Семинар Тема «Педагогические приемы и средства формирования универсальных учебных действий как компонента учебной деятельности» МОУ ДПО «РИМЦ» Л.С.Улискова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД.
Advertisements

Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Системно- деятельностны й подход В рамках ФГОС нового поколения.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
© FokinaLidia Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Транксрипт:

Семинар Тема «Педагогические приемы и средства формирования универсальных учебных действий как компонента учебной деятельности» МОУ ДПО «РИМЦ» Л.С.Улискова

Условия

Ян Амос Каменский Плохую заботу о детях проявляют те, кто насильно принуждает их учиться. В самом деле, чего они хотят этим достигнуть?

Условия

Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность самостоятельная работа в группах и парах эмоциональная вовлечённость учеников построение коммуникации между учениками Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся дифференциация заданий по сложности и объёму индивидуальная работа и обратная связь использование творческих заданий

Профессиональные умения Компетентность в планировании и подготовке уроков высокий темп работы концентрация и переключение внимания учеников многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер Компетентность в управлении классом максимальная включённость всех учеников разнообразие форм работы и заданий сотрудничество между учителем и детьми

Урок в начальной школе Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения. Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение. Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Организационные требования к уроку: Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 1. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). 2. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения. Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

К дидактическим или образовательным требованиям относятся: 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах. 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся. 4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности

Воспитательные требования к уроку: 1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно- политической направленности, 2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. 3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности. 4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)психологических особенностей 5. Соблюдение учителем педагогического такта. Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.

В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков: уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий; уроки формирования и усвоения умений и навыков; уроки обобщений и систематизации знаний; уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке, комплексного применения (В. А. Онищук) знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков); комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач. К сожалению, и эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как практически далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде любой из приведенных типов уроков, кроме комбинированного. Кроме того, приведенная классификация отражает только образовательные цели, не учитывает реализацию на уроке воспитательных задач и характер учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем советской дидактики

Структура урока в условиях развивающего обучения * предлагается рассматривать структуру урока на трех уровнях: дидактическом, логико-психологическом и методическом. Основной при этом является дидактическая структура, состоящая из постоянных компонентов: актуализации прежних знаний и способов действий учащихся, формирования новых понятий и способов действий и применения формирования умений и навыков (М. И. Махмутов). В качестве основных компонентов рекомендуется рассматривать дидактические средства, обеспечивающие достижение цели урока: содержание учебного материала, методы его изучения и способы организации. Компоненты эти существуют и реализуются в тесном единстве, определяя содержательную, методическую и организационную стороны взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым учебным материалом и его практическим применением.

Структура технологической карты Структура технологической карты Количество уроков в теме Цель темы Содержание изучаемой темы, термины и понятия Планируемый результат Организация пространства Технология изучения темы 1 этап. Мотивация к деятельности 2 этап. Учебно-познавательная деятельность 3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Тема 4 этап. Рефлексия деятельности. Контроль и оценка результатов

Технологическая карта позволяет учителю соотнести результат и цель обучения осознать последовательность работы по освоению темы от цели до результата установить предметные умения и УУД, формируемые в процессе изучения темы реализовать воспитательные возможности темы определить возможности реализации межпредметных знаний выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя

Технологическая карта

Особенности проведения урока Сущность проблемного урока: Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний, в ходе которого ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.

Использование разнообразных методов оценивания использование различных инструментов оценивания формирующее оценивание (для организации учебного процесса) партнёрское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание

Проблемный урок Проблемная ситуация противоречия приёмы 1. Между двумя и более положениями. 2. Между житейским представлением и научным фактом. 1. Одновременно предъявленные противоречия. 2. Столкновение разных мнений. 3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом. 4. Невыполнимое задание. 5. Задание непохожее на предыдущее. 6. Невыполнимое задание сходное с предыдущим.

1. Побуждающий диалог. 2. Подводящий диалог. 3. Мотивирующий приём:

Условия

Для повышения мотивации учитель использует 1. Создание у учащихся переживания успеха - - подбор заданий, учитывающих границу между «знанием» и «незнанием» - - организация процесса самооценивания 2. Все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать ученика - - новизна - - практическое значение - - противоречивый материал - - интерес к разным видам деятельности - - специальные задания на создание ситуации выбора, на укрепление самооценки

Для повышения мотивации учитель использует 3. Взаимовыгодное сотрудничество учащихся на уроке Работа в парах и в группе 4. Показ своей собственной заинтересованности в успехах учащихся Педагогическое понимание личностных смыслов учащихся 5. Ориентацию учащихся на потребность успеха - - изучает индивидуальные особенности каждого ученика - -использует на уроке полимодальную речь

Методы оценивания (28% по исследованиям PIRLS Рейтинговая контрольная работа (можно сделать оценку накопительной) Лист индивидуальных достижений Дихотомическая оценка Развёрнутая оценка, сопровождаемая устным комментированием учителя «Рефлексивная карта» ученика Диагностика самоконтроля Формирование самооценки через работу с домашним заданием

1-й – через минут 2-й – через минут 3-й – через 9-11 минут 4-й и все последующие – через 5-6 минут «Кризисы внимания»

Общие тенденции в восприятии и усвоении учебного материала учащимися с 1-й по 4-ю минуты урока - 60% получаемой информации; с 5-й по 23-ю минуты – около 80% получаемой информации; с 24-й по 34-ю минуту – около 45 – 50 % получаемой информации; с 35-й по 45-ю минуту - снижение возможности восприятия информации до 6%.

Рефлексия на листе бумаги обведите свою ладошку. каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. большой –для меня это важно и интересно … указательный- я получил конкретные рекомендации… средний- мне было трудно ( не понравилось)… безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец- для меня было недостаточно…

Способы мыследеятельности Ставить цель Ставить цель Слушать Слушать Выделять главное Выделять главное Сравнивать Сравнивать Обобщать, делать выводы Обобщать, делать выводы Критически относится к получаемой информации Критически относится к получаемой информации Аргументировать Аргументировать Творчески мыслить (создавать собственные средства) Творчески мыслить (создавать собственные средства)

Способы учебной деятельности Ставить цель. Ставить цель. Планировать. Планировать. Выполнять учебные действия. Выполнять учебные действия. Осуществлять самоконтроль. Осуществлять самоконтроль. Оценивать результаты собственной деятельности Оценивать результаты собственной деятельности

число видов учебной деятельности опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

Использование ИКТ-технологий классифицирование и маркировка сравнение и обобщение, анализ и синтез, общепользовательскими инструментами (и прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (и прежде всего – Интернетом). Освоение этих средств ведется на всех предметах. На уроках технологии идет знакомство с различными средствами, их конфигурацией и подключением, некоторыми возможностями; На уроках русского языка, чтения происходит освоение навыков клавиатурного письма, навыков работы с текстовым редактором и редактором презентаций; На уроках математики развиваются навыки работы с текстовым редактором и редактором презентаций, формируются первичные навыки работы с динамическими таблицами, с базами данных. На уроках окружающего мира активно используются и совершенствуются все вышеназванные навыки.

ТСО место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы); физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке их место, содержание и продолжительность. Норма на минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения

К мотивации наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

Здоровый дух-здоровое тело- здоровое тело-здоровый дух!

Современный урок в условиях реализации ФГОС

Стратегия «ИДЕАЛ»: И-идентифицуруйте проблему Д- доберитесь до сути Е – есть варианты решения А – а теперь за работу! Л-логические выводы Софт-анализ На большое поле записываются индивидуальные мнения, на центральное – общее мнение группы

Приемы и средства Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ Оценка работы в группе Дата ________________ Имя, фамилия чередует говорение и слушание; задает уместные вопросы; говорит по теме; пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе;

Формулировка вопросов, постановка проблемы Оценка устной презентации наглядно передает содержание и структуру сообщения выбирает доступное содержание выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона использует специальные слова и выражения использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь

Линейки достижений Формулировка вопросов, постановка проблемы Задает простые вопросы Задавая вопрос, использует вопросительные слова Задает конкретные вопросы, показывающие область интересов Пытается формулировать ясные вопросы по теме исследования Ставит исследовательские вопросы Активно участвует в постановке вопросов по теме исследования

Планирование Ставит цель исследования с помощью учителя Следует плану, предложенному учителем Использует источники информации, рекомендованные учителем Ставит цель исследования самостоятельно В целом представляет, как достичь цели Пытается обнаружить способы получения информации Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Планирует исследовательский проект Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Сбор и организация данных В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики

Стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы Стратегия «Вопросительные слова» Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».

Примеры вопросов для самооценивания Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______ ______________________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось _______________________________________ ______________________________________________________________________ Я думаю, это потому, что ________________________________________________ ______________________________________________________________________ Самым интересным было _______________________________________________ ______________________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________ ______________________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _ ______________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________ ______________________________________________________________________

Критерии Балл Критериальное описание 4 Содержание соотносится с заглавием. Творчески описана занимательная история, интерес читателя поддерживается с помощью последовательно разворачивающейся сюжетной линии. Продемонстрирован оригинальный слог и стиль. Хорошо и логично структурирована. Характеры героев переданы образно, живо, с использованием характерных деталей. Лексика точна, структура предложений отличаются разнообразием. Технические навыки – орфография, пунктуация, почерк – указывают на хорошее владение языком. 3 Содержание соотносится с заглавием. Текст ясен, учитываются интересы читателя. Работа структурирована: имеется введение, основная часть, заключение. Присутствует попытка описания характера героев с использованием характерных деталей. Продемонстрирован индивидуальный стиль. Лексика своеобразна, но есть повторы и упрощения. Используются сложносочиненные и простые предложения. Технические навыки – орфография, пунктуация, почерк – указывают на хорошее владение языком. 2 Содержание соотносится с темой. Работа структурирована: имеется введение, основная часть, заключение, но нить повествования иногда теряется, иногда – неубедительна. Есть некоторое своеобразие лексики и грамматики. Имеются орфографические и пунктуационные ошибки. Почерк неразборчив. 1 Содержание не соотносится с темой и/или плохо организовано и непоследовательно. Идеи перечисляются, а не раскрываются. Лексика ограниченна и лишена окраски. Структура предложения простая и/или повторяющаяся. Правописание и почерк не позволяют донести смысл до читателя.

ПАМЯТКА по подготовке и выполнению письменной работы 1. Начало работы: обсудить замысел в малой группе поделиться идеями 2. Подготовительный этап набросать и проговорить план работы в малой группе выбрать тип текста, основную идею и тему изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание) подобрать материалы, информацию, идеи создать банк слов 3. Основной этап написать черновик прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки внести исправления 4. Подготовка окончательной версии еще раз прочитать в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя, перечитать самому и внести окончательную правку оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать

Памятка учителю по анализу взаимодействия учителя и ученика, направленные на формирование УУД «Инструментальная карта урока» Объект оценки метапредметных результатов Организация взаимодействия на уроке (инициатор,инструмент) Степень включенности учащихся Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы

Проявление инициативы и самостоятельности Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов Включенность в логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидным признакам, установления аналогий

Умение сотрудничать со сверстниками и учителем Умение аргументировать свою позицию

Анализ урока. Создал ли учитель учебную ситуацию для самоопределения «зоны незнания» у учащихся? 2. Появились ли у учеников познавательные вопросы к учителю и друг другу? 3. Кто (учитель или ученик) сформулировал цель и тему урока? 4. Ставил ли учитель учебные и учебно-практические задачи или преобладали предметные? 5. Смогли ли учащиеся ответить на вопрос: какой смысл имеет для меня (ученика) знание, открытие? 6. Был ли организован поиск и выделение необходимой информации в процессе индивидуальной или коллективно- распределенной деятельности? 7. Кто предложил проект решения учебной задачи? 8. Кто фиксировал промежуточные результаты действий учеников (сами – учитель - совместно? 9. Какие виды работы преобладали на уроке? 10. Работал ли учитель в зоне ближайшего развития учеников (задавали ли ученики вопросы учителю, нужна ли была помощь учителя)? 11. Кто оценивал результаты работы на уроке (ученики – учитель - совместно)? 12. Исправлял ли учитель ошибочные высказывания учащихся или ошибка была новой учебной ситуацией для отработки умения аргументировать мнение?

Приемы Учитель просит учащихся вспомнить различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают различные вопросительные слова (не менее, чем 8-10). После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.

«Толстый и тонкий вопросы» В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, «какова связь между временем года и поведением человека?». В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «который сейчас час?».

Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях: Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы.

«Взаимовопрос» - может использоваться на разных стадиях. Работа в парах. Ученики отвечают на вопросы друг друга «Взаимовопрос» - может использоваться на разных стадиях. Работа в парах. Ученики отвечают на вопросы друг друга «Закончи предложение» - используется на стадии рефлексии. (На мой взгляд, ТРКМ –это…..) «Закончи предложение» - используется на стадии рефлексии. (На мой взгляд, ТРКМ –это…..) «Кластер» -выделение смысловых единиц и графическое оформление в виде грозди (выше в виде кластера дано описание ТРКМ) «Кластер» -выделение смысловых единиц и графическое оформление в виде грозди (выше в виде кластера дано описание ТРКМ) «Толстые» (проблемные, требующие анализа, оценки) и «тонкие» (простые, односложные, требующие ответа на уровне воспроизведения) вопросы «Толстые» (проблемные, требующие анализа, оценки) и «тонкие» (простые, односложные, требующие ответа на уровне воспроизведения) вопросы

Приемы Мозговая атака. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений.

Приемы INSERT самоактивизирующаяся маркирующая система для эффективного чтения и размышления - особая маркировка текста при прочтениии «V » Уж е зн ал «+» нов ое «-» Дума л инач е «?» Не понял Есть вопро с

Таблица-синтез (И.Загашев) Ключевые слова (словосочетания ) Выписка из текста, связанная с ключевыми словами Почему эта цитата важна для меня (рассуждения ) До прочтения 1 2 Во время чтения 1 2

Прием «Главная идея» Главная идея Поддерживающие детали

Кластеры Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Ключевые термины Преподаватель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины

Перепутанные логические цепочки В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно- научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) Один из способов графической организации и логико- смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Знаю Хочу узнать Узнали