Педагогический совет Критерии успешности учителя ЖСОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сычева В.М., учитель 1 уровня, СОШ 86. Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное.
Advertisements

Педагогический совет «Учитель – профессионал, какой он ?»
Критерии личностного роста учителя. Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных.
Педагогический совет Личность учителя. Критерии ее успешности.
«Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса». Подготовила: заместитель директора по УВР Л.О.Ибрагимова.
Критерии успешности учителя в соответствии с ФГОС.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Основная общеобразовательная школа 9» Педагогический совет.
МОУ «СОШ Р. П. К РАСНЫЙ Т ЕКСТИЛЬЩИК С АРАТОВСКОГО РАЙОНА С АРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ » Педагогический совет «Критерии успешности учителя» 2009 год.
«Мастерство – всегда самокритичность, всегда философско-этический анализ соотношения «цель- средство – результат», всегда ориентация на воспитательную.
«ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ». ПОДГОТОВИЛИ: КОЩЕЕВА О.Н. МАРЧЕНКО Е.В. РЯПОЛОВА О.С.
Тема заседания педагогического совета: «Критерии успешности профессиональной деятельности учителя». «Учитель это человек, который учится всю жизнь, только.
Цель: определить влияние педагогического мастерства учителя на качество образования.
Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы. Задачи: 1. Рассмотреть понятия: компетентностный.
Результаты анкетирования педагогов МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района Изучение отношения к организации школьной жизни педагогического коллектива.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Учебная деятельность школьников.
Методический семинар. Задачи: 1.Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя 2. Приобщить учителя к самоанализу, самодиагностики.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Компетентность – полноправность (по Далю). Компетентность и компетенция составляют у Даля единое понятие. Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими.
Анализ анкетирования педагогов. « Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении »
Тема педсовета: «УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКИ НА УРОКЕ». Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов Факторы препятствующие Стимулирующие.
Транксрипт:

Педагогический совет Критерии успешности учителя ЖСОШ

Цель: Определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для педагогического коллектива нашей школы

Задачи: На основе анализа психолого- методической литературы рассмотреть труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пространство. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике

План проведения педсовета Вступительное слово: тема педсовета, план проведения, регламент. Обоснование выбора темы. Педагогические критерии успешности. Психологические критерии успешности. Профессионально-личностные критерии успешности. Подведение итогов, выработка и принятие решения.

Обоснование выбора темы Учитель это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить (Лизинский В.М.). Учителя в формулу «знания умения навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно. Результатами работы любого учителя являются: Знания, умения и навыки; Воспитанность; Здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся. А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три группы: педагогические;психологические;личностные.

Педагогические критерии успешности учителя О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти, по итогам контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

Педагогические критерии успешности учителя Второй критерий уровень сформированности обще­учебных умений и навыков. учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации); учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации); Учебно-логичекие умения (умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.); учебно-управленческие умения (понимать поставлен­ную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и

Педагогические критерии успешности учителя Третий критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает воз­можность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Педагогические критерии успешности учителя Четвертый критерий образование педагогов и по­ вышение квалификации. Это одно из важнейших усло­ вий для повышения и сохранения качества преподава­ ния. Пятый критерий способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида: размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал); размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Педагогические критерии успешности учителя Шестой критерий инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способ­ствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя Первый критерий интерес, мотивация. Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяет­ся самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

Психологические критерии успешности учителя Второй критерий сознательное обучение. Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом обще­ства, что учиться долг ребенка. Конечно, первоклассник, второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания? Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению. Формальное преподавание это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. «Науку писал Герцен, надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Психологические критерии успешности учителя Третий критерий взаимоотношения в системе «учитель ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменой процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее к подражанию и самообучению. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

Психологические критерии успешности учителя Четвертый критерий учет индивидуальных осо­бенностей ученика. Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в реша­ющей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят вниматель­ность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать: как на уроке создана установка быть внимательным; как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.); как организована смена видов деятельности на уроке: как учитываются возрастные особенности внимания школьников; как организована активность учащихся на уроке; как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Личностные критерии успешности учителя 1.Эмоциональность. В состав этого качества входит: интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение; уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Личностные критерии успешности учителя 2. Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач. К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»: Общение с хорошей литературой, искусством, природой; Общение с интересными людьми, любовь, дружба; Общение с самим собой саморазвитие время печали, творчества, размышлений.

Личностные критерии успешности учителя 3. Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не бу­дет ни оригинальных суждений, ни замечательных уро­ков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Личностные критерии успешности учителя 4. Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать. 5. Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В. А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение то состояние, из кото­рого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнес­тись к причине противостояния, обратить все в шутку. Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Личностные критерии успешности учителя 6. Настойчивость, дисциплинированность. Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Вывод: большинство педагогов школы считает важным в психолого-педагогическом общении мотивацию и сознательное обучение, а потом уже учет индивидуальных способностей и отношения «учитель - ученик»

Вывод: большинство педагогов отдали предпочтение уровню обученности и уровню ЗУН, а потом уже инновационной деятельности, самообразованию и самоанализу.

Вывод: из критериев личности учителя больше голосов отдано творческому началу личности, дисциплине. выразительности речи, организаторским способностям и эмоциональности речи, а уже потом чувству юмора.

Вывод: из качеств хорошего учителя предпочтение отдали знанию предмета и добросовестному отношению к своим обязанностям, затем принципиальности и требовательности с умением интересно объяснять, на третьем месте – требовательность к себе, чуткость и внимательность к детям, доброта и справедливость.

Показатели удовлетворенности жизнедеятельностью школы 1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой. 2. Меня устраивает составленное расписание уроков. 3. Мое рабочее время, благодаря действиям администрации, тратится рационально. 4. Меня устраивает работа методического объединения и мое участие в ней 5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности. 6. Я испытываю потребность в профессиональном росте и личностном росте и стараюсь ее реализовать. 7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы. 8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск. 9. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе. 10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег. 11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы. 12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации. 13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся. 14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету. 15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся. 16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования. 17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем. 18. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.

Проект решения педсовета: 1. Для осуществления возможности на демократической и профессиональной основе выстраивать организационно- методическую и исследовательскую работу в школе определены приоритетные критерии для нашего коллектива, с учетом имеющихся условий. 2. Выявлены факторы, которые влияют на успешность работы учителя.

Итоги?! Исходя из указанного необходимо: Каждому учителю : провести самодиагностику на основе технологической карты критериев успешности; спланировать работу и подготовить отчет по самообразованию и ведению проектно- исследовательской работы. Выход: 29 января –Фестиваль проектов