Тайная вечеря Новозаветный сюжет в изобразительном искусстве Окончание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прорыв в действительность. История рассказанная во времени.
Advertisements

Мир художественной культуры Эпохи Возрождения Выполнил: Филиппов Михаил.
«Тайная вечеря» Бинарный урок по МХК, литературе, истории, ИЗО. Урок подготовлен учителями: Дуркиной И.И., Степановой Е.Б.
О чём говорят жесты рук? жесты рук? Рисунки выполнены одним художником или несколькими? Изображения из одной картины или собраны из разных произведений?
Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
Апостол- в переводе с греческого - посол. « И призвав учеников своих он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь.
Презентацию подготовила учитель Изобразительного искусства Марьина Л.В. МОУ «СОШ с. Леляевка» по программе Неменского.
«В жизни человека существует преемство мысли, тянущееся через века.» И.М.Сеченов.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Цель урока: Сформировать представления об эпохе Возрождения.
Леонид Андреев. Иуда Искариот. И.Е.Репин. Леонид Андреев.
Тенденции развития европейской культуры. Эпоха Возрождения. XVI-XVIII века. 10 класс Выполнена учителем высшей квалификационной категории МКОУ СОШ 1 пгт.
Творчество великих живописцев. Четыре гения сияют в Италии Четыре гения сияют в Италии в период Высокого Ренессанса. в период Высокого Ренессанса. Каждый.
Рафаэль Санти Рафаэ́ль Са́нти итал. Raffaello Santi, Рафаэ́ль Са́нти итал. Raffaello Santi, 28 марта апреля 1520 итальянский живописец, график и.
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
"Как прекрасен этот мир"
Важнина Надежда Васильевна - учитель истории МОУ Андреапольской СОШ 2 Высокое Возрождение в искусстве 7 Класс Новая История 7 Класс Новая История.
Мазаччо (Томазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Кватроченто. XV век.
Леонардо да Винчи.
Библейские сюжеты. Андрей Рублёв. Троица Огромная, почти девятиметровая фреска Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" ( ) изображает тайную вечерю.
Фрагмент автопортрета Фальфраф Ришартц Музей, Кельн Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс ( ) был человеком редкого по масштабу.
Транксрипт:

Тайная вечеря Новозаветный сюжет в изобразительном искусстве Окончание

Адекватно отобразить в материальных объектах трансцендентальную суть Тайной вечери («Свет от Света, Отчее Сияние»), пребывающей в золотом сиянии вечности горнего мира, смогли только средневековые художники, обладавшие способностью с особой достоверностью воплощать мистические видения. Тайная вечеря. Алтарный фронтон из монастыря Суригуэрола. XIII в. Испания

Средневековые мастера смогли пластически реализовать догмат о таинстве преосуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господню. В рельефе из церкви Св. Архангела Тело Христа буквально вырастает или, можно сказать, пребывает в обрамлении причастной чаши. Этот эффект достигается тем, что фигуры окружающих Христа апостолов придают пространству форму потира. Тайная вечеря. XV в. Церковь св. Архангела Михаила в селе Салль, Великобритания Силуэт Богоматери Оранты в апсиде собора явственно повторяет очертания евхаристической чаши. Мозаики в апсиде собора Cв. Софии Киевской. XI в. (фото: iskusstvu.ru)

В апсиде храма монастыря Ставроникита образ Богоматери – вместилища-чаши парит над сценой Тайной вечери как трапезы. Тайная вечеря. Мастер Феофан Критский. XVI в. Монастырь Ставроникита, Афон, Греция В «Тайной вечере» из собора Протата в Карее древний архетипический образ присутствует в виде интерьера дома, обволакивающего застолье, и в виде котлообразной чаши, чья символика восходит к ритуальному котлу, в котором, как в лоне Богини- матери, происходит воссоздание жизни. Тайная вечеря. Мастер Мануил Панселин. XIII в. Собор Протата в Карее, Афон, Греция

Средневековые мастера разрабатывали преимущественно символические и догматические аспекты Тайной вечери. Психологические коллизии только обозначались. С переходом к Новому времени действие переносится на землю, и на первый план начинают выходить психологические и морально-этические аспекты сюжета. Впервые история жизни и страстей Христа была переведена на язык драматических человеческих чувств Джотто. Джотто ди Бондоне Тайная вечеря 1304–1305 Капелла дель Арена, Падуя, Италия

Расширение сакральных возможностей перспективно выстроенного пространства/пустоты произошло в работах мастеров Северного Возрождения, которые наполнили пустоту светом. Д. Боутс. Установление Таинства Евхаристии Церковь св. Петра. Лувен, Бельгия Более иллюстративный ход использовали итальянские художники XV в. Д. Гирландайо. Тайная вечеря. Монастырь Сан Марко. Флоренция, Италия

Во фреске неизвестного художника школы Пьетро Лоренцетти покой Тайной вечери нарушается моральным противостоянием, выраженным в дуэли взглядов Христа и Иуды. Неизвестный художник школы Пьетро Лоренцетти. Тайная вечеря. До Без м. н.

