремальные взаимопересечения геометрических фигур Способы суммирования Неприводимость и ее графическое представление Числа Каталана Геометрия уравнений Аналогии и обобщения теоремы Пифагора Теорема Стюарта и вычисление длин замечательных линий треугольника Числа Бернулли Игры с шестиугольником-параллелограммом Математика в картинах Дюрера Раскраски карт на бутылке Клейна Признаки делимости в позиционных системах счисления
Внешний результат проекта можно увидеть, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – бесценное достояние учащегося, соединяет в себе знания, умения, компетенции, ценности.
личностно ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; здоровье сберегающий.
1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, – 192 с. 2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –М.: Вербум-М, Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно- публицистический журнал. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под. ред. Е.С. Полат. М,2001 – 272 с. 5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005 –112 с. 6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.,2005 – 80 с.
1. AE/2004/02/PROEKT.PPT 2. AE/2004/GL.HTM