1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» 1994 – 2012 Издатель: учебно-методическое объединение «Духовное возрождение» г. Обнинск Автор: И.Г.Сухин, г. Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шахматный всеобуч МКОУ «Гладышевская основная общеобразовательная школа»
Advertisements

Шахматный всеобуч МКОУ «Гладышевская основная общеобразовательная школа»
Международная научно- практическая конференция «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования» Ханты-Мансийск июня 2013 года.
Издано в годах Шахматные книги Игоря Георгиевича Сухина.
Шахматная доска занятие в кружке «Шахматная школа» Автор: Мелешко Анастасия Николаевна, педагог дополнительного образования Муниципальное общеобразовательное.
1 РЕСПУБЛИКА САХА Всероссийская научно-практическая конференция Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми Якутск:
Типовые расчёты Растворы


Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Диаграмма качества знаний. Сравнительные результаты качества знаний учащихся по классам: год уч.год уч. год уч. год
Michael Jackson
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?
Год Выбыли из организации Вступили в организацию Стало %, к общему количеству работников 2005 г человек25% 2006 г.4 (увольнение) 5 человек21 человек26%
Материалы совета кураторов 30 ноября 2011 года. Применяемая терминология Дисциплина является сложной, если в группе более 50% задолжников в течение семестра.
1 Профильное обучение в старших классах «Русский язык» Образовательная область «Филология» Образовательная область «Филология» предметы русский язык и.
О федеральных перечнях учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Транксрипт:

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» 1994 – 2012 Издатель: учебно-методическое объединение «Духовное возрождение» г. Обнинск Автор: И.Г.Сухин, г. Москва

2 Федеральный курс«Шахматы - школе»

3 Главная цель курса «Шахматы - школе» – поэтапное развитие способности детей действовать «в уме» В 60-е годы ХХ века было установлено, что важнейшая не сводимая к простому накоплению знаний и умений интеллектуальная способность, которая развивается в ходе обучения, – это способность действовать «в уме». Эта способность является одним из важнейших показателей общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве). Развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности человека, так как каждый из них требует выполнения операций в определённой последовательности.

4 Известно, что способность действовать «в уме» необходимо специально развивать, причем её развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание детей и завершающийся приблизительно в 12 лет. Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать «в уме» достигает оптимального развития всего у 5% людей. Чётко структурированное обучение детей основам шахматной игры является тем оптимальным средством, которое позволяет развить способность действовать «в уме». Все составляющие курса «Шахматы - школе» и были разработаны для достижения этой глобальной цели.

5 Рекомендованный Министерством образования РФ курс «Шахматы – школе» включает в себя учебно-методические комплекты (УМК) трёх лет обучения: УМК «Шахматы, первый год», УМК «Шахматы, второй год», УМК «Шахматы, третий год» В УМК «Шахматы, первый год» входят: 1. Программа «Шахматы, первый год» Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Часть 1», «…Часть 2». 4. Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» Рабочие тетради «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно- белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1», «…Часть 2». 7. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ». 8. Задачник «Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций».

6 В УМК «Шахматы, второй год» входят: 1. Программа «Шахматы, второй год» Учебник «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Часть 1», «…Часть 2». 4. Пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу» Рабочие тетради «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 1», «…Часть 2». 7. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ». 8. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе»: Второй год обучения». В УМК «Шахматы, третий год» входят: 1. Программа «Шахматы, третий год» Учебник «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Часть 1», «…Часть 2». 4. Пособие для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу Рабочие тетради «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1», «…Часть 2». 7. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ». 8. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе»: Третий год обучения».

7 Программы трёх лет обучения

8 УМК «Шахматы, первый год» 1. Программа «Шахматы, первый год» впервые опубликована в журналах «Начальная школа» (1994, 9) и «Вестник образования» (1994, 9). Программы двух лет обучения «Шахматы, первый год» и «Шахматы, второй год» были приведены в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1996). Программы трёх лет обучения «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год» были приведены в сборниках «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1998), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая» (М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002). Отдельным изданием программы трёх лет обучения вышли в 2010 и 2011 году: И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, – 40 с.). В Интернете программа первого года обучения расположена по адресам:

9 2-3.Учебник для начальной школы, первый год обучения Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно- белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях» (1998, 2009, 2011)

10 Первый в мировой практике учебник шахматной игры, написанный специально для начальной общеобразовательной школы. Учебник содержит самый элементарный шахматный материал, который закрепляется большим количеством уникальных дидактических игр и заданий. Несмотря на то, что учебник создавался для первого класса начальной школы, его можно использовать на начальном этапе обучения и в других классах школы 1- й ступени, а также в подготовительной к школе группе детского сада. Это обеспечивается тем, что в каждом типе дидактических заданий и игр есть задачи разного уровня сложности. Книга входит в учебно-методический комплект «Шахматы, первый год».