Со временем вынесение фигуры Иуды по другую сторону стола, символика более темных, вплоть до черного, одежд Иуды, демонизация профильного изображения лица стало достаточно частым явлением. А. дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1445–1457. Монастырь Сант-Аполлония, Флоренция. Италия Фра Анжелико Тайная вечеря 1450 Музей Сан-Марко Флоренция Кастаньо зримо ощутил непроходимую границу, которая пролегла между существованием нижнего земного мира и вечной жизнью мира горнего. Одним из первых он почувствовал невозможность преосуществления конечного, темного, материально-каменного земного мира и отказал ему в вечной жизни.

Леонардо да Винчи суммировал синтезирующие и деструктивные направления в разработке концепции Тайной вечери и вышел на новый уровень концепции единства сакрального и земного, находя источник чуда и гармонии единства в земном бытии. Л. да Винчи. Тайная вечеря. 1495–1498. Церковь Санта Мария делла Грацие, Милан, Италия

Гравюра А. Дюрера 1523 г. появилась в смутное время теологических споров протестантов и католиков о природе евхаристических таинств. А. Дюрер. Евхаристический вариант гравюры с 11 учениками А. Дюрер. Тайная вечеря Из цикла «Большие страсти». 1510

В работе Эль Греко свет слабеет. Нимб Христа бледен, как солнечная корона в момент затмения. За спиной Христа зияет черная дыра небытия. Пламя одежд апостолов и Христа стынет от инфернального дыхания тьмы. Пространство неустойчиво плывет. На передний план по-хозяйски выдвигается змеевидная фигура Иуды – наследника сатаны. Еще мгновение – и нависший над белым сиянием стола-жертвенника занавес неизбежности падет. Эль Греко. Тайная вечеря Национальная пинакотека, Болонья, Италия

В эпоху маньеризма и барокко становятся востребованными те смыслы Тайной вечери, которые связаны с мистикой нижнего мира и его роли в круговороте жизни/смерти. У Тинторетто тьма поглощает все пространство сцены Тайной вечери. Это уже не земной, а подземный мир, склеп без окон и дверей. Тинторетто вводит в Тайную вечерю мотив рождественских ангелов, поющих славу, как символ рождения. Изобилие еды отсылает к древним смыслам символики акта еды как приумножения жизни, превращения неживого в живое. Тинторетто. Тайная вечеря. 1592–1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция, Италия

Образ Христа как светильника, освещающего тьму земного мира, хорошо сочетался с оптимистической цивилизаторской концепцией классицизма. Горящее в светильнике пламя вписывалось в натурфилософскую теорию, опирающуюся на античные идеи о базовых природных стихиях огня, воды, воздуха и земли. Н. Пуссен Евхаристия (Таинство святого причастия) 1647 Национальная галерея Эдинбург

Мастера классицизма, Просвещения, академизма разрабатывали световую символику Христа, возвращая ее в лоно горнего мира света. Г. Доре. Тайная вечеря Дж.-Б. Тьеполо. Тайная вечеря. 1745–1750. Музей Лувр, Париж

Представители символизма и реализма разрабатывали теневые аспекты Тайной вечери. Предтеча символизма, У. Блейк, сосредоточился на мистических и духовных аспектах чуда Света во Тьме. Его просветленные апостолы суть духовные сущности, где бы они ни находились. У. Блейк. Тайная вечеря Национальная галерея искусств, Вашингтон

Реалисты развили идеи власти тьмы как в моральном, так и в экзистенциальном плане. В своих играх с Тьмой они опирались на опыт Рембрандта, который впервые в работе «Христос в Эммаусе», экспериментируя с загороженной лампой, воплотил теневой образ Христа. Одной из самых «темных» версий «Тайной вечери» является работа Николая Ге. Н. Ге. Тайная вечеря. 1861–1863 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Рембрандт. Христос в Эммаусе Музей Лувр, Париж

С самого начала средневековой традиции существовал антипод Тайной вечери – Пир Ирода, на котором был умерщвлен Иоанн Креститель, предтеча Христа. В связи с человеческим жертвоприношением этот пир в христианской традиции воспринимался как пир смерти. Л. Кранах Старший. Пир царя Ирода Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Первые попытки пародий на сюжет Тайной вечери появились в XVII в. Д. Веласкес. Триумф Вакха (Пьяницы) Музей Прадо. Мадрид Н. Ланкре. Завтрак с ветчиной Музей Конде, Шантийи

На изображение Черной мессы, антипода христианского евхаристического ритуала, художники не осмеливались долго. Редким исключением является И. Босх. И. Босх. Искушение святого Антония. 1505–1506. Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Романтик Ф. Гойя изобразил Черную мессу в серии «Капричос». Ф. Гойя. Благочестивая профессия. Из серии «Капричос» (закончена)

Экзистенциальный кризис ХХ в. породил «Пир королей» П.Н. Филонова, в которой суммировался опыт изображения пира смерти, глумления над сакральными истинами, конструирования монстров и создания сатанинских мерзких чудовищ, убивающих все истинное и прекрасное. П. Филонов. Пир королей Государственный Русский музей, Санкт-Петербург П. Филонов Последний ужин 1920 «Последний ужин» демонстрирует в духе «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова смешение возвышенно сакрального и житейски вульгарного.

Вариант глубоко зашифрованной анти тайной вечери дал К. Петров-Водкин в картине «Новоселье». К. Петров-Водкин. Новоселье (Рабочий Петроград) Государственная Третьяковская галерея, Москва

Н. Нестерова. Тайная вечеря Частное собрание Н. Нестерова. Тайная вечеря Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Медковой Журнал «Искусство» 7-8/2013