Вопросы викторины по русскому языку для учащихся 8-11 классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИНИЙ РАУНД
Advertisements

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен… А.И.Куприн.
СИНИЙ РАУНД
Девиз конкурса: ЛЮБИ, ЦЕНИ И ЗНАЙ РУССКИЙ ЯЗЫК! Разминка.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (ОБОБЩЕНИЕ). УЧИТЕЛЬ: ГАВРИШ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА.
Название океана Л Е И С КА К Остров Однозначных и Многозначных Слов Остров ОСА Остров Фразеологизмов Остров Исторический Остров Прямого и Переносного.
Канкулова Марита Лябидовна у читель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Пословицы и поговорки. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин.
Подготовила: учитель начальных классов Тимановская Елена Витальевна.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. МОЯ СЕМЬЯ 7+ Я ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья – это много понятий разных, Семья - это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость.
Склонения имени существительного Подготовила учитель русского языка и литературы Плишкина Надежда Александровна.
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Учебные материалы к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы.
Лексика. Повторение. Русский язык. 5 класс Учитель: Никонова Е.Н. Школа 121 г. Красноярска.
Литературная гостиная. сеинен вючтет ошела шпирнив дорира 1. Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ? рамшакмаршак.
1 Имя существительное 5 класс Казанцева Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Спасская СОШ», с. Батурино Томского района Томской.
1 УРОК – ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» Зуйкова Н. М.-учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ3.г.Чапаевск, класс
1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию - СИНОНИМЫ 2. Раздел науки о языке, изучающий слово и его значение - ЛЕКСИКА 3. Слова,
Транксрипт:

Вопросы викторины по русскому языку для учащихся 8-11 классов

1. Расставьте ударение в словах: иконопись, бунгало, афиняне, искони, лососевый, обеспечение, творог, кулинария, костюмированный, искра, досуг, ворожея, пихта, отрочество.

2. Слова «шлем», «привратник», «облако», «млеко», «смрад», «прах», «юродивый», «перст», «нёбо» являются заимствованными. Из какого языка? Подберите к данным словам русские соответствия.

3. Существует словосочетание «проливной дождь». Здесь слово «проливной» имеет значение «очень сильный по степени проявления». Найдите прилагательные, которые передают тот же смысл в сочетании с данными словами: брюнет -.., друг - …, враг -.., ошибка -.., тьма -.., дурак - ….

4. Слово «брезг» - диалектнмое, но слова, производные от этого корня, есть и в литературном языке. Что означает это слово? Выберите ответ: а) ворчание б) брызги в) рассвет г) берег д) брезент

5. Объясните значение архаизмов и подберите к ним современные синонимы: брадобрей лицедей водомет длань лепта позор выя

6. Установите соответствие. Заполните пропуски: Украинский язык Белорусский язык Русский язык КинутиКiнуць Тутешний Тутэймы МáтиМáци Жити Жыць Враз Разом Вовк Воцк

7. Образуйте названия жителей – мужчин от названий городов: Тула, Одесса, Кострома, Орел, Киров, Волгоград, Псков, Пенза, Ярославль, Астрахань, Томск, Омск, Минск, Курск, Смоленск, Тамбов.

8. Объясните разницу в значении слов: барский – барственный, поглотить – проглотить, адресат – адресант, болотистый – болотный. Как называются эти слова?

9. Объясните значение слов – омонимов: болтун (болтливый человек) – болтун (…), бор (хвойный лес) – бор (…), тушить (прекращать горение) – тушить (…), вид (внешность) – вид(…), ласка (животнмое) – ласка (…).

10. Допишите фразеологизмы: дрожит …, надулся …., ворона …, кривить …, умирающий …., до мозга …, втирать …., стреляный …..

11. К польским пословицам подберите синонимичные русские: а) битому псу только покажи лозу; б) в темноте и гнилушка светит; в) не тычь носа в чужмое просо; г) когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется.

12. Отгадайте чувство (зависть, стыд, радость, счастье, тоска, любовь, надежда, обида, презренье, страх) по характерному для его «языка» лексикону: а). Нам гладит щеки (….) с изнанки утюгом (А. Вознесенский). б). В душе блеснула (…….), как искры яркие на снежном хрустале (П. Вяземский). в). Мы пьем в (……) отраву сладкую (Е. Баратынский). г). Холодный (….) по жилам пробегает и жизнь и теплоту в них леденит (В. Шекспир). д). Как рано (…….) привлек я взор кровавый (А. Пушкин). е). На их главу клеймо (………) я положу и обреку проклятью (П.Вяземский). ж). Еще (…..) тянет с блюдца невыспавшееся дитя (О. Мандельштам). з). А я лучше в поле пойду, где зерна легли налитые и брошу в одну борозду (…….) свои золотые (Л. Васильева). и). Горло сжала (…..) тебе обручем острым своим (Аполлинер). к). Разве ты не понимаешь сам, как непрочно комнатнмое (……е), наглухо закрытмое ветрам (Ю. Друнина).

13. Определите род имен существительных: кольраби, тюль, толь, салями, иваси, рантье, кашне, хинди, суахили, авеню, цеце, атташе, Онтарио, Торонто, МИД.

14. Найдите грамматически одушевленные имена существительные: стол, кукла, покойник, туз, матрешка, народ, отряд, труп, валет, леший, русалка, кенгуру, очаг, игра, роза.

15. Вставьте пропущенные буквы –н- или –нн-: штора…а я, холсте…а я, каме…а я ограда, белова…мое дитя, подруга рассея…а, не коше…ый луг, назва…ый брат, ветра…ой двигатель, кава…ый медью сундук, он слушал рассея…о, реше…а я задача, свежемороже…а я рыба, серебря…ый браслет.

17. Определите морфемный состав слова: детвора, жених, маскарад, домой, репортаж, пастбище, лисий, землепроходец, разоделись, двумястами, учительство, куда-нибудь, та кси.

19. Определите средства выразительности: а). О чем ты вмоешь, ветер ночной, О чем так сетуешь безумно? (Ф.И. Тютчев) б). Уныла я пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин) в). Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов) г). Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт. (А.С. Пушкин) д). Я волком бы выгрыз бюрократизм. (В. Ма яковский) е). Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить …(Н.А. Некрасов) ж). В сто сорок солнц закат пылал. (В. Ма яковский) з). Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин)

20. Напишите антонимы к следующим словам: смысл – с, со – прогрессивный – позор – нельзя – изнутри – экономия – цивилизация –