Проект «Самоопределение учащихся в образовательном пространстве гимназии» Авторы: учащиеся 10 класса Диагностическая часть проекта выполнена гимназистами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития.
Advertisements

Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного.
Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы.
Проект «Модель тьюторского сопровождения в НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ города Чайковский» 2010 год.
Психологическое сопровождение в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения Ободовская Л.А., педагог-психолог МОУ «СОШ 27», 2009 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 9 «Б» КЛАССА «ПРОФЕССИЯ И КАРЬЕРА» АВТОР: СЫЧЕВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ СОШ 1 ИМ. М. ГОРЬКОГО Г. АРЗАМАСА.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.Н.Гридасова, педагог-организатор по М.Н.Гридасова, педагог-организатор по предпрофильной.
Роль методиста по профориентации в формировании готовности учащихся к профильному обучению.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
«Проблемы и перспективы профильного и предпрофильного обучения».
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения.
Дроздов С.Ю. Зам.директора по УВР ЦО 429 «Соколиная гора» Дроздов С.Ю. Зам.директора по УВР ЦО 429 «Соколиная гора»
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Предпрофильная подготовка Цели, содержание, организация Л.В. Балахчи.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
- способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом - оказание.
Транксрипт:

Проект «Самоопределение учащихся в образовательном пространстве гимназии» Авторы: учащиеся 10 класса Диагностическая часть проекта выполнена гимназистами социально-экономического профиля 10 класса, технологическая - гимназистами информационно- технологического профиля 10 класса Руководитель проекта – Щекота Л.В., зам. директора по науке гимназии 1 г. Хабаровска

Исследование проблемы: «Соответствие профессии или поиск своего места в мире профессий?»

Социально-профессиональное самоопределение- это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально- трудовой деятельности (Немова H.B.) Профессиональное самоопределение понимается как «нахождение смыслов выполняемой работ» (Пряжников Н.С.) Профессиональная самоидентификация – отожествление себя с определенной социальной группой, профессией (Щербаков М.А.) Профессиональная самоидентификация - поиск своего места в мире профессий (Пищик А.М.) Глоссарий:

Актуальность. Главное противоречие подросткового и раннего юношеского возраста- это достижение автономии ( сохранение самобытности и независимости) с одной стороны и формирование собственной идентичности с другой. Главное в процессе формирования самоидентификации по мнению Э.Эриксона прохождение подростком кризиса идентичности, т.е. прохождение через период принятия собственного решения, связанный с твердыми обязательствами по отношению к сделанному выбору системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.

Наша гипотеза: Осмысленное профильное, а в последующем профессиональное самоопределение возможно, если гимназисты имеют возможность выбора альтернативных форм обучения; гимназисты имеют свободу ситуативного, социального и культурного самоопределения; каждый гимназист становится активным участником процесса формирования способности к самоопределению

* Теоретическое исследование вопроса профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательного пространства гимназии * Изучение внутренних и внешних факторов в выборе профиля обучения и профессионального самоопределения Ход исследования:

Методы исследования: Теоретическое изучение вопроса: 1.самоопределение, 2. профессиональное самоопределение, 3. профессиональная самоидентификация 4. предпрофильная подготовка и профильное обучение Использование конкретных знаний для подтверждения гипотезы успешного самоопределения : (наблюдение, анкетирование, беседы, самоанализ)

План исследования: Изучение теории вопроса – профессиональное самоопределение или профессиональная самоидентификация? Кто мы? Какие мы? Влияние внешних и внутренних факторов на выбор образовательного маршрута

Конечно цвет глаз и волос не является фактором, способствующим нашему самоопределению, а лишь частичка в знакомстве Вас с нами.

38% 62%

Что я ожидаю от обучения в профильном классе? В момент выбора профиля Сейчас глубоких и разносторонних знаний по всем предметам качественную подготовку в ВУЗ по интересующему меня предмету возможность личностного саморазвития (через индивидуальное обучение, участие в работе научного общества, проектах, самоуправлении) подготовку к будущей профессии Гимназистам 10 класса были заданы вопросы:

Проблема выбора Выбор-это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив, между которыми всегда существуют противоречия, которые должен разрешить субъект (Н.С. Пряжников) О.В.Овчинникова предлагает различать «простой» и «смысловой» выбор

Модель простого выбора: Ситуация выбора Осмысление имеющихся альтернатив на основе заданного критерия Определение ключевой альтернативы Реализация намерения в действие Модель смыслового выбора: Ситуация выбора Сбор альтернатив Осмысление имеющихся альтернатив Определение критерия для сравнения альтернатив При условии формирования высшей духовной ценности на основе саморегуляции происходит определение ключевой альтернативы Реализация намерений в действие

Ситуация выбора: Элективы, курсы по выбору Углубленное изучение предметов Доп. образование Кружки, секции Общеобразов ательные классы с системой предпрофиль ной подготовки Другие образовательные учреждения 5-9 классы Старшая школа Многопрофильная школа Выстраивание индивидуальной траектории развития Доп. образование Другие учебные учреждения Курсы Индивидуал ьные занятия Научное общество Дистанционн ое обучение Веер предметов базового. профильного и школьного компонента

Уровни самоопределения старшеклассников на начало учебного года

Какие качества необходимы для приобретения лучших возможностей для получения в будущем интересной, престижной и высокооплачиваемой профессии?

Два человека из класса считают, что чтобы быть успешным в будущей профессии надо быть наглым, изворотливым и уметь лгать.

Модель формирования идентичности Марсия Статусы предрешенности Прохождения кризиса идентичности или принятия решений Обязательства в отношении выбора карьеры Статус предрешенности Нет Есть Статус диффузии Нет Статус мораторияВ процессе прохождения В процессе принятия Статус достижения идентичности Пройден Приняты

Статусы формирования профессиональной самоидентификации гимназистов 10 класса Все респонденты 10 класса указали на то, что они находятся в статусе моратория (74%) или даже успешно разрешили кризис идентичности (26%). И это несмотря на то, что некоторые респонденты, согласно другим методикам исследования, сделали выбор профиля под действием других факторов ( по совету родителей, за компанию с другими).

Статусы формирования профессиональной самоидентификации гимназистов 10 класса

Степень тревожности

Какие факторы повлияли на выбор профиля?

Разнообразие форм предпрофильной подготовки направленно на формирование самостоятельного и осознанного выбора профиля. Все гимназисты уверенно отмечают значимость тех или иных форм системы предпрофиля в оказании помощи в профильном самоопределении.

Существенно расходятся мнения гимназистов и школьников, поступивших в гимназию из других образовательных учреждений, на значимость системы предпрофильной подготовки. Только двое гимназистов из 15 опрошенных считают, что на выбор профиля обучения повлияли другие факторы. И только 2 школьника отмечают роль предпрофиля в своих учебных учреждениях.

Анализ диаграммы показывает, что у одного гимназиста и одного бывшего школьника вряд ли можно назвать выбор профиля зрелым.

Какой я? Что я могу? Чего хочу или не хочу? хочу

могу

хочу могу надо

хочу могу надо Какой я? Что я могу? Чего хочу или не Какой я? Что я могу? Чего хочу или не хочу? Какие качества в себе я должен развивать, что бы быть успешным в профессиональной деятельности: Целеустремленность Коммуникабельность Терпимость А также умение ставить цель, находить пути решения проблем, добиваться результата, который ценен для других, для общества, а не только для себя

Имею свободу выбора элективных курсов и профиля обучения с учетом своих (и семьи) возможностей, выявленных способностей, изменение жизненных и профессиональных планов Что я могу? Сменить профиль на любом этапе (на основе увеличения самост. работы, экстерната и сдачи соответствующего зачетного испытания). Выстраивать собственную образовательную траекторию