Методический семинар Тема: «Формирование навыков коммуникации и сотрудничества в рамках предмета «Биология» Ухаева Ольга Викторовна МОУ «СОШ 13 г. Пугачёва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Advertisements

Егорова Ада Васильевна Учитель английского языка. «Отличник народного », «Учитель – методист», «Лучший по профессии 1985 г.», «Ветеран труда»,
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Реализация ФГОС в начальной школе в МКОУ СОШ 23 г.о. Нальчик: опыт, проблемы, перспективы»
Ресурсы уроков биологии в социализации школьников Автор: Мильяненко А.М. учитель биологии ГБОУ СОШ 629 г. Москва.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ Ковалева.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Cистемно-деятельностный подход в обучении и воспитании Оформление Багрий М. Г., методист КУ «КРМЦ»
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Семинар на тему:. содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения.
«ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ» Качество образования – это процесс постоянного совершенствования.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Транксрипт:

Методический семинар Тема: «Формирование навыков коммуникации и сотрудничества в рамках предмета «Биология» Ухаева Ольга Викторовна МОУ «СОШ 13 г. Пугачёва Саратовской области»

Развивающий эффект: формирование навыков коммуникации и сотрудничества, одних из актуальных навыков XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным. Проблема: ученики обладают высоким уровнем знаний и показывают стабильные результаты, тем не менее, теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстроменяющемся мире необходимо. Предложение: надо повышать не только активность детей (внешний фактор), но и самостоятельность (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект.

Условия возникновения и становления педагогического опыта. Актуальность выбранной темы. Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Изучение опыта коллег Курсовая подготовка Курсовая подготовка Диагностика собственного опыта Диагностика собственного опыта Изучение международных образовательных стандартов Внедрение новых ФГОС Внедрение новых ФГОС Актуальность темы: обусловлена потребностями современного общества

Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889) Добролюбов Н.А.. (1836 – 1870) Защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность учащихся, выступали за развитие у них творческого мышления. Соловейчик С.Л. Автор направления в педагогике: педагогика сотрудничества. «Педагоги и ученики рассматриваются в учебно- воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры». Подходы к теме в истории отечественной педагогики

Коммуникация + сотрудничество = активное обучение интерактивное обучение (командная работа) Коммуникация + сотрудничество = активное обучение интерактивное обучение (командная работа) Активное обучение это организация и ведение учебного процесса, которые направлены на побуждение обучающихся к учебно – познавательной деятельности, посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств, а также развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся, формирование у учеников таких качеств, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению. Командная работа это совместная деятельность группы людей связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижения. Коммуникация это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому. (Словари и энциклопедии на Академике). Сотрудничество это способность людей работать вместе для достижения общих целей (Психологическая энциклопедия). Интерактивное обучение это форма организации учебного процесса, ориентированная на более широкое, по сравнению с активным обучением, взаимодействие обучающихся друг с другом, и доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Позитивная взаимозависимость Одновремен- ное взаимодействие Равное участие Индивидуаль- ная ответственность Обмен идеями; результаты взаимосвязаны: успех одного означает успех другого; ученики нуждаются друг в друге. Обмен идеями; результаты взаимосвязаны: успех одного означает успех другого; ученики нуждаются друг в друге. Одномоментная запись идей; совместное обсуждение, каждый ученик по очереди высказывает свои предложения; итоговое решение принимает вся команда. У всех учеников в команде равный статус; для записи идей и на ответ дается одинаковое время; равная очередность при ответе в команде. В команде каждый должен предложить свою оригинальную идею и с ней публично выступить; «спрятаться», «пропустить» невозможно. 4 принципа командной работы

Цель и задачи Цель: Формирование навыков коммуникации и сотрудничества на основе активного обучения и командной работы (интерактивное обучение) в рамках предмета «Биология». Задачи: Вовлечь школьников в командную деятельность для накопления опыта, осознание и принятие ценностей, а также для становления и совершенствования навыков коммуникации и сотрудничества. Разнообразить формы деятельности обучающих в рамках предмета «Биология», способствовать развитию интереса к предмету. Повысить результативность учебного процесса по предмету «Биология» посредством использования командной работы (интерактивного обучения), которое повышает мотивацию детей к обучению, обеспечивает прирост из знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации. Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества обучающихся, посредством не только учебной, но и внеурочной деятельности. Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществлении рефлексии и обратной связи.

учитель - источник знаний; акцент: учитель – учебный материал; только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель; учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ; основан на конкуренции и соперничестве учеников; каждый ребенок отвечает самостоятельно; есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой; общение и коммуникация реализуются не в полной мере. учитель не является единственным источником знаний, поскольку его нет в команде: акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал; эксперт – каждый ребенок, т.к. является для других учеников источником знаний; вопросы задаются команде и решение принимается коллегиально; предполагает сотрудничество; каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью командного успеха; работает каждый ученик; способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки. Урок без использования командной работы: Урок на основе командной работы:

Окружающая среда Информационная компетентность Окружающая среда Информационная компетентность Активное обучение Системно – деятельностный подход Активное обучение Системно – деятельностный подход Командная работа (интерактивное обучение) Коммуникативная компетентность Командная работа (интерактивное обучение) Коммуникативная компетентность Условия формирования навыков коммуникации и сотрудничества обучающихся Условия формирования навыков коммуникации и сотрудничества обучающихся Проблемное обучение. Компетентность в решении проблем Проблемное обучение. Компетентность в решении проблем «Метод командной работы эффективно сочетается с методом проблемного обучения» Г.К.Селевко

Командная работа Учитель Ученик

1. Факты Какая информация из представленной важна для создания гипотезы? Например: 1. Растение было посажено в горшок. 2. Цветок завял и был убран из горшка. 3. Горшок без цветка был оставлен в саду. 4. Без действий Оли, в нем появились растения. 2. Идеи -Какими могут быть причины проблемы? -Каковы последствия? -Каковы решения? Например: 1. Семена могли попасть в горшок с ветром. 2. Семена могли быть уже в горшке, но не прорастать. 3.Кто-то без ведома Оли посеял семена в горшке. 3. Обучающие вопросы - Что я/мы знаем? Что я/мы можем сделать? -Где пробелы в наших знаниях? Например: 1. Прорастание новых растений возможно только из семян. 2. Семена могут попасть в землю горшка не только при помощи ветра, но и с помощью насекомых, птиц, человека. 3. Плохо знаю тему «Распространение семян». 4. План действий (назначить ответственного, дать график выполнения). Как я/мы планируем искать информацию? Как я/мы планируем осуществлять самообучение? Например: 1. Я ищу информацию по теме «Виды распространение семян» (до 5 мая ). 2. Алия работает с интернет источниками по теме «Условия и сроки прорастания семян» (до 7 мая). 3. Константин проводит подобный эксперимент (в течение месяца до 20 мая). 4. Лена готовит презентацию по итогам работы (25 мая). Пример проблемной ситуации: «Летом Оля посадила в горшок растение. Когда цветок завял, Оля убрала его из горшка, а сам горшок оставила на террасе. Через месяц она заметила, что в горшке выросли разные растения. Она задумалась, как растения смогли туда попасть. Как бы вы могли объяснить это? Вспомните всё, чему вы обучились на уроках биологии и поищите необходимую информацию, чтобы определить возможные причины данной ситуации».

Окружающая среда – создание условий, где в которых ученики будут обучаться и воспитываться Две составляющие окружающей среды образования: Социальная среда – это социальные взаимоотношения и культурный контекст, в которых команды обучающихся функционируют и взаимодействуют. Физическая среда – это физическое пространство класса, которое формирует культуру обучения, делая мышление видимым. Расстановка мебели и предметов в классе способствует умственному взаимодействию. Учитель всегда может сделать мыслительный процесс и умственную работу своих учеников видимыми, фиксируя и документируя их мысли, прогресс и успеваемость. «Пустые стены – пустой разум».

Результат проявления самостоятельности и сотрудничества обучающихся Послеуроков Экологическое движение Военно- патриотическое воспитание Программа дружбы «Районный скаутский палаточный лагерь» Олимпиады, конкурсы, НПК Результативность Проектная и исследовательская деятельность Проект «Битва за трезвость-битва за Россию» Исследовательская работа «Бродячие собаки в родном Пугачеве» Исследовательская работа «Животные, занесенные в Красную книгу»

«Первейшим мотиватором людей является обратная связь, постоянное осознание результатов их деятельности» Кеннет Бланшар, американский эксперт по менеджменту «Первейшим мотиватором людей является обратная связь, постоянное осознание результатов их деятельности» Кеннет Бланшар, американский эксперт по менеджменту РЕФЛЕКСИЯ и обратная связь 3-2-1: 3 самых важных момента, которые я узнал на уроке; 2 знания, которые я буду применять на практике; 1 вопрос или комментарий, который возник во время урока. ОРГАНИЗм ОРГАНИЗм Словарные акростихи: 1 – ученикам задается ключевое слово, связанное с темой; 2 – заданное слово ученики пишут побуквенно, а тетради вертикально; 3 – ученики должны составить акростих, используя каждую букву заданного слова. О- объединение Р – различных Г – гаджетов А – анатомических Н – необходимых И – индивиду З – запускать М - механизм РЕЗЮМЕ одним словом: 1 – учитель распределяет случайным образом буквы алфавита для каждого ученика; 2 –ученикам дается минута, чтобы назвать слово РЕЗЮМИРУЮЩЕЕ тему всего урока 3 – учитель опрашивает как можно больше учеников, чтобы услышать придуманные ими слова

Количественные показатели достижения предметных результатов обучающихся Количественные показатели достижения предметных результатов обучающихся

Результативность внеурочной деятельности обучающихся

Модель ожидаемого результата педагогической деятельности в виде новообразований личности обучающегося Знает УмеетИмеет представления Владеет ценностными ориентирами - закономерности развития живой природы (ПР), - правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (ЛР), - основы экологической культуры (ЛР). - использовать методы науки для проведения несложных экспериментов и экологического мониторинга (ПР), -оценить последствия человеческой деятельности в природе (ЛР), - оказывать первую медицинскую помощь (ПР), - коммуникативно общаться и сотрудничать с другими людьми (МР). - о исторически быстром сокращении биологического разнообразия (ПР), -о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (ПР), -об выращивании и размножении культурных растений и домашних животных (ПР). - ценностями здорового и безопасного образа жизни (ЛР), - целевых и смысловых установок, в своих действиях и поступках по отношению к живой природе (ЛР). ЛР - Личностные результаты, ПР – предметные результаты, МР – метапредметные результаты

Результат педагогической деятельности

Список используемых сетевых ресурсов Добролюбов Николай Александрович. Информация об авторе. - URL: Дата обращения: Мотивация. Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: Дата обращения: Педагогика сотрудничества. Дата обращения: Соловейчик Семен Львович. Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: %ED_%CB%FC%E2%EE%E2%E8%F7 Дата обращения: %ED_%CB%FC%E2%EE%E2%E8%F7 13 интересных высказываний о мотивации. Synderesis. Интернет-журнал. - URL: Дата обращения: Synderesis. Интернет-журнал Чернышевский Николай Гаврилович. Биография. - URL: Дата обращения: