Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль снов в произведениях русских писателей XIX века Автор работы: Ученица 11 класса б МБОУ лицея 7 Станиславская Юлия.
Advertisements

Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Матричная схема на уроке литературы. Задачи уроков литературы Формировать представление о художественной литературе как об искусстве слова. Формировать.
Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Достоевский Федор Михайлович ( ) великий русский писатель. Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич ( ), врач ( штаб - лекарь.
Больная совесть наша Художественный мир писателя Ф.М.Достоевского.
Особенности изображения внутреннего мира человека в литературе 19 века.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Сны героев русской литературы XIX века. Цели: Изучить, что представляет собой сон в литературном произведении Узнать, для чего авторы используют сны в.
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». История создания Замысел романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф.М. Достоевского на каторге.
Чтобы душа была жива Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - роман – предупреждение. Байдакова Т.Б., учитель литературы МОУ СОШ 3г.Амурск, 2007.
Ф.М. Достоевский в восприятии современных читателей.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Э. ХЕМИНГУЭЙ. Общая характеристика зарубежной литературы 20 века Эпоха 20 в. в литературе противоречива, она отразила весь.
Работу выполнила Ученица 9а класса Разумная Валерия.
Транксрипт:

Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, И ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, То не говори, что потерял время; Я занимаюсь этой тайной, Ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.

Одна из главных притягательных черт художественной литературы – способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

Итак, с самого начала сталкиваемся с понятием психологизм, но он бывает широким и узким. В широком смысле подразумевается всеобщее свойство искусства, в котором изображаются человеческие характеры. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную жизнь людей, искусство, и в частности литература, создает не только общественные, но и прежде всего психологические типы.

Психология и характер – синонимы. А между тем, за термином психологизм, в литературе прочно закрепилось понятие, которое принимает более узкое значение: согласно которому, психологизм является свойством не для всего искусства и не для всей литературы, а лишь для определенной их части.

Писатели-психологи изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении. Таким специфическим свойством обладал и Ф. М. Достоевский. Федор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень Отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение.

Как и у Толстого, герои у Достоевского разрешают проблемы, которые волнуют и самого автора. Им свойственна философичность мышления, эмоциональная чуткость, неординарность внутреннего мира. У Достоевского внутренняя жизнь героев - тайна. В сознании Федора Михайловича очень рано встал вопрос о человеческой личности как тайне, о взаимосвязях с окружающим миром.

Мир в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, объективом. Раскольников имеет дело с миром, предшествующим его сознанию и воле, с которым он вынужден считаться. Достоевский нигде не сосредотачивается на Раскольникове как на автономной личности, истиной которой является только ее внутреннее бытие.

Достоевский не считал психологический анализ окончательным ключом для вскрытия сущности персонажа, для утверждения истины в искусстве, хотя и был убежден, что без дара видения души человека – искусство становится просто невозможным. Герои Достоевского всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда переживание предельно интенсивно, когда страдание почти невыносимо, когда обострены эмоциональные реакции.

Раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремится показать столкновение противоборствующих сил: непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Раскольников не просто переживает, он мучительно страдает, постоянно анализируя свои поступки. Внутренние монологи – вот один из способов психологического анализа Достоевского.

Порфирий Петрович – пристав следственных дел, логичен, умен, хитер и осторожен. Поединок между следователем и убийцей становится основным конфликтом романа. Порфирий действует так, как должен действовать следователь, у него нет улик, но он психологически поймал Раскольникова, он играл на его нервах, на его желчи. Следователь сломил и сокрушил Раскольникова не как судья, а как совесть старого мира.

Внутренними монологами Достоевский показал постоянные психологические колебания, «маятниковые движения» сознания и подсознания между двумя безднами. Противоречивость человеческого сознания и подсознания осваивается Достоевским, пожалуй, глубже, чем любым другим писателем XIX века.

Психологический поединок Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова можно разделить на три части (или встречи). Первая встреча намечает характер, тему борьбы. Вторая – интрига достигает высшего пункта и напряжения. И третья встреча – завершается неожиданной катастрофой: Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния. Порфирий Петрович очень точно расставляет ловушки Раскольникову.

Особое место занимает сон Раскольникова, о смеющейся старухе: 1. Причина сна – тяжелое нравственное состояние человека, принявшего бесчеловечное решение убить старуху; 2. Во сне Раскольников видит себя ребенком, что особенно важно для писателя; 3. Психология массового безумия. Два гениальных писателя Достоевский и Толстой, показали впервые в литературе жуткий феномен массового психоза, изучаемый впоследствии знаменитыми психиатрами;

4. Соотнесение образа лошади с «кроткими», «смиренными» ( Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны; 5. Раскольников после пробуждения. На чаше добра и зла ; Итак, сны у Достоевского занимают 1 место в раскрытии внутреннего мира человека, так же как внутренними монологами. Еще одной своеобразной формой психологического изображения стало у Достоевского использование портретных деталей, что как всегда, оригинально.

Петербург – фантастический город, который играет не мало важную роль в «Преступлении» и «Наказании». На протяжении всего романа лишь некоторые ремарки описывают Петербург, но нам этого достаточно, чтобы понять духовный мир этого города по Достоевскому. Из описания портретов, выше приведенных, мы можем сказать, что Петербург также двойственен, как и Раскольников. Другой пример одухотворения материи – жилища.

Мир окружающего человека, всегда дается как часть души человека, становится внутреннем пейзажем, определяя человеческие поступки. Время – функция человеческого сознания, оно может растягиваться, сжиматься, исчезать. С помощью времени, Достоевский показывает насколько велики переживания Раскольникова. В начале романа, все разворачивается медленно, затем ускоряется, а перед катастрофой превращается в ураган.

Герой несколько раз выпадает из времени. И это выпадение лишний раз показывает психическое состояние, в котором находился Раскольников. Наконец, отметим еще одну оригинальную форму психологического анализа, которая получила широкое распространение у Достоевского. Несколько обычных для Достоевского фраз, неопределенных местоимений, сконцентрированных в нескольких строках дают содержание психологического анализа.

Прием умалчивания применяется Достоевским, именно в такие моменты, когда выявляются самые глубокие пласты психики и внутреннее состояние становится настолько противоречивым, сложным и смутным, что не поддается иным формам изображения. Умолчание намекает на неисчерпаемую душевную глубину, тем самым еще более усиливая психологическое напряжение.

Задача Достоевского состояла в том, чтобы показать какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной она может быть. Но жизнь победила теорию. Человеческая душа, по убеждению Достоевского, во многом необъяснима и загадочна, особенно в самых последних ее пластах, и здесь самый проницательный психолог должен отступить. Непредсказуемость внутреннего мира постоянно подчеркиваются писателем при изображении психологических состояний.

Внутренний мир часто представляет собой хаос Душевных движений, что в них не только самому герою, но и нейтральному повествователю разобраться сложно. Словом, в психологическом повествовании Достоевского, внутренний мир предстает как объясненный и истолкованный не до конца; писатель намекает на существование темных глубин в душе человека, куда не достает луч даже самого изощренного психологического изображения.

При этом у Достоевского, анализ стремится к исчерпывающе ясному знанию о душе человека и все же достигает его. Главные черты уникального психологического стиля Достоевского – предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах захватить читателя изображением напряжений их душевных состояний, художественное освоение «двух бездн» в душе человека.

Психологический анализ определяется у Достоевского поисками той свободной духовности, которая станет залогом его «восстановления». По мысли писателя, покаяние выступает совершенно бесспорным и самоочевидным. Каков же вывод? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского прост: уверовать в бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех – помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.