«Использование современных педагогических технологий на уроках в начальных классах как одно из условий успешной реализации ФГОС» Егорова Т.А.
Технологии: -проблемное обучение; -технология развития «критического мышления»; -исследовательское обучение; -развивающее обучение; -здоровьесберегающие технологии; -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -информационно – коммуникационные технологии; - систему инновационной оценки «портфолио»; -разноуровневое обучение; -проектные методы обучения; -коллективная система обучения (КСО); -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ); -технология «дебаты»; -технологию модульного и блочно-модульного обучения; -лекционно – семинарско - зачетная система обучения; -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа); - технологию дистанционного обучения - технология мастерских - групповое обучение и др.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Проблемная технология (с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Этапы: 1. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. 2. Осознание сущности противоречия. 3. Формулирование гипотезы. 4. Проверка гипотезы – поиск доказательства гипотезы, этап формулирования нового знания. 5. Решение проблемы.
6 Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений Лена: На юге жарко. Миша: А как же Южный полюс? Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно? РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли
ТЕХНОЛОГИЯ развития критического мышления
Технология развития критического мышления Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Исходные научные идеи: Критическое мышление: Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; Облегает понимание различных «взглядов на мир»; Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Технология развития критического мышления. Критерии оценки результата Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся.Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Прогноз (Постройте прогноз). Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Исследовательская технология
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Формирование УУД: Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменные и устные высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: умение договариваться и находить общее решение, строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других. Регулятивные УУД: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности. Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, развитие этических чувств.
Виды исследований: Экспресс-исследование Эта форма, организации предполагает массовое участие детей, которое не требует длительного наблюдения. Например, исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т.п. Долговременные исследования ребенок выбирает тему исследования (самостоятельно или под руководством учителя) ищет возможные варианты решения собирает материал; делает обобщения; Оформляет результат (доклад, макет, проект и др.);
Костюмы народов Краснодарского края
Формы организации исследовательской деятельности на уроках: урок-исследование, урок-лаборатория; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды работ, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей.
Прочитайте перечисленные в учебнике признаки живой природы. Какой признак пропущен? Назовите его. Какими примерами этот признак можно проиллюстрировать?
Птицы как объекты изучения Перечислите общие признаки птиц. В каком аспекте приведено изучение биологии птиц в учебнике?
Формы организации исследовательской деятельности на уроках: урок-исследование, урок-лаборатория; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды работ, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей.
Задание. Докажи, что моллюск – часть живой природы. Заполни таблицу. Признак живой природы Проявление у моллюска 1. Движение Передвигается по стенкам аквариума Хотя учебный материал, лежащий в основе задания, изучается детьми в 1 классе (в I полугодии),его структура является достаточно сложной для детей этого возраста. Поэтому в приведенной выше формулировке задание целесообразно использовать во 2 классе (в разделе «Животные»). В 1 классе это задание может использоваться в устной форме при условии расширения и уточнения формулировки вопроса. Конструирование задания
Детализация задания с учетом уровня трудности Пример Л.В. Занкова 1. Внимательно рассмотрите эту птицу и сделайте заключение о ее образе жизни. 2. Рассмотрите внимательно птицу. Опишите ее внешнее строение и на основании его сделайте заключение о том, чем питается эта птица, где живет. Объясни, почему ты так думаешь? 3. Внимательно рассмотрите эту птицу и сделайте заключение о ее образе жизни. Рассмотри, какого цвета ее оперение? Какое строение имеют ее голова, клюв, ноги, хвост? Какова величина и форма ее тела? Как ты думаешь, чем она должна питаться (мясом других животных, насекомыми, ягодами и семенами растений, орехами)? Какие признаки на это указывают? Где она должна жить? Какие признаки на это указывают?
Формы организации исследовательской деятельности на уроках: урок-исследование, урок-лаборатория; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды работ, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей.
Фиксирование результатов Рисунок Сочинение- наблюдение Мини- исследование Дневник наблюдений
Знакомство учащихся с методами сбора информации Спросить у другого человека Подумать самостоятельно Прочитать в книгах Пронаблюдать Получить информацию в компьютере Провести эксперимент Связаться со специалистом Посмотреть телепередачу, видео
Общие исследовательские умения и навыки школьников Ученик должен уметь: видеть проблему наблюдать выдвигать гипотезу планировать эксперимент задавать вопросы делать умозаключения (выводы) давать определения понятиям создавать метафоры классифицировать понятия создавать тексты работать с парадоксамиобъяснять, доказывать, защищать свои идеи
Спасибо за внимание! Егорова Т.А. Tatyana-egorova.ucoz.ru