Реализация ФГОС в контексте разработки проекта «Закона об образовании в Российской Федерации» Августовские педагогические совещания 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Advertisements

Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
Новые стандарты образования. Миссия методической работы: «Создание условий для безболезненного и грамотного перехода к работе по новым стандартам, выполнению.
ФГОС общего образования - основа социокультурной модернизации России.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
1 Критерии готовности образовательного учреждения к введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Котлярова В.Ф., заместитель директора по научно–методической работе гг.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС в Московской области.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Первостепенная задача современной образовательной системы – духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
1 2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
Транксрипт:

Реализация ФГОС в контексте разработки проекта «Закона об образовании в Российской Федерации» Августовские педагогические совещания 2011 г.

Образование (определение) в действующем законе Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) в законопроекте Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов 2

Изменение структуры уровней образования В действующем законе 1. основное общее 2. среднее (полное) общее 3. начальное профессиональное 4. среднее профессиональное 5. высшее профессиональное - бакалавриат 6. высшее профессиональное - подготовка специалиста или магистратура 7. послевузовское профессиональное В законопроекте 1. дошкольное 2. начальное общее 3. основное общее 4. среднее общее 5. среднее профессиональное 6. высшее – бакалавриат 7. высшее - подготовка специалиста или магистратура 8. высшее – подготовка научно- педагогических кадров, ординатура, ассистентура- стажировка 3

4 дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование Изменение структуры системы общего образования Выделены как самостоятельные уровни образования

5 Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) Профессиональные программы (основные и дополнительные) Программы профессиональной подготовки Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы Основные профессиональные образовательные программы: Программы профессионального обучения Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные профессиональные программы Образовательные программы в действующем законе в законопроекте

6 образовательные программы дошкольного образования Основные общеобразовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы основного общего образования образовательные программы среднего общего образования образовательные программы начального общего образования дополнительные общеразвивающие программы Дополнительные пред профессиональные программы в законопроекте Образовательные программы

Образовательные организации Дошкольные образовательные организации Общеобразовательные организации Профессиональные образовательные организации Образовательные организации высшего образования Организации дополнительного образования Организации дополнительного профессионального образования 7

образовательные программы дошкольного образования дополнительные общеобразовательные программы Дошкольные образовательные организации основные общеобразовательные программы дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Общеобразовательные организации дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования Организации дополнительного образования в законопроекте Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательные программы

9 консолидация общества в условиях роста его разнообразия социальное выравнивание общества формирование российской гражданской идентичности личности взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур конкурентоспособность личности, общества и государства формирование интеллектуальных и культурных предпочтений личности Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества

10 Социальные и моральные вызовы школьному образованию морально-нравственная дезинтеграция общества низкий уровень доверия и социальной солидарности нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования усиление миграционных процессов недостаточный уровень воспроизводства населения снижение физического, социального и психического здоровья населения

Формирование российской гражданской идентичности Идентичность личности - способность смотреть на мир через призму своей культуры, одновременно сохраняя и развивая ее содержание и традиции Проблемы сегодня : девальвация ценности идентичности содержание ценностно-формирующих аспектов отражает неопределенность общества в области ценностного и гражданского самоопределения школа не имеет четкого заказа на формирование определенной идеологии, следовательно не выполняет важнейшую социокультурную функцию - формирование нравственного мировоззрения подрастающего поколения 11

Задачи воспитания и социализации Переход от социализации адаптивной к социализации неадаптивной, формированию способностей ответственного социального действия, личностного самоуправления в реальных ситуациях, к сознательному участию в социальных процессах 12

Пути решения задач Уход от подхода учрежденческого (когда единственным и основным институтом образования является образовательное учреждение) к созданию единого образовательного социализирующего пространства, формирующего социальную инфраструктуру детства; интеграция усилий различных социальных институтов 13

14 Основная цель российского образования Новая цель образования Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Стратегия 2020 Наша новая школа Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

15 Образование должно обеспечить подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей, способных сформировать политическую культуру демократической России достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса укрепление национальной безопасности

16 Социокультурная модернизация Целенаправленная государственно- общественная политика по формированию активности граждан во всех видах социально- экономической деятельности, их способностей к духовно-нравственному, гражданско- патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни

Главная задача ФГОС : создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России 17 Федеральные государственные образовательные стандарты

Технологии открытого (сетевого) образования Возможности сетевого образования: образовательные сообщества становятся основным элементом образования на протяжении всей жизни обмен опытом участников образовательных сетей способствует их взаимному развитию образовательные возможности старших школьников приближаются к образовательным возможностям взрослых лучший образовательный опыт общедоступен – выравнивание образовательного пространства от поддержки отдельных талантов к формированию креативного потенциала города, региона, страны 18

Технологии открытого (сетевого) образования Ключевые компетенции участников сетевого интеллектуального сообщества: умение определять свою роль в команде (лидера, модератора, участника, фасилитатора) умение подбирать под конкретную задачу конфигурацию интеллектуальной сети и состав участников умение принимать разнообразие точек зрения, преодолевать групповые, в т.ч. межкультурные различия способность оценивать и принимать коллективный опыт, прогнозировать развитие событий и явлений, опираясь на опыт участников интеллектуальной сети умение презентовать свои результаты 19

ФГОС – новая парадигма отечественного образования Школа готовит зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, способного реализовать принципы Конституции: демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство и пр. ФГОС- инструмент исполнения Конституции Российской Федерации 20

ФГОС- новая парадигма отечественного образования основная образовательная программа - свобода и ответственность учитель – обеспечивает достижение требований к результатам освоения ООП директор и завуч – специалисты по организации образовательного процесса, распределению ресурсов для достижения наилучшего результата родители, органы общественно-государственного управления - активные участники организации образовательного процесса 21

ФГОС- новая парадигма отечественного образования от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на пред профессиональном уровне подготовки 22

23 Федеральные государственные образовательные стандарты к ступеням и уровням общего образования к уровням профессионального образования Федеральные государственные требования к дошкольной образовательной программе к дополнительным профессиональным образовательным программам профессиональному образованию к дополнительным пред профессиональным программам в области искусств Федеральные государственные образовательные стандарты к уровням общего образования, в том числе к дошкольному образованию к уровням профессионального образования Федеральные государственные требования к дополнительным пред профессиональным программам ФГОС. Федеральные государственные требования в действующем законе в законопроекте

24 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Общественный договор (запрос семьи, общества и государства)

25 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Требования к условиям реализации основной образовательной программы Кадровые условия Финансово-экономические условия Материально-технические условия Психолого-педагогические условия Информационно-методические условия

Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы Внеурочная деятельность Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты Система оценки Программа учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность,, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами Система условий реализации ООП

С 1 сентября 2011 г. все российские первоклассники начнут обучение по ФГОС начального общего образования С 1 сентября 2012 г. пятиклассники начнут обучение по ФГОС основного общего образования по мере готовности образовательных учреждений 29

30 Критерии готовности школы к введению и реализации ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников определен список учебников и учебных пособий определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся разработана технология организации образовательного процесса, направленная на достижение планируемых результатов разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС осуществлено повышение квалификации всех учителей осуществляющих реализацию ФГОС обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Ключевые направления реализации ФГОС материально-техническая оснащенность школ (школьная инфраструктура, оборудование, информационная образовательная среда) учебно-методические и информационные ресурсы (различные типы интерактивных мультимедийных электронных школьных учебников) кадровый потенциал системы общего образования современная инфраструктура (дистанционное обучение, профильное обучение, научно-техническое творчество) новые финансово-экономические механизмы реализации ФГОС 31

VI съезд Всероссийского педагогического собрания Председатель Правительства России В.В. Путин : «одна из задач модернизации российской школы обновить школьную сеть страны и создать комфортные условия для работы и обучения детей» (Поручение Правительства РФ по реализации задач модернизации региональных систем общего образования) 32

Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы ФГОС. Учебно-методическое обеспечение 33

Особенности экспертизы учебников При экспертизе учебников на соответствие ФГОС – определяется принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования 34

Система учебников обеспечение реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС комплексное представление информационно- образовательной среды учебного предмета, которое обеспечивает логику изложения содержания, определяет пути и уровни освоения учебного курса целенаправленное и системное изучение учебного предмета от класса к классу, от ступени к ступени 35

Реализация ФГОС требует перехода от формирования учебно- методических комплектов к созданию учебно-методических КОМПЛЕКСОВ 36

Учебник Учебно-методический комплекс (информационно-образовательная среда ) От учебника к комплексу Завершенная предметная линия учебников Система учебников

Учебно-методический комплекс представляет собой информационно-образовательную среду, включающую учебно-методические комплекты, электронные приложения, средства обучения, методическую поддержку, комплекс курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, а также Интернет-поддержку образовательного процесса. Информационно-образовательная среда в полном объеме обеспечивает реализацию ФГОС начального общего и основного общего образования, включая формирование у обучающихся универсальных учебных действий, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности. 38

Учебно-методический комплекс 39 Учебник Примерные основные образовательные программы для систем «Перспектива» и «Школа России» Учебно-методические пособия Комплекс курсов повышения квалификации Средства обучения Интернет-поддержка Электронные приложения Обеспечивает в полном объеме реализацию требований ФГОС к результатам образования

Основа разработки систем УМК (начальная и основная школа) реализация требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ методологическая основа- системно- деятельностный подход содержательная основа – фундаментальное ядро идеологическая основа – Концепция ДНВ преемственность основных образовательных программ ступеней общего образования реализация требований ФГОС к информационно- образовательной среде освоение и применение межпредметных знаний (конвергенция знаний) 40

Основные направления доработки учебников Содержательная (соответствие фундаментальному ядру, обновление и актуализация содержания, ссылки на дополнительные образовательные ресурсы) Методическая (доработка методического и дидактического аппарата учебника, выделение рубрик и др.) Дизайнерская с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей (переработка макетов, включение большого количества цветных иллюстраций, разработка навигационной системы) Разработка шлейфа учебника ( электронное приложение, рабочие тетради, методическое пособие и др.) 41

42 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования

43 Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся

44 Содержание школьного образования Проблемы: увеличение разрыва между содержанием школьного образования и современной социокультурной ситуацией несоответствие современного содержания школьного образования задачам реализации системно-деятельностного подхода закрытость системы общего образования от внешнего влияния в вопросах разработки содержания Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействия науки и технологий

Сетевой век Проблемы: кризис переизбытка информации кризис репутации источников и недоверие к информации Учебник- источник информации с высоким уровнем репутации (остров доверия) 45

46 Новое содержание образования формирование содержания с учетом реализации системно-деятельностного подхода введение интегрированных предметов (метапредметов) непрерывное обновление содержания и сохранение фундаментальных основ знаний

Интегрированные предметы задают принципы организации деятельностного содержания образования формируют виды и способы деятельности, необходимые для глубокого понимания ситуации в политике, культуре, науке, экономике, социальной сфере, самоопределения и эффективной деятельности в конкретной ситуации 47

48 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

49 Педагогическое образование 49 важнейший ресурс реализации ФГОС общего образования - как условие устойчивого инновационного развития России Задача: Подготовка педагога к активным действиям в широком социокультурном поле

VI съезд Всероссийского педагогического собрания В.В. Путин: значительная часть средств в рамках проекта развития российской школы должна пойти на повышение квалификации педагогов этим вопросом будут заниматься в рамках ФЦПРО министерство и субъекты Российской Федерации во всех федеральных округах мы сформируем площадки для обучения и повышения квалификации педагогов и руководящих работников системы образования, это будут центры методической и технической поддержки образовательных учреждений деньги на переподготовку преподавательского состава, учителей должны направляться в школы 50

Дополнительное профессиональное образование (в законопроекте) количество часов для программ повышения квалификации не регламентируется содержание дополнительных проф. программ, формы обучения, сроки освоения определяются образовательной программой учреждения сохранено право работника на повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет возможность реализации программ с использованием сетевых форм, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения 51

Новые задачи системы повышения квалификации работников образования диверсификация форм повышения квалификации работников образования, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения реализация системы нормативно-методического сопровождения реализации ФГОС проектирование нового содержания повышения квалификации в контексте требований ФГОС усиление роли мониторинга эффективности повышения квалификации работников образования 52

53 Принципы построения новой модели повышения квалификации «гуманитаризация» «педагогизация» гибкость и адаптивность к меняющимся запросам семьи, общества и государства «регионализация» – учет социально- экономических, этнокультурных и иных региональных особенностей и потребностей обучающихся и их семей непрерывность 53

Основные трудности, которые испытывает педагог при переходе на ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов) 54

Требования к программам дополнительного профессионального образования педагогических кадров содержание программ должно соответствовать действующему законодательству в сфере образования и требованиями ФГОС общего образования программы должны обеспечивать преемственность ФГОС общего образования по отношению к государственным образовательным стандартам высшего, среднего и дополнительного профессионального образования соответствующего направления обучения программы должны состоять из блоков или модулей, обеспечивающих запросы всех участников образовательного процесса 55

Программы повышения квалификации педагогических кадров должны обеспечивать формирование: компетентности в мотивации учебной деятельности ученика компетентности в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока компетентности в целеполагании учебной деятельности компетентности в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении компетентности в предмете преподавания (предметная компетентность) компетентности в принятии решений, связанных с решением педагогических задач компетентности в разработке учебных и воспитательных программ компетентности в организации учебной деятельности 56

Ожидаемый результат повышения квалификации – принятие новой парадигмы отечественного образования, профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС общего образования 57

58 Российский учитель носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями 58

Информация о ФГОС на сайте 59

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 60