Технология организации мониторинга качества образовательных организаций дополнительного образования детей Тарасова Ирина Игоревна Центр мониторинга и оценки состояния системы дополнительного образования
ПЛАН: 1. Определение показателей мониторинга; 2. Технологии мониторинга; 3. Распространение мониторинговой информации
Анкетирование о состоянии мониторинга в УДО. Дата проведения: 05 декабря 2013 г.
Мониторинг образования – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее звеньях, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.
Показатели мониторинга Технологии мониторинга Применение результатов Мониторинг ОУ
Качество образования – совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учреждения: условия, процесс, результат Процесс Условия Результат
Компонент Содержание, показатели Качество процесса Качество содержания образования Эмоциональные отношения и комфорт, психологический климат Адаптивность педагогической системы ребенку, его интересам и социальным запросам; Комплексность и упорядоченность деятельности Качество условий Кадровое обеспечение Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Качество результата Качество результатов педагогической деятельности; Качество результатов деятельности учреждения Социализация личности Развитие личностных качеств Здоровьесберегающий компонент Образовательные достижения Устойчивость интересов к содержанию образовательных программ Показатели нормативного компонента контроля качества Престиж и конкурентоспособность УДО в социуме.
1-ДО (на 01.01) Самообследование (на 01.04) ГМЗ (ежеквартально) Сведения об учреждении + (нормативно-правовая база) Характеристика контингента обучающихся + (численность, в т.ч. внебюджет, половозрастной состав, социально-уязвимые категории обучающихся) + (численность, возрастной состав, достижения, социально-уязвимые категории обучающихся) + (численность (бюджет), достижения, дети с ОВЗ Кадровое обеспечение учебного процесса + (численность пед. работников по должностям, возрастной состав, образовательный уровень, аттестация, стаж работы) + (… плюс участие педагогов в мероприятиях различного уровня и публикации педагогов, повышение квалификации) + (численность, повышение квалификации) Материально- техническое обеспечение + (техническое состояние, аудиторный фонд, информатизация, обеспечение безопасных условий) + (инфраструктура, информатизация образовательного процесса)
Измерение степени удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2. п.29 качество образования трактуется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Система менеджмента качества (ISO 9000) – принцип ориентации на потребителя. ГМЗ 3 и 4 квартал 2014 г. – «Доля потребителей, удовлетворенных качеством оказания работы»
Программа мониторинга: Цели, задачи; Направления мониторинга; Источники информации (диагностический инструментарий) Итоговая документация; Сроки мониторинга; Ответственные исполнители.
Направления мониторинга Форма Сроки Ответственные исполнители Источник информации Выход (итоговая документация) I. Образовательный процесс 1.1. сохранность контингента во время учебного года Анализ журналов, посещение занятий Аналитическая записка с приложением мониторинга Ежеква ртальн о Заместитель по образовательному процессу, методисты 1.2. выполнение образовательных программ педагогами % выполнения программы, анализ журналов Аналитический материал 01.01; Заместитель по образовательному процессу, педагоги 1.3. Соответствие календарно-тематического планирования учебному плану образовательной программы Посещение занятий, проверка календарно- тематического планирования и дополнительной образовательной программы Справка 01.01; Заместитель по образовательному процессу, методисты, педагоги
Направления мониторинга Форма Сроки Ответственные исполнители Источник информации Выход (итоговая документация) 1.4. Результативность воспитательного процесса План воспитательной работы учреждения и творческих объединений; Анализ досуговых мероприятий; Наличие призеров, дипломантов; Беседа; Анкетирование Аналитический материал, рейтинг участия воспитанников ежеквартально Заместитель по воспитательной работе; методисты; педагоги участие обучающихся в досуговых мероприятиях проведение воспитательных мероприятий работа с родителями достижения обучающихся II. Выполнение социального заказа Уровень удовлетворенности потребителей Анкетирование, беседы, наличие/отсутствие жалоб Справка Март- апрель Специалисты мониторинговой службы
Циклограмма мониторинга сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель июнь июль август Образ. пр-с Кадр. обесп. Мат- техн. обесп. Удовл етв-ть потреб
Распространение мониторинговой информации и выработка управленческих решений ! Информация должна попасть к нужному пользователю в доступной для его восприятия форме; !! Часть информации должна использоваться только определенной группой специалистов
Три уровня потребителей информации мониторинга: общество, социум, родители; группы специалистов, отдельные специалисты, готовящие решения, исполнители; руководители, лица, принимающие решения.
Виды итоговых документов: 1. Отчет – адресован заказчику (руководство, Министерство); 2. Научные публикации – для специалистов, профессионального сообщества, управленцев; 3. Публикации в СМИ
Выработка управленческих решений: Информация должна быть получена, воспринята и переработана лицом, принимающим решения или уполномоченным на это, следовательно, она должна быть представлена в той форме, в которой эти лица в состоянии ее воспринять
Требования к организации и проведению мониторинга Наличие программы мониторинговых исследований. Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени. Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования. Итоги мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями. При проведении мониторинга необходимо соблюдать системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.