Реализация требований ФК ГОС и основных подходов ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Advertisements

2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Психологические особенности подросткового возраста.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
«Введение Федеральных государственных образовательных Стандартов второго поколения в практику работы школы» На основе учебно-методического комплекта «Школа.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Транксрипт:

Реализация требований ФК ГОС и основных подходов ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности 1

Пути реализации ФГОС в основной школе: системно- деятельностный подход и особенности основной образовательной программы Вертилецкая Инга Геннадьевна, заведующая кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, канд.пед. наук, доцент

Вопросы: Что происходит в современном российском образовании? Каковы отличительные особенности стандарта образования? Основные подходы к реализации требований стандартов Для чего необходимо педагогу знать требования ФГОС и особенности ООП? Организация методической работы в школе и самообразования педагога 3

Статья 19 ФЗ «Об образовании» Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом перспектив и основных направлений социально- экономического развития РФ 4

Статья 19. ФЗ «Об образовании» Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Новый ФГОС: «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий… составляет цель и основной результат компетентностного образования»

Требования к личности в современном мире компетентность грамотность коммуникативность гибкость, мобильность креативность умение перестраиваться быстрое принятие решений

8 Умения и качества, необходимые человеку 21-го века: ответственность и адаптивность; коммуникативные умения; творчество и любознательность; критическое и системное мышление; умения работать с информацией и медиа средствами; межличностное взаимодействие и сотрудничество; умения ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие; социальная ответственность

Портрет выпускника: начальная школа–основная школа Портрет выпускника: начальная школа–основная школа активно познающий мир любознательный доброжелательный, умеющий слушать и слышать умеющий учиться, способный к самоорганизации Навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать индивидуально и в группе, готов совершенствоваться осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования – «научить учиться» Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: основные подходы в образовании

Понятие «подход» Подход – методологическая ориентация в деятельности, побуждающая к использованию определенных понятий, принципов и способов действий с целью достижения результата

Структура подхода Подход Принципы деятельности Основные понятия Способы действий

14 индивидуальность; субъект, субъектный опыт; свобода, выбор; творчество, активность; Я – концепция; само процессы развития личности; педагогическая поддержка Понятия личностно ориентированного подхода

Принципы ЛО подхода 1. Принцип самоактуализации 2. Принцип индивидуальности 3. Принцип субъектности 4. Принцип выбора 5. Принцип творчества и успеха 6. Принцип веры, доверия и поддержки

Способы ЛО подхода 1. Приемы актуализации опыта ребенка. 2. Приемы и методы создания ситуации выбора. 3. Игровые методы. 4. Методы диагностики и самодиагностики. 5. Методы диалога и создания ситуации успеха. 6. Приемы педагогической поддержки

«Личностно ориентированный подход» – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая обеспечивать становление личности ребенка и развития его неповторимой индивидуальности

Нормативные документы 1. ФК ГОС от г. 2. ФБУП от , Примерные программы 3. Концепция долгосрочного социально экономического развития РФ до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от г р) 4. Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа»от г.

ФК ГОС реализуется с 2004 г. по 2015 г., в соответствии с которым школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся – ключевые компетенции, определяющие современное качество образования

Ключевые компетенции Социальная компетенция; Компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе; Коммуникативная компетенция; Информационная компетенция; Способность учиться на протяжении всей жизни (Проект Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1996 г)

21 -методологическая ориентация в педагогической деятельности, обеспечивающая создание условий для самоопределения личности и её самореализации, направленная на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщённых способов деятельности, социально значимых компетенций Компетентностный подход

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова )

Ключевая компетенция : а) обладает интегративной природой, т.е. вбирает в себя ряд однородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности; б) многофункциональна, т.е. овладение ею позволяет решать различные проблемы в повседневной и в профессиональной жизни; в) требует значительного интеллектуального развития; г) многомерна, т.е. включает различные интеллектуальные умения

КОМПЕТЕНЦИЯ СИТУАЦИЯСИТУАЦИЯ МОБИЛИЗАЦИЯМОБИЛИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЕСАМОУПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСЫРЕСУРСЫ Внутренние + Внешние 24

Компетентность владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О.В. Соколова)

Ключевые особенности ФГОС ФК ГОС первого поколения ориентирован на сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимально достаточного уровня его содержания ФК ГОС первого поколения ориентирован на сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимально достаточного уровня его содержания ФГОС – развивающий и прогностический рамочный документ и инструмент модернизации системы образования ФГОС – развивающий и прогностический рамочный документ и инструмент модернизации системы образования

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-7, 8-9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими словарями

Культуроведческая компетенция осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения

Ключевые особенности ФГОС Ключевые особенности ФГОС ФК ГОС (Стандарт первого поколения) актуализировал личностно- ориентированный и компетентностный подходы в обучении и воспитании личности ФК ГОС (Стандарт первого поколения) актуализировал личностно- ориентированный и компетентностный подходы в обучении и воспитании личности ФГОС (Стандарт второго поколения) - определил системно- деятельностный подход как механизм реализации задач развития личности ФГОС (Стандарт второго поколения) - определил системно- деятельностный подход как механизм реализации задач развития личности

Ключевые направления развития общего образования: Обновление образовательных стандартов Система поддержки талантливых детей Развитие учительского потенциала Современная школьная инфраструктура Здоровье школьников Расширение самостоятельности образовательных учреждений «Наша новая школа»

Нормативные документы 5. Федеральный перечень учебников на уч.г. / от г ФГОС НОО утверждён г. 7. ФГОС ООО утверждён г Фундаментальное ядро содержания общего образования. 9. Примерная основная образовательная программа ОУ (НОО,ООО). 10. «Концепция духовно-нравственного воспитания»

Введение ФГОС по мере готовности Учебный год Классы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / / / / / / / Поэтапное введение ФГОС Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 г.г» Обязательное ведение ФГОС Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Портрет выпускника основной школы любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, сознающий и принимающий ценности человеческой жизни активно познающий мир умеющий учиться ; социально активный, уважающий закон и правопорядок, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, осознанно выполняющий правила здорового образа жизни ориентирующийся в мире профессий

35 - предполагает создание особого пространства учебного взаимодействия: -ученик (деятель на уроке), самостоятельно ориентируется в деятельности учения и выбирает собственные способы освоения учебного материала; -учитель корректирует уровень его развития и продвижения в теме Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход - методологическая ориентация в педагогической деятельности, обеспечивающая создание условий для развития компетентной личности на основе освоения универсальных способов деятельности и направленная на формирование духовно- нравственного и социального опыта учащегос я

Общие деятельностные основания теории развивающего обучения МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЯ УЧЕНИКА В АКТИВНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ; УЧИТЕЛЬ – УПРАВЛЕНЕЦ, ОРГАНИЗАТОР ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УЧЕНИК – СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37

Основная педагогическая задача – создание условий, инициирующих действие обучающихся Какучить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чемуучить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Смещения акцентов ФГОС Основной результат–развитие личности на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

СДП предполагает включение обучающихся в деятельностный процесс Развитие обучающихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Деятельность бывает продуктивной и непродуктивной. В зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие обучающихся 39

Развитие компетенций через деятельность Репродуктивная деятельность : обучающийся получает готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает и воспроизводит её. Цель – формирование ЗУНов. Продуктивная деятельность находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ –новый образовательный результат через ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Структура учебной деятельности: Учебно-познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Самоконтроль Самооценка 41

- цель учебной деятельности - ученик как субъект деятельности - взаимоотношения «субъект – субъектные» - содержание деятельности - педагогические средства - способы деятельности - организационные формы - результат (продукт) учебной деятельности ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СДП: цель Деятельность – системообразующий элемент 42

ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ 43

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности 44

Функционально-грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами - умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей -умеющий понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом - умеющий сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия 45

-ХОРОШО ВЛАДЕЮЩИЙ РЕЧЬЮ -владеющий современными информационными технологиями - обладающий приемами учения -человек, готовый к поиску решения в нестандартной ситуации -легко адаптирующийся в любом социуме и - умеющий активно влиять на него - обладающий набором компетенций 46

Традиционное обучение Инновационное обучение, реализующее СДП 1) базируется на принципе доступности; 1) принцип РО - опора на зону ближайшего развития; 2) учащийся в роли объекта ПД; 2) учащийся - субъект собственной УД; 3) ориентир на усвоение суммы знаний 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 47

4) Развивает эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) решая конкретно- практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5) учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности; 6) Формируется человек, способный к исполнительской деятельности 6) формируется личность, способная к самостоятельной деятельности

Цель изменилась! Смена образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности 49

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - результат образования, выражающийся в умении личности актуализировать имеющийся опыт и реализовывать его в соответствии с конкретными вызовами общества 50

Основы ФГОС Концепция духовно-нравственного воспитания Запросы семьи, общества и государства Фундаментальное ядро содержания общего образования 51

Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством 52 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

53 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Стандарт как общественный договор Стандарт как рамочный документ ведущий компонент ФГОС – требования к результатам, СДП, портрет выпускника; договорные отношения между участниками образовательного процесса, основа для разработки Примерной ООП ООО, обеспечивающей вариативность образования Особенности ФГОС

55 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

56 – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. (Закон РФ«Об образовании» ст. 9, п. 1). Образовательная программа Образовательная программа – Учебная программа Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику его изучения с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение; – определяет общую научную духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов; – конкретизирует образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению

57 нормативный документ, созданный на основе примерной программы МО РФ, с учетом национально – региональных условий, типа ОУ, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект Рабочая учебная программа

Введение в действие ФГОС ООО Основная образовательная программа ООО ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления ВОПа, определенные уставом ОУ Примерная основная образовательная программа ООО ОУ разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида Ст. 32 п.п. 6,7

59 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯНОРМАТИВОВ ФГОС как трех систем требований ФГОС как стандарт трех систем требований утверждён «17» декабря 2010 г. 1897

ФГОС определяет требования к: Т1 -результатам освоения основных образовательных программ(раздел 2, ФГОС) Т 2- структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса (раздел 3,ФГОС); Т 3 -условиям реализации основных образовательных программ(раздел 4, ФГОС);

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общие положения Система планируемых результатов по каждой учебной программе – личностных, метапредметных и предметных устанавливает и описывает классы учебно- познавательных и учебно- практических задач

Т1 -Требования к результатам освоения ООП Т1 -Требования к результатам освоения ООП Результаты образования Личностные Предметные Мета предметные

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ С позиций системно-деятельностного подхода главной целью обучения и воспитания является: личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся; Главным результатом обучения и воспитания является сформированная система: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетентностей - т.е универсальных (метапредметных) умений и действий

Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты В результате изучения всех без исключения предметов в основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ- компетентность обучающихся 64

Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности; На всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетентности 65

Т 2-Требования к структуре ООП ТРЕБОВАНИЯ Система оценки Программа развития УУД Программы предметов, курсов Учебный план Планируемые результаты Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы Система условий реализации

2. Содержательный раздел 2.1. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ООО 2.2. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ; 2.3. ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОПРЕДЕЛЯЕТ : - ОБЩИЙ И МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ НАГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ; - СОСТАВ И СТРУКТУРУ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ (ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ) И НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА: 1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ (ИНВАРИАНТНАЯ) 2. ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ВАРИАТИВНАЯ) 3. ВНЕУРОЧНАЯ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: - ЭТО ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ; - ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Основания для проектирования учебного плана с учетом требований ФГОС: -Перечень обязательных предметных областей и учебных предметов (п.11 и п ФГОС ООО) -Примерная основная образовательная программа (п Базисный учебный план основного общего образования) - Требования Сан ПиН -Используемый (е) УМК или ОС (с моделью внеурочной деятельности, связанной с учебной нагрузкой учащихся) -Традиции, опыт образовательной практики образовательного учреждения

Т 3-Требования к условиям реализации ООП ООО, разд. 4 Т 3-Требования к условиям реализации ООП ООО, разд. 4 Создание образовательной среды 23.Финансово- экономические 22. Кадровые условия 24. Материально- технические 25. Психолого- педагогические 26.Информационно- методические

Примерная основная образовательная программа ООО Требования к кадрам и т.п. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ООО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ к СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (конкретизируют, дополняют, регламентируют ФГОС) Учебный план Система оценки результатов Программы предметов Программа формирования УУД Федеральный перечень Программа воспитания и социализации Планируемые результаты Программа коррекционной работы

- право ОУ на выбор ОС или УМК; - особенности ОС или УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания ООО; - условия реализации принципа преемственности дошкольного, начального и основного образования; - особенности ОУ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ООП ОУ УЧИТЫВАЕТСЯ:

При создании ОП ООО необходимо: - осуществить коррекцию Примерной программы (с учетом возможностей и особенностей ОС или УМК) - показать специфику региона, муниципалитета и образовательного учреждения

1.1. Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Используемые документы (материалы)Итоговы й вариант ФГОС ОШ Примерная основная образова- тельная программа УМК или ОС Типовое положения об ОУ Особен- ности ОУ, региона, муниципа литета Цели Задачи Принципы формирования документа Общая характеристика документа

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основной результат работы школы - хорошие прочные ЗНАНИЯ по отдельным предметам ФГОС Новые результаты: Личностные – гражданская идентичность, социальные компетенции… Метапредметные – универсальные учебные действия (умения организовать дела, работать с информацией, эффективно общаться)… Предметные – опыт получения, преобразования и применения новых предметных знаний

Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, соц.компетентности, мотивация ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации

Личностные - готовность к самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, гражданская позиция, правосознание, способность ставить локальные и сквозные цели, получение социального статуса в обществе Метапредметные - освоение межпредметных понятий и УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных), их использование в учебной, познавательной и социальной практике, умение работать в коллективе, действовать по плану, строить индивидуальную образовательную траекторию, овладение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности; Предметные – умения по получению и применению нового знания как в рамках учебного предмета, так и в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления

78 Универсальные учебные действия УУД - совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. Виды УУД: Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция ; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация; границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения ООП ООО

ЛИЧНОСТНЫЕ: Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоиндификация;самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная);границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Планируемые три основные группы результатов: Планируемые три основные группы результатов:

81 Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу, объектам познания, результатам учебной деятельности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль, коррекция; инициативность, контроль, коррекция; инициативность,самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации Планируемые результаты:

83 Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты – усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных предметов

ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Чт. ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты:

Предметные Личностные Требования к результатам освоения ООП как системообразующая составляющая ФГОС 85 Метапредметные

Предметные Результаты освоения основных образовательных программ 86 Метапредметные Личностные ПРОГРАММА ДНВР ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД ПРОГРАММА УУД,ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ООО

Уровни описания результатов: Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала – «Выпускник научится» Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета – «Выпускник получит возможность научиться» 87 Планируемые результаты освоения ООП ООО

Рассмотрение особенностей проектирования взаимодействия на основе деятельностно- ориентированных технологий 88

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫ Е ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫТЕХНОЛОГИИЦЕЛИ - интегративная технология РО, - технология личностно- деятельностного обучения, - технология проблемно- диалогического обучения, - технология организован- ной коммуникации, - технологии, основанные на создании учебных ситуаций, -технология оценки учебных успехов, - технология формирования самоконтроля и самооценки учебной деятельности, - технологии проектного обучения и др. 89

ЭТАПЦЕЛЬ Содержание деятельности (взаимодействие) РЕЗУЛЬТАТ Действия педагога Действия обучающихся РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Базовые образовательные технологии Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и проблемных ситуаций «Встроенность» в учебный процесс системы текущего, промежуточного и итогового оценивания

Проектирование взаимодействия, направленного на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов 92

Алгоритм проектирования педагогической деятельности 1. Определить тему для изучения 2.Определить, какие результаты деятельности обучающихся необходимо получить при изучении этой темы: 2.1. личностные 2.2. метапредметные 2.3. предметные 3. Определить возможности для оценки достигнутых результатов 4. Сформулировать цель своей деятельности 5. Определить технологии достижения цели 93

Алгоритм проектирования педдеятельности 6. Определить результаты каждого этапа технологии 7. Конкретизировать цель на каждом этапе технологии 8. Конкретизировать возможности для оценки достигнутых результатов на каждом этапе технологии 9. Определить содержание взаимодействия в образовательном процессе: 9.1. действия обучающихся на каждом этапе 9.2. действия педагога на каждом этапе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ 95

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ Этап тех- ноло гии 6. Результаты: 7. Оценка результа тов 8. Цель этапа 9. Взаимодействие: 6.1. личност- ные 6.2. метапред- метные 6.3. предмет ные действия педагога действия обучающихся 5.1.

Реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС (базовая организационная модель) внеурочная деятельность ВУД План ВУД ОУ Часть, формируемая участниками ВОПа (секции, школьные научные общества, исследования и т.д.) Дополнитель- ное образование ОУ Организация кружков, спортивно- оздоровит. секций, поисковых и научных исследований Доп-ное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе ОУ, так и на базе УДО детей и учреждений культуры Инновационная (экспериментальная пилотная, внедренческая) площадка (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации новых программ, с учётом региональных особенностей Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Группы продленного дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня» Иные педагогические работники Должностные обязанности педагога- организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого

Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Направления внеурочной деятельности :

Задачи, внеурочной деятельности 1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы ООО. 2. Снизить учебную нагрузку обучающихся. 3. Обеспечить социализацию обучающихся 4. Обеспечить условия для развития личности. 5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ приобретение школьником социального знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Первый уровень достигается во взаимодействии с педагогом:

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе )

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень: получение школьником опыта самостоятель- ного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

ФГОС как системная инновация требует: быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения педагогов, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками командного проектирования образовательного процесса

Спасибо за внимание и активность! 104