11 4. Пособие для учителя, первый год обучения Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» (1999, 2011)

12 Эта книга – первое в мировой практике шахматное пособие для учителей начальных классов, не обладающих большими знаниями в области шахмат. Данное пособие разработано к учебнику для первого года обучения «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». В пособии подробно изложена методика проведения каждого урока. В начале каждой главы-урока учителю объясняются необходимые шахматные сведения. Обилие в пособии занимательных заданий, увлекательных дидактических игр позволит педагогу сделать каждое занятие праздником для ребят. Книга адресована учителям начальных классов, воспитателям подготовительных групп детского сада, тренерам-преподавателям, а также родителям.

Рабочие тетради, первый год обучения Рабочие тетради: «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2004, 2006, 2007, 2008, 2010, 2011) «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011)

14 Рабочие тетради содержат занимательные задания, которые помогут ребёнку освоить основы шахматной игры. Работая с тетрадями, ребёнок будет помогать рассеянному художнику: исправлять его ошибки, отгадывать загадки. В рабочие тетради включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, первый год», учебнику «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», пособию для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».

15 7. Тетрадь для проверочных работ, первый год обучения Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ» (2005, 2006, 2008, 2010).

16 Каждая из 15-ти проверочных работ содержит 16 вопросов (заданий), рассчитана на минут и расположена на отдельном листе. Основная задача издания - обеспечить текущий контроль после прохождения каждой крупной темы учебной программы. Возможны два равноценных варианта проведения контроля: 1. Перед каждой проверочной работой учащимся выдаются сами тетради. 2. Ученикам выдаются только листы с текущей проверочной работой, заранее вырезанные из тетради. Поэтому на каждом листе есть графы "номер школы и класса", "фамилия ученика" и т.п. Тетрадь может быть использована на различных этапах учебного процесса для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для занятий в парах.

17 8. Задачник, первый год обучения Задачник «Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций» (2006, 2007, 2009, 2010).

18 Умение объявить противнику мат – основа шахматного искусства. Однако в море шахматной литературы незаслуженно забытой оказалась важнейшая ступень обучения – задачи на мат в один ход. В задачник включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, первый год», учебнику для школьников «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» и пособию для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу». В сборнике 1500 задач: 1242 чётко структурированные трёх-, четырёх- и пятифигурные позиции-схемы, охватывающие все типичные матовые конструкции для данного количества фигур и практикум из 258 учебных положений.

19 УМК «Шахматы, второй год» 1. Программа «Шахматы, второй год» впервые опубликована в журналах «Начальная школа» (1995, 8) и «Вестник образования» (1995, 9). Программы двух лет обучения «Шахматы, первый год» и «Шахматы, второй год» были приведены в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1996). Программы трёх лет обучения «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год» были приведены в сборниках «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1998), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая» (М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002). Отдельным изданием программы трёх лет обучения вышли в 2010 и 2011 году: И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, – 40 с.). В Интернете программа второго года обучения расположена по адресам:

Учебник для начальной школы, второй год обучения Учебник «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения: В 2-х частях» (2003, 2007, 2008)

21 Данный учебник продолжает курс начального обучения шахматной игре и следует за учебником «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны». Теория шахматной игры закрепляется при помощи большого количества дидактических заданий и игр, с преимущественным использованием иллюстративного материала содержательного характера. Учебник предназначен для второго класса, однако может быть использован на занятиях в других классах. Это обеспечивается тем, что в каждом разделе учащимся предлагаются как простые, так и сложные задания. К учебнику «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» разработано методическое пособие для учителя (и родителей) «Шахматы: второй год, или Учусь и учу».

22 4. Пособие для учителя, второй год обучения Пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу» (2004, 2008)

23 В данном пособии объясняется, как учителю с минимальной шахматной подготовкой проводить занятия с учениками второго года обучения по учебнику «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем». Пособие будет интересно и родителям, помогающим своим детям освоить основы шахматной игры. Для педагогов, знакомых с шахматами только по материалам УМК «Шахматы, первый год», сделаны необходимые разъяснения. В пособии детально описывается каждый из 33 уроков, приводится большая часть заданий из учебника с решениями.

Рабочие тетради, второй год обучения Рабочие тетради: «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2005, 2006, 2007, 2009, 2010) «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2006, 2007, 2009, 2010)

25 Тетради содержат занимательные задания, которые помогут ребёнку освоить основы шахматной игры. Работая с тетрадями, ребёнок будет помогать рассеянному художнику: исправлять его ошибки, отгадывать загадки. В рабочие тетради включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, второй год», учебнику для школьников «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» и пособию для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу». Тетради предназначены для второго года обучения в любом классе начальной школы. В случае применения тетрадей в первом классе не обязательно выполнять задания, связанные с использованием шахматной нотации и записью, а решения большей части задач можно показывать только стрелками.

26 7. Тетрадь для проверочных работ, второй год обучения Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ» (2008)

27 Тетрадь предназначена для второго года обучения в любом классе начальной школы. Каждая из 15-ти проверочных работ рассчитана на минут и расположена на отдельном листе. Основная задача издания - обеспечить текущий контроль после прохождения каждой крупной темы учебной программы. Возможны два равноценных варианта проведения контроля: 1. Перед каждой проверочной работой учащимся выдаются сами тетради. 2. Ученикам выдаются только листы с текущей проверочной работой, заранее вырезанные из тетради. Поэтому на каждом листе есть графы "номер школы и класса", "фамилия ученика" и т.п. Тетрадь может быть использована на различных этапах учебного процесса для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для занятий в парах.

28 8. Задачник, второй год обучения Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе»: Второй год обучения» (2012)

29 УМК «Шахматы, третий год» 1. Программа «Шахматы, третий год» впервые опубликована в журналах «Начальная школа» (1997, 10) и Образование» (1998, 4). Программы трёх лет обучения «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год» были приведены в сборниках «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1998), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая» (М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002). Отдельным изданием программы трёх лет обучения вышли в 2010 и 2011 году: И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, – 40 с.). В Интернете программа третьего года обучения расположена по адресам:

Учебник для начальной школы, третий год обучения Учебник «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения: В 2-х частях» (2008)

31 Данный учебник продолжает курс начального обучения шахматной игре и следует за учебниками «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» и «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем». Теория шахматной игры закрепляется при помощи большого количества дидактических заданий и игр, с преимущественным использованием иллюстративного материала содержательного характера. Учебник предназначен для третьего класса начальной школы, однако может быть использован на занятиях в других классах. Это обеспечивается тем, что в каждом разделе учащимся предлагаются как простые, так и сложные задания. К учебнику «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» разработано методическое пособие для учителя (и родителей) «Шахматы, третий год, или Учусь и учу».

32 4. Пособие для учителя, третий год обучения Пособие для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу» (2009)

33 В пособии объясняется, как учителю с минимальной шахматной подготовкой проводить занятия с учениками третьего года обучения по учебнику «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры». Самое серьёзное внимание уделяется нестандартным занимательным заданиям. Пособие будет полезно и родителям, помогающим своим детям освоить основы шахматной игры. Для педагогов, знакомых с шахматами только по материалам УМК «Шахматы, первый год» и «Шахматы, второй год», сделаны необходимые разъяснения. В пособии описывается каждый из 66 уроков, приводится большая часть заданий из учебника с решениями.

Рабочие тетради, третий год обучения Рабочие тетради: «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2010) «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2010)

35 Тетради содержат занимательные задания, которые помогут ребёнку освоить основы шахматной игры. Работая с тетрадями, ребёнок будет помогать рассеянному художнику: исправлять его ошибки, отгадывать загадки. В рабочие тетради включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, третий год», учебнику для школьников «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» и пособию для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу». Тетради предназначены для третьего года обучения в любом классе начальной школы.

36 7. Тетрадь для проверочных работ, третий год обучения Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ» (2011)

37 Тетрадь предназначена для третьего года обучения в любом классе начальной школы. Каждая из 15-ти проверочных работ рассчитана на минут и расположена на отдельном листе. Основная задача издания - обеспечить текущий контроль после прохождения каждой крупной темы учебной программы. Возможны два равноценных варианта проведения контроля: 1. Перед каждой проверочной работой учащимся выдаются сами тетради. 2. Ученикам выдаются только листы с текущей проверочной работой, заранее вырезанные из тетради. Поэтому на каждом листе есть графы "номер школы и класса", "фамилия ученика" и т.п. Тетрадь может быть использована на различных этапах учебного процесса для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для занятий в парах.

38 8. Задачник, третий год обучения Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе»: Третий год обучения» (2012)

39 В задачник третьего года обучения включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, третий год», учебнику для школьников «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» и пособию для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу». Презентацию подготовил в 2010 году: И.Г.Сухин Коррекция